Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (ФГОС) определяет современные ориентиры построения взаимоотношений дошкольной образовательной организации (ДОО) с семьями воспитанников. Среди основных принципов дошкольного образования ФГОС выделяет сотрудничество ДОО с семьей.
Одной из важнейших задач, решаемых ФГОС, является обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи и повышения компетентности родителей в вопросах развития и образования детей, охраны и укрепления их здоровья.
Состояние здоровья подрастающего поколения вызывает особую озабоченность государства и общества. Одной из задач ФГОС ДО является охрана и укрепление физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия, а также обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи и повышения компетентности родителей (законных представителей) в вопросах охраны и укрепления здоровья детей.
Развитие ребенка-дошкольника осуществляется преимущественно в двух образовательных институтах — семье и учреждении дошкольного образования. Родители и педагогические работники — воспитатели одних и тех же детей. Результат воспитания может быть успешным тогда, когда родители и педагоги станут союзниками.
Один из основных показателей эмоционального благополучия — физическое здоровье. Внедрение в образовательный процесс здоровье сберегающих технологий предполагает не только применение новых методик педагогами, но и повышение уровня родительской компетентности, так как ценностное отношение к собственному здоровью у ребенка закладывается, в первую очередь, в семье.
Признание приоритета семейного воспитания требует новых отношений семьи и учреждения дошкольного образования. Новизна этих отношений определяется понятиями «сотрудничество» и «взаимодействие». Современные исследования показывают, что практика взаимодействия учреждения дошкольного образования и семьи нуждается в изменении, обществу и семье нужна большая открытость и признание партнерских прав родителей. В настоящее время возрастает эффективность работы учреждения дошкольного образования с семьей при превращении его в открытую социально-педагогическую систему с целью создания единого образовательного пространства «семья — детский сад».
Не менее важным является вопрос о выборе форм и методов повышения родительской компетентности. Как правило, взрослые люди хотят учиться, если они видят необходимость обучения и возможности применить результаты для улучшения своей деятельности, повышения качества жизни. Задачи работы по повышению родительской компетентности определяют также особую структуру организации встреч с родителями.
Воспитатель, вооруженный знанием педагогики дошкольного воспитания, психологии общения и многими другими знаниями, может уверенно общаться с родителями, строить партнерские отношения, направленные на поиск общих решений воспитания и развития ребенка. Этому способствует открытость детского сада для семьи: — систематическое посещение родителями группы детского сада; — организация совместных праздников; — посещение педагогами семей своих воспитанников с последующим планированием сотрудничества с родителями; — проведение бесед, консультаций, просмотр деятельности детей и др. Важно признание за родителями партнерства в общем деле воспитания.
Конструктивное взаимодействие педагога с семьей по повышения педагогической компетентности родителей ДОО. Никакая книга, никакой врач не заменят собственной зоркой мысли и внимательного наблюдения. Велеть кому-нибудь дать тебе готовые мысли о воспитании, это все равно, что, поручить чужой женщине, родить твое дитя.
Повышение родительской компетентности — одно из важнейших направлений образовательной работы учреждения дошкольного образования. Современная семья по ряду объективных причин нуждается в помощи окружающего социума в вопросах воспитания и образования детей, формирования основ безопасности. Общеизвестно, что родители с момента рождения ребенка, в период его старшего дошкольного возраста остро нуждаются в помощи специалистов. Взаимодействие семьи и педагогов может состояться только тогда, когда есть значимая ценность — это здоровье и безопасность ребенка. Для благополучия ребенка, его безопасности важно выбрать четкую стратегию сотрудничества. С этой целью нами были определены задачи педагогического взаимодействия с родителями по формированию культуры безопасности дошкольника: направленность родителей на ребенка, ориентация семьи на формирование основ культуры безопасности у дошкольника; обеспечение безопасности ребенка в домашних условиях, на природе; формирование специальных знаний в области культуры безопасности (психологические, педагогические, правовые, медицинские, общая эрудиция родителей); освоение родителями основ личностно — ориентированной педагогики общения с детьми; формирование практических навыков воспитания личности безопасного типа, непосредственное участие родителей в образовании детей; обеспечение тесного сотрудничества и единых требований учреждения дошкольного образования и семьи в вопросах безопасности детей.
Таким образом, в старшем дошкольном возрасте возникают объективные предпосылки формирования у детей начал культуры безопасности. Основы данного компонента культуры закладываются в семье. Именно в рамках семейного воспитания формируется мировоззренческая, нравственная и психологическая готовность к преодолению опасности. Насколько эффективным будет процесс воспитания, во многом зависит от компетентности родителей в данном вопросе. Несмотря на сложность и многомерность феномена «родительская компетентность», можно выделить ограниченный комплекс сопряженных с ним ролей взрослого, знаний, умений и компетенций, необходимых для их выполнения.
Работа с родителями — одно из важнейших направлений воспитательно-образовательной работы в ДОУ. Для благополучия ребенка очень важно выработать четкую стратегию сотрудничества. Ведь круг проблем, связанных с безопасностью ребенка, невозможно решить только в рамках детского сада. Поэтому необходим тесный контакт с родителями
Цель работы с родителями — объяснить актуальность, важность проблемы безопасности детей, повысить образовательный уровень родителей по данной проблеме, обозначить круг правил, с которыми необходимо знакомить прежде всего в семье.
Работу по повышению уровня компетентности родителей в вопросах охраны и укрепления здоровья детей в условиях дошкольного образовательного учреждения можно реализовывать через следующие направления:
– ознакомление с передовым опытом семейного воспитания по вопросу влияния образа жизни семьи на здоровье ребёнка;
– информирование о факторах, влияющих на физическое здоровье ребенка (спокойное общение, питание, закаливание, движения, о действии негативных факторах (переохлаждение, перегревание, перекармливание и др., наносящих непоправимый вред здоровью ребенка;
– ориентирование родителей на совместное с ребенком чтение литературы, посвященной сохранению и укреплению здоровья, просмотр соответствующих художественных и мультипликационных фильмов;
– знакомство родителей с оздоровительными мероприятиями, проводимыми в дошкольном образовательном учреждении, разъяснение важности посещения детьми секций, студий, ориентированных на оздоровление дошкольников;
– рекомендации родителям соответствующей педагогической литературы о создании в семье условий полноценного физического развития ребенка;
– ориентирование родителей на формирование у ребенка положительного отношения к физкультуре и спорту, привычки выполнять ежедневно утреннюю гимнастику, стимулирование двигательной активности ребенка совместными спортивными занятиями (лыжи, коньки, фитнес, совместными подвижными играми, длительными прогулками в парк или лес; создание дома спортивного уголка, предоставление ребёнку спортивного инвентаря (мячик, скакалка, лыжи, коньки, велосипед, самокат и т. д.);
– информирование родителей об актуальных задачах физического воспитания детей на разных возрастных этапах их развития, а также о возможностях дошкольного образовательного учреждения в решении данных задач;
– привлечения родителей к участию в совместных с детьми физкультурных праздниках и других мероприятиях, организуемых в дошкольном образовательном учреждении (а также районе, городе);
– информирование родителей о необходимости создания благоприятных и безопасных условий пребывания детей на улице и дома (соблюдать технику безопасности во время игр и развлечений на каруселях, на качелях, на горке, в песочнице, во время катания на велосипеде, во время отдыха у водоема и т. д.) и (не держать в доступных для них местах лекарства, предметы бытовой химии, электрические приборы; содержать в порядке электрические розетки; не оставлять детей без присмотра в комнате, где открыты окна и балконы и т. д.);
– привлечение родителей к активному отдыху с детьми, расширяющему границы жизни дошкольников и формирующему навыки безопасного поведения во время отдыха;
– побуждение родителей на личном примере демонстрировать детям соблюдение правил безопасного поведения на дорогах;
– ознакомление родителей с формами работы дошкольного учреждения по проблеме безопасности детей.
Реализация направленной работы по повышению компетентности родителей необходимо проводить в формах индивидуальных или групповых консультаций, родительских собраний, информации на информационных стендах, информации на сайте дошкольного образовательного учреждения, создания библиотеки (медиатеки, создания памяток, буклетов, презентаций, проведения спортивных праздников, соревнований, конкурсов, дней открытых дверей, лекций, семинаров, семинаров-практикумов, проведений мастер-классов, тренингов.
Все это позволяет сформировать у детей и родителей представление о здоровом образе жизни и навыков заботы о собственном здоровье, и тем самым повысит уровень их компетентности в вопросах охраны и укрепления здоровья детей в условиях дошкольного образовательного учреждения.
Литература:
- Авдеева Н. Н. Безопасность: Учебное пособие по основам безопасности жизнедеятельности детей старшего дошкольного возраста. Н. Н. Авдеева, Н. Л. Князева, Р. Б. Стеркина. — СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2007
- Никонова Л. Е. Взаимодействие дошкольного учреждения и семьи по формированию культуры дошкольников. — Минск.: — 2004.