Проблемы интеграции в педагогике рассматриваются в разных аспектах в трудах многих исследователей. В работах В. В. Краевского, А. В. Петровского, Н. Ф. Талызиной рассматриваются вопросы интеграции педагогики с другими науками. Г. Д. Глейзер и В. С. Леднёв раскрывают пути интеграции в содержании образования. В работах Л. И. Новиковой и В. А. Караковского раскрыты проблемы интеграции воспитательных воздействий на ребёнка. Интеграция в организации обучения рассматривается в трудах С. М. Гапеенкова и Г. Ф. Федорец.
На сегодняшний день существует актуальность интеграции общего, основного, среднего, средне-специального, высшего образования и дополнительного образования. ФГОС второго поколения настаивает на том, чтобы учащийся развивался всесторонне, овладевал различными компетентностями, которые существуют в дополнительном (внеучебном) образовании. В регионах происходит разработка своих моделей, призванных создать систему интеграции общего и дополнительного образования с учетом региональной специфики и возможностей. Метод интеграции различных научных отраслей, разделов и подразделов считается одним из более эффективных.
Интеграцию принято делить на три вида:
– внутрипредметная— ограничение гносеологического подхода рамками одной дисциплины. Предполагает выработку системы познания того или иного предмета методом членения и последующего объединения модулей, подразделов и прочих аспектов, выступающих в роли самостоятельной образовательной единицы [3, стр. 117].
– межпредметная, предполагает изучение теорий, методов, универсальных знаний и умений одной учебной дисциплин для усвоения другой. При этом у ученика формируется целостная картина мира, вырабатывается умение критического подхода к восприятию той или иной информации. Итогом такого взаимодействия становится качественно новый тип знания, позволяющий выйти на новый уровень усвоения, развивающий навыки самостоятельного поиска и обработки информации. [2]. такой вид интеграции более глубокий в плане всестороннего познания окружающего мира и более эффективный в контексте изучение какого-либо частного явления. Но, при этом, имеет свои условия. Такие, как дополнительно затраченное время урока на углубленное познание предмета, не являющегося прямой целью изучения в данный конкретный момент образовательного процесса.
– системная интеграция. Системный метод подразумевает объединение образовательных областей, включающий разносторонние сферы социальной жизни, в том числе за пределами образовательного учреждения. [1] Образовательное учреждение выполняет разносторонние функции в процессе социализации личности и бедующего специалиста в конкретной сфере деятельности. Для полноценного, охватывающего как можно больше сторон жизни студента, воспитательного и образовательного процесса, межсистемный метод является наиболее подходящим.
Воспользуемся системным подходом к интеграции и объединим, казалось бы, абсолютно разные системы: предметная система обучения информатики и ИКТ с системой воспитательной, внеучебной работы образовательного учреждения.
Внеучебная работа является существенным элементом в работе учебного заведения, его руководства и профессиональной деятельности учителей. Специфика ее связана с тем, что такая деятельность осуществляется в свободное от учебного процесса время и чаще всего зависит от собственного выбора обучающегося.
Педагоги организаторы, педагоги дополнительного образования, руководители спортивных секций и кураторы учебных групп ответственны за внеучебную сферу деятельности студентов. Они руководят творческими, спортивными и социальными направлениями, позволяя каждому обучающемуся заниматься интересующим направлением, посещать занятия осознано и с желанием.
Внеучебная работа тесно связана с дополнительным образованием учащихся, когда дело касается создания условий для развития творческих интересов и включения их в художественную, техническую, спортивную и другую деятельность. Все перечисленные выше виды деятельности, несмотря на наличие индивидуальных специфических характеристик, тесно связаны между собой, что должно быть отражено в развитии процессов информатизации соответствующих направлений образовательной деятельности и объединении информационных средств и ресурсов, используемых при информатизации разных видов деятельности.
Информационные технологии благодаря наглядности, доступности и относительно низких затрат на оборудование во внеучебной работе обеспечивают:
– повышение эффективности и качества внеучебной и внеурочной деятельности;
– активизацию познавательной и творческой деятельности учащихся за счет компьютерной визуализации учебной информации, включения игровых ситуаций, возможности управления, выбора режима внеучебной деятельности;
– усиление практической направленности знаний, полученных в рамках внеучебных мероприятий;
– закрепление знаний, умений и навыков в области информатики и информационных технологий;
– формирование устойчивого познавательного интереса учащихся к интеллектуально-творческой деятельности, реализуемой с помощью средств ИКТ;
– повышение воспитательного воздействия всех форм внеурочной деятельности;
– осуществление индивидуализации и дифференциации в работе с учащимися;
Таким образом, возникла идея использовать положительные возможности внеучебной работы и интегрировать ее с учебным курсом «Информатика и ИКТ в профессиональной деятельности» у студентов на отделении «Физической культура».
Студенты отделения имеют низкую мотивацию к изучению математических и естественно научных дисциплин, так как считают, что они не связаны с их будущей профессиональной деятельностью. Традиционная классно урочная система с использованием стандартных методических материалов, не учитывает психологическую и физиологическую особенность студентов спортивной направленности, отсутствует связь между теоретическим обучением и реальной практической деятельностью.
Следует усовершенствовать подготовку будущих учителей физической культуры с помощью интеграции учебной и внеучебной деятельности. Деятельность студента должна проходить в насыщенных средах с использованием ИКТ. Вовлечение студентов во внеучебную деятельность, содержащую ИКТ насыщенную среду заставит их осваивать ИКТ, что позволит повысить на качество предметного обучения этим же технологиям для обеспечения современного уровня ИКТ компетентности студентов и выпускников колледжа.
Предлагаемая нами интеграционная модель рис. 1 расширяет цель внеучебной деятельности предметными целями курса «Информатика и ИКТ в профессиональной деятельности», а цели предметного обучения дополняет практическими умениями использования ИКТ в реальной и учебной деятельности.
Рис. 1. Ментальная схема основы интеграции
Традиционную модель предметного обучения курса, которая состоит из теоретических знаний, практических навыков форм обучения и методов мы дополняем внеучебной деятельностью (ВД) образовательного учреждения (Рис.2). Теоретический материал и задания по освоению ИКТ технологий, которые предлагаются на аудиторных занятиях мы заменяем заданиями, возникающими в реальной внеучебной деятельности.
Рис. 2. Методика обучения курса с внеучебным видом деятельности
Для реализации интеграции курса информатики и ИКТ с системой внеучебной работы образовательного учреждения используем информационный портал на основе гипертекстовых страниц, который создали на Delphi с помощью модуля Internet Server API (ISAPI) — API для веб-сервера IIS (Internet Information Server) компании Microsoft. ISAPI позволяет разрабатывать веб-приложения, которые работают намного быстрее, чем обычные программы CGI [4].
Основой для выбора именно информационного портала послужило то, что доступ к нему возможен с любого устройства, имеющего выход в интернет, таким образом, нет рамок и ограниченного времени работы с порталом. Пользователь системы может работать удобное для него время и месте.
В процессе освоения выбранной студентом колледжа дополнительной программы подготовки будь то творческого, спортивного или волонтерского направления, благодаря ее ИКТ насыщенной информационной среды заведения возникает необходимость осваивать ИКТ компетентность: обращение с устройствами ИКТ, фиксация, запись изображений и звуков, их обработка, создание письменных текстов, графических, музыкальных и звуковых объектов. Создание сообщений (гипермедиа), восприятие, понимание и использование сообщений (гипермедиа), коммуникация и социальное взаимодействие. Поиск, хранение, анализ информации и его математическая обработка.
Информационный портал объединяет в себе всю внеучебную работу и имеющий инструменты информационной деятельности (Рис.3). Портал позволяет оценивать его внеучебную работу и одновременно давать возможность оценивать ИКТ компетентность в автоматическом и ручном режиме.
Рис. 3. Схематичный интерфейс главного окна пользователя (студента)
Центральная часть окна отображает новости по всем направлениям. Новость может содержать текстовую, табличную, видео, фото — информацию. А также может содержать ссылку на файл любого приложения. Под каждой новостью можно организовать обсуждение, в котором могут участвовать определенные пользователи системы. Так же имеется возможность оценивания новостей студентами по пятибалльной системе, результаты которой записываются в общий рейтинг студента.
Все материалы новости, статистика, презентации и другое, студенты создают самостоятельно, перед публикацией в системе материал проходит через предмодерацию (проверку), в которой проверяется содержание и то какие программные средства были использованы для создания материала. Выставляется его оценка.
В случае если материал не соответствует уровню, отправляется создателям на доработку.
На каждого студента организован рейтинг активности, и процент ИКТ — компетентности, на основании его работ и использование программных средств, сетевых технологий и др.
В качестве положительного результата, можно отметить, потребность и заинтересованность учащихся к размещению и получению информации, касающейся его внеучебной деятельности, вне зависимости от выбранной студентом колледжа дополнительной программы подготовки и в тоже время осваивать предметный материал курса «Информатика и ИКТ в профессиональной деятельности»
Литература:
- Салманова Д. А. Межпредметная интеграция как условие модернизации педагогического образования [Текст] // Теория и практика образования в современном мире: материалы VI Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, декабрь 2014 г.). — СПб.: Заневская площадь, 2014.
- Богатова Ирина Борисовна Интеграция учебных дисциплин в контексте ноосферного мышления (на примере обучения в средних профессиональных учебных заведениях) дис. кан. пед наук/И. Б. Богатова — г. Тольяти: ТГУ 2004.-205 с.
- Седов Сергей Алексеевич. Внутрипредметная интеграция содержания технологического образования в основной общеобразовательной школе: диссертация... кандидата педагогических наук: 13.00.01 / Седов Сергей Алексеевич; [Место защиты: Ин-т педагогики и психологии профессионального образования РАО]. — Елабуга, 2008. — 189 с.: ил. РГБ ОД, 61:08–13/58
- http://wasd.vsm.com.au/ht_root/doc/scripting/scripting_0600.htm.