Актуальность настоящей статьи обусловлена тем обстоятельством, что бизнес-процессы являются основой в работе всех сотрудников компании, они содержат данные, которые обеспечивают и руководителей, и работников фирмы информацией. Бизнес-процессы необходимо постоянно корректировать, учитывая условия растущего рынка, для того чтобы поддерживать уровень качества конечного результата деятельности и оставаться конкурентоспособной компанией.
Ключевые слова: бизнес-процессы, устойчивое развитие, экономика фирмы
На сегодняшний день использование бизнес-процессов (далее — БП) для управления эффективностью деятельности предприятия считается популярным. Именно порядок в часто повторяющихся действиях, который несет за собой использование такой системы, сказывается положительно на ведении бизнеса, а именно многие процессы в организации проходят четко, слаженно, быстро, с минимальной напряженностью.
Организации, которые вводят систему БП, преследуют следующие цели:
‒ навести порядок в постоянных задачах;
‒ помнить обо всех деталях действий: от самых важных до самых мелких;
‒ включить клиентов в свои бизнес-процессы;
‒ создать единую IT-инфраструктуру;
‒ распределить ответственность;
‒ сэкономить время и средства на управлении компанией [1, с. 17].
В последнее время, наряду с использованием БП, широкое распространение получило комплексная автоматизация бизнеса.
Комплексная автоматизация — необходимый инструмент для достижения наиболее высокой оптимизации работы персонала — от руководителя до менеджера низшего звена — и завоевания лидирующих позиций на рынке.
О комплексной автоматизации бизнеса написано много книг и научной литературы. Так, Ю. А. Петров, Е. Л. Шлимович, Ю. В. Ирюпин в своей книге «Комплексная автоматизация управления предприятием» подробно описали этот процесс [4].
Так, комплексная автоматизация управления предприятием реализуется в рамках комплексной системы автоматизации. Комплексная система автоматизации — это система управления финансово-хозяйственной деятельностью предприятия, обеспечивающая принятие обоснованных управленческих решений на основе качественной и достоверной информации, получаемой с помощью современных управленческих и информационных технологий. Она обеспечивает ведение оперативного, бухгалтерского и управленческого учета и строится на основе единого информационного пространства, охватывая и координируя всю совокупность управленческих процессов предприятия.
Комплексная автоматизированная система управления предприятием является сегодня одной из важнейших составляющих успешного развития бизнеса. Если эта система выбрана и реализована правильно, она помогает устранить многие недостатки в управлении, например [3, с. 12]:
‒ разобщенность управленческих и информационных технологий;
‒ несоответствие систем планирования и контроля;
‒ неэффективность управления затратами;
‒ неэффективность использования финансовых ресурсов (из-за отсутствия в нужные сроки выверенной информации о запасах и затратах).
Этот список можно продолжать достаточно долго, его состав будет определяться, в частности, особенностями бизнеса и сложившейся на предприятии системой управления.
В целом комплексная автоматизированная система управления предприятием должна обеспечивать [2, с. 25]:
‒ высшее руководство — информацией для стратегического планирования, финансово-экономического прогнозирования и анализа хозяйственной деятельности;
‒ руководство среднего уровня — информацией для оперативного планирования и координации подконтрольных ему функций;
‒ рядовых сотрудников — эффективными инструментами для выполнения должностных функций, регистрации фактов хозяйственной деятельности и принятия оперативных решений.
Сегодня на рынке продуктов программного обеспечения существует огромное количество инструментов комплексной автоматизации бизнеса, такие как AVACCO, фирма этого ПО — AVACCO Soft — специализируются на комплексных проектах по внедрению современных информационных технологий на предприятиях заказчика.
В основу деятельности компании положен принцип максимально полного учета интересов и потребностей клиентов, индивидуальный подход к решению поставленных задач. Компания оказывает услуги полного цикла, включающие проектный анализ, консалтинг, проектирование, разработку, тестирование, внедрение, авторское сопровождение, развитие, обучение персонала. Конечной целью проводимых мероприятий является повышение эффективности управления и оптимизация бизнеса клиентов.
Также Система «Е1 Евфрат» — мощный инструмент автоматизации бизнес-процессов и оптимизации документооборота для компаний всех типов и размеров. Система эффективно решает задачи как в рамках небольшой структуры, например канцелярии, отдела, департамента или локальной организации в целом, так и в рамках территориально распределенной организации со сложной схемой информационных потоков. При этом «Е1 Евфрат» полностью настраивается в соответствии с требованиями регламентов, положений и инструкций по работе с документами, разработанными и применяемыми организацией и продукты от компании VitaSoft — один из лучших поставщиков решений для комплексной автоматизации бизнеса.
В свою очередь, существует две основные формы улучшения БП: революционная (реинжиниринг) и эволюционная (совершенствование/оптимизация) или постепенное и прорывное улучшение, которые отличаются друг от друга временными рамками, затратами, рисками и полученными результатами от проведения выбранной процедуры.
Наиболее популярной формой улучшения БП признан реинжиниринг, как кардинальная и революционная перестройка БП для достижения коренных улучшений компании. Реинжиниринг БП является в настоящее время наиболее эффективным средством революционного преобразования БП.
Применение того или иного способа улучшения БП зависит от существующей ситуации в организации и на рынке.
При оптимизации БП в основном обращают внимание на следующие моменты в деятельности организации:
‒ дублирование функций — функциональные обязанности пересекаются, создавая беспорядок, а иногда и хаос. Отсутствие прозрачности системы управления порождает «черные дыры», в которых пропадают денежные, материальные и временные ресурсы;
‒ скрытое противостояние интересов собственников и топ-менеджеров компаний. Нередко встречается ситуация, когда топ-менеджеры занимаются лишь оперативным управлением (или созданием его видимости) и решением различных локальных вопросов. Времени на вопросы стратегии и внедрение изменений, вызванных потребностями рынка, почему-то не хватает. Собственникам компаний же хочется, чтобы топ-менеджеры в основном занимались инициацией и реализацией вопросов стратегического развития при отлаженной работе существующего бизнес-механизма;
‒ отсутствие системы улучшения деятельности компании на всех уровнях (об этом обычно задумываются только собственники) — очень часто встречаются сотрудники, которым абсолютно все равно, как улучшить их деятельность и деятельность компании.
На сегодняшний день рынок товаров и услуг по программному обеспечению деятельности фирмы бурно развивается; теперь для того, чтобы «привести в порядок» дела бизнеса только улучшением БП становится недостаточным и поэтому начинают в последнее время использовать комплексную автоматизацию бизнеса в целом.
Литература:
- Аксенова С. Информационные технологии моделирования бизнес-процессов. — М.: Лаборатория Книги, 2010. — 46 с.
- Козлов А. С. Проектирование и исследование бизнес-процессов: учеб. пособие. — 4-е изд., стер. — М.: Флинта, 2011. — 272 с.
- Мамонова В. Г. Моделирование бизнес-процессов: учеб. пособие / В. Г. Мамонова, Н. Д. Ганелина, Н. В. Мамонова. — Новосибирск: Изд-во НГТУ, 2012.– 43 с.
- Петров Ю. А., Шлимович Е. Л., Ирюпин Ю. В. Комплексная автоматизация управления предприятием. — М: «Финансы и статистика», 2015. — 160 с.