Чтобы регулировать затраты, необходимо регулировать процессы, постоянно выискивать источники затрат и запасы увеличения производительности работ. И рассматривая работу организации как комплекс взаимосвязанных действий, она даёт возможность по-другому расставить приоритеты. В статье рассмотрены основные нюансы управления затратами для того, чтобы обеспечить продукцию нужным качеством, рассмотрен подход Джурана-Фейгенбаума. Приведен пример расчета затрат на качество продукции. Перечислены задачи по учету затрат, которые стоят перед управляющими для эффективной работы компании. Раскрыты ключевые правила управления затратами, а также методы, которые используют в управленческом учете затрат для того, чтобы предоставить качественный продукт, услугу.
Ключевые слова: учет затрат, расходы, управление расходами, минимизация издержек, гарантия качества, СМК, система менеджмента качества
В наше время за счёт развития всей экономики мира и усиления конкурентной борьбы на национальном и международном рынках организации стараются хорошо закрепиться на своей позиции и продолжать развитие. Компании, которые не могут удовлетворить своего покупателя качеством своего продукта, несут немалые потери, чем подвергают большому риску собственный бизнес. СМК считается средством организации достижения целей и установок в сфере показателей финансово-хозяйственной деятельности [1].
Расходы на качество — это такие расходы, которые несет компания для того, чтобы удовлетворить собственным продуктом или оказанной услугой своего потребителя. В настоящий момент имеются разные виды расходов, которые направлены на обеспечение качества продукта. Рассмотрим очень популярную классификацию Джурана-Фейгенбаума, в ней затраты делятся на 4 группы:
– издержки на предупредительные события — эти расходы компания направляет на уменьшение или полное устранение возможности появления дефектов или потерь;
– издержки на контроль — это расходы, которые несет компания на обнаружение и доказательство достигнутого нужного уровня качества собственного продукта;
– издержки на внутренние потери (дефекты) — издержки, которые были понесены внутри компании, до того как продукт был продан потребителю. Эти расходы появляются, когда необходимый уровень качества не был достигнут. Обычно, это расходы на предотвращение изъянов и достижение запланированной степени качества;
– Издержки на внешние потери — это затраты, которые несет организация для того, чтобы достичь нужного уровня качества своего продукт тогда, когда он был возвращен потребителем обратно компании.
Рассмотрим на примере:
В компании Z* расходы, которые связаны с внедрением программ усовершенствования качества продукта, составили 200 у.е., на оплату инспекторов и испытательного персонала, при плановых проверках производственных операций было затрачено 450 у.е. Были выявлены продукты, которые не соответствовали требованиям качества, и их цена составила 500 у. е., расходы на ремонт брака, выявленный покупателем — 300 у.е. По имеющимся данным задачи мы можем узнать, сколько же составили общие расходы на качество. Для этого необходимо сложить все вышеперечисленные расходы. Следовательно, общие затраты в компании Z. составили — 1450 у.е. [2].
С целью эффективной деятельности компании руководителю следует осуществлять несколько задач по учету расходов:
– отметить издержки, которые могут поспособствовать экономическому росту работы компании;
– подсчитать расходы всех подразделений отдельно и издержки на одну единицу продукции;
– исследовать все разновидности расходов для принятия в будущем правильных и выгодных управленческих решений;
– искать дополнительные ресурсы, которые смогут по возможности свести расходы к минимуму [3].
Кроме того, чтобы компания имела конкурентоспособность, нужно следовать нескольким принципам при управлении расходами на качество выпускаемого продукта или услуги.
Принципы управления расходами — это основные правила и советы, которыми работники компании должны придерживаться.
Ключевые принципы:
– комплексный подход к управлению издержками;
– контроль за расходами на любом этапе производства продукта;
– целостность методов, применяемых на различных уровнях управления;
– ликвидация лишних расходов;
– введение действенных способов уменьшения расходов;
– усиление интереса каждого подразделения в уменьшении издержек на создание продукта, при высоком качестве производства [4].
Потребность учета расходов на качество продукции можно выявить по ниже представленным задачам:
– регулярный анализ и создание плана по системе управленческого учета качества;
– непрерывное усовершенствование системы управления качества для того, чтобы соответствовать требованиям стандартов;
– поиск сделок с поставщиками, которые выгодны обеим сторонам и развитие взаимоотношений с партнерами;
– уменьшение расходов на производство в связи с предотвращением несоответствий;
– постоянное повышение квалификации работников в сфере качества товара;
– мотивация персонала [5].
Управление расходами на качество продукта состоит из определения издержек на увеличение качества продукта и контроль за убытками. Сформировавшиеся убытки в наибольшем значении относят к расходам на дефекты. В конечном итоге увеличение расходов на повышение качества приводит к уменьшению затрат на корректировку дефектов и наоборот. При управлении расходами на качество устанавливается финансовый результат прогнозируемых расходов на качество как уменьшение общих издержек за счёт снижения потерь, нанесенных дефектами. Более результативно управление расходами при грамотной систематизации расходов на качество, создание новейших методов, программ по обеспечению качества, при анализе средств и методов контроля качества. Контроль затрат даёт возможность наладить связь между расходами на качество и прибылью; подсчитать время окупаемости вложенных денег в обеспечение качества продукта или услуги; делать прогнозы и в дальнейшем дать оценку эффективности работы компании [6].
В учете управления расходами на качество продукта и услуг чаще всего используют методы:
– вычисления расходов на качество работ, услуг, товаров;
– расчёта издержек, связанных с процессами;
– выявления потерь из-за низкого качества товара.
Поскольку расходы на качество нельзя свести к нулю, их возможно привести к наилучшему уровню.
Выделяют два вида расходов:
- неминуемые расходы- это расходы, которые появляются для поддержания полученного уровня качества товара, и сохранение наименьшего уровня брака. К неминуемым затратам относят:
– улучшения знаний персонала в области качества;
– оценку контрагентов;
– оценку, контроль и проверку системы качества;
– обслуживание оборудования.
- затраты, которые можно миновать — это те затраты, которые будут равны 0, при условии отсутствия дефектов, или которые будут сокращаться, если количество дефектов сократится. Например:
– материал, который не был использован;
– корректировка готовой продукции;
– время, которое было затрачено на корректировку готовой продукции;
– потеря продаж из-за потери статуса на рынке;
– ненужная дополнительная проверка и контроль для выявления известных процентов дефекта.
Подводя итог, можно сделать вывод, что управленческий учёт позволяет провести анализ, сделать обработку и обобщить всю информацию, которая в последствии поможет принять важное решение, спрогнозировать данные на будущие или сформировать бюджет [7].
Литература:
- Ричард Брэнсон. Screw It, Let's Do It. Expanded. —: Манн, Иванов и Фербер, 2017. — 240 с.
- Владислав Чувин. Создание конкурентоспособной продукции. Концептуальный аспект. —: Владислав Чувин, 2016. — 232 с.
- Масааки Имаи. Гемба кайдзен. Путь к снижению затрат и повышению качества. —: Манн, Иванов и Фербер, 2014
- Майкл Томас Вэйдер. Lean Tools II: An Improved Pocket Guide to Understand Lean Practices. —: Альпина Паблишер, 2017. — 160 с.
- Елена Горбашко. Управление качеством.. —:, 2016. — 464 с.
- Юрий Берновский. Стандарты и качество продукции. —: Форум, Инфра-М, 2016. — 356 с.
- Масааки Имаи. Кайдзен. Ключ к успеху японских компаний. —: Альпина Паблишер, 2017. — 274 с