Эмпирическое исследование «Влияние гендерных различий на формирование жизненных стратегий студенческой молодёжи» было проведено в период — март-май 2015 года.
Анкета включала 6 блоков вопросов:
1 блок — общие представления респондентов о ключевом понятии исследования;
2 блок — жизненные цели респондентов на краткосрочную (1–2 года), среднесрочную (3–10 лет) и дальнесрочную (свыше 10 лет) перспективу;
3 блок — список жизненных целей, каждую из которых респонденты оценивали по степени субъективной важности («1» — совсем не важно, «2» — неважно, «3» — безразлично, «4» — важно, «5» — очень важно);
4 блок — представления респондентов о факторах, которые оказали влияние на формирование их жизненных стратегий;
5 блок — представления респондентов о различиях в жизненных стратегиях современных девушек и молодых людей;
6 блок — объективные социально-демографические характеристики обследуемой аудитории (пол; возраст; семейное положение; род деятельности; материальное положение; высшее учебное заведение, в котором получает образование респондент).
Список жизненных целей, предоставленных респондентам на оценку, построен на основе списка целей, предложенного кандидатом социологических наук С. А. Митрюшиным в рамках проведения диссертационного исследования [1].
«Анализ жизненных целей был проведён на основе выделения основных сфер жизнедеятельности личности:
- Семейно-бытовая;
- Профессиональная (трудовая);
- Социальная;
- Культурно-досуговая;
- Политическая.
Анализ жизненных стратегий осуществлялся по следующему алгоритму: предполагалось, что комплексы жизненных целей по каждой сфере жизнедеятельности личности соответствуют определённой жизненной стратегии.
Так, комплекс из 10 жизненных целей семейно-бытовой сферы жизнедеятельности личности соответствует стратегии индивидуального благополучия: крепкое здоровье; безопасность семьи; хорошие жилищные условия; материальное благополучие семьи; счастливая семейная жизнь; хорошее воспитание и образование детей; крепкие родственные связи; поддержка родных; верные друзья; настоящая любовь.
Таким образом, стратегия индивидуального благополучия направлена на получение материальных выгод и достижение семейного благополучия, самореализацию в семье.
Комплекс из 10 жизненных целей профессиональной (трудовой) сферы жизнедеятельности личности соответствует стратегии профессионального успеха: успешная профессиональная деятельность; материальное благополучие; удовлетворение от труда; интересная работа; хорошее образование; руководящая должность; умение зарабатывать деньги; работа в сплочённом коллективе; высокое социальное положение; быть отличным специалистов в своей области.
Таким образом, стратегия профессионального успеха направлена на самореализацию личности в профессиональной (трудовой) сфере жизнедеятельности.
Комплекс из 10 жизненных целей социальной сферы жизнедеятельности личности соответствует социоцентрической стратегии: активная гражданская позиция; помощь детям-сиротам и инвалидам; участие в волонтёрских движениях; помощь бездомным; сотрудничество с местными муниципалитетами, управами; помощь людям, живущим рядом со мной; охрана общественного порядка; охрана окружающей среды; работа в общественных организациях; совершить в жизни что-то полезное для общества.
Таким образом, социоцентрическая стратегия направлена на общественно-полезную деятельность, которая осуществляется на благо общества на добровольной основе.
Комплекс из 10 жизненных целей культурно-досуговой сферы жизнедеятельности личности соответствует рекреационной стратегии: отдых на природе; путешествия по миру; встречи с друзьями; занятия творчеством; отдых в кругу семьи; посещение музеев, галерей, выставок и т. п.; посещение театров, кинотеатров, концертов и т. п.; общение и развлечения в Интернете; азартные игры; занятия спортом.
Таким образом, рекреационная стратегия направлена на отдых и восстановление сил, затраченных в процессе трудовой деятельности.
Комплекс из 10 жизненных целей политической сферы жизнедеятельности личности соответствует политической стратегии: быть главой государства; иметь власть над людьми; входить в политическую элиту; участие в политических движениях; работа в местных органах власти; работа в законодательных органах; защита свобод и прав личности; руководство собственной политической партией; оппозиционная политическая деятельность; участие в выборах.
Таким образом, политическая стратегия направлена на проявление личностью максимальной активности в политике, причём политика выступает для неё основной сферой интересов.
Далее, в зависимости от того, какие цели респондент отмечал как «важные» и «очень важные», а какие как «безразличные», «не важные» и «совсем не важные», и каким стратегиям они соответствовали, были определены наиболее и наименее приоритетные для него жизненные стратегии.
Помимо анкетирования в процессе проведения исследования также был задействован метод тестирования. Данный метод был представлен двумя социально-психологическими методиками:
- Методика «Маскулинность-феминность» (С. Бем);
- Методика СЖО (Тест «Смысложизненные ориентации») (Д. А. Леонтьев).
Применительно к данному исследованию, методика «Маскулинность-феминность» позволила измерить степень маскулинности, феминности и андрогинности опрошенных.
Применительно к данному исследованию, методика СЖО позволила:
1) измерить показатель осмысленности жизни опрашиваемых;
2) выявить наличие или отсутствие в жизни опрашиваемых целей, которые придают жизни осмысленность, направленность и временную перспективу;
3) выявить, насколько опрашиваемые оценивают себя как сильную личность, обладающую достаточной свободой выбора, чтобы построить свою жизнь в соответствии с собственными целями и задачами и представлениями о её смысле; насколько опрашиваемые убеждены, что способны контролировать свою жизнь, свободно принимать решения и воплощать их в жизнь.
На втором этапе исследования был проведён опрос в форме онлайн-анкетирования посредством Интернет-ресурса для создания анкет, опросов, тестов и голосований «Webanketa». Кроме того, в рамках эмпирического исследования было проведено онлайн-тестирование посредством Интернет-ресурсов: «PSYTESTS.ORG: Психологические тесты онлайн» и «Лаборатория психотехники: психологические тесты онлайн».
На третьем этапе была проведена обработка полученных данных в специальной компьютерной программе для статистической обработки данных IBM SPSS Statistics Version 20.
Объектом эмпирического исследования выступает студенческая молодёжь. В основном полевом исследовании приняли участие студенты из 10 городов России: Москвы, Ярославля, Курска, Кемерово, Череповца, Калининграда, Иркутска, Санкт-Петербурга, Уфы, Тюмени. Объём выборочной совокупности составил 130 человек.
По результатам проведённого эмпирического исследования были получены следующие выводы:
1) Наибольшая часть студенческой молодёжи (80,8 %) не уверены в наличии у себя определённой жизненной стратегии;
2) Женщины по сравнению с мужчинами более уверены в наличии у себя определённой жизненной стратегии;
3) Респонденты, имеющие спутницу/спутника жизни в отличии от одиноких респондентов более уверены в наличии у себя определённой жизненной стратегии;
4) Неработающие респонденты чаще, чем работающие на вопрос «Как Вы считаете, у Вас есть определённая жизненная стратегия?» дают близкий к отрицательному и отрицательный ответы;
5) Приоритетными целями студенческой молодёжи на краткосрочную перспективу (1–2 года) являются: окончание университета (27 %), устройство на работу (16,7 %), продолжение образования (11,6 %);
6) Выявлена зависимость выбора краткосрочных целей от пола. Так, для мужчин краткосрочная цель «Продолжить образование» является более важной (14,62 %), чем для женщин (6,15 %); для женщин краткосрочная цель «Закончить университет» является более важной (30 %), чем для мужчин (18,4 %); для женщин краткосрочная цель «Устроиться на работу» является более важной (21,54 %), чем для мужчин (8,46 %);
7) Приоритетными целями студенческой молодёжи на среднесрочную перспективу (3–10 лет) являются: создать семью (19,2 %), обзавестись собственным жильём (12,4 %), найти работу (12 %), обзавестись детьми (9,2 %), продвижение по карьерной лестнице (7,2 %), продолжить образование (6 %), достижение материальной независимости (5,6 %);
8) Выявлена зависимость выбора среднесрочных целей от пола. Так, для мужчин среднесрочная цель «Обзавестись собственным жильём» является более важной (16,92 %), чем для женщин (6,92 %); для мужчин среднесрочная цель «Достигнуть материальной независимости» является более важной (8,46 %), чем для женщин (2,31 %); для женщин среднесрочная цель «Создать семью» является более важной (23,85 %), чем для мужчин (13,08 %); для женщин среднесрочная цель «Найти работу» (15,62 %) является более важной, чем для мужчин (8,46 %); для женщин среднесрочная цель «Обзавестись детьми» является более важной (11,54 %), чем для мужчин (6,15 %);
9) Приоритетными целями студенческой молодёжи на дальнесрочную перспективу (свыше 10 лет) являются: самореализация в семье (18,8 %), достижение материальной независимости (8,9 %), купить квартиру/дом (8,9 %), создать семью, обзавестись детьми (7,9 %), профессиональная самореализация (7,9 %), открыть собственный бизнес (7,4 %);
10) Выявлена зависимость выбора дальнесрочных целей от пола. Так, для мужчин дальнесрочная цель «Открыть собственный бизнес» является более важной (8,46 %), чем для женщин (3,08 %); для мужчин дальнесрочная цель «Достигнуть профессиональной самореализации» является более важной (8,46 %), чем для женщин (3,85 %);
11) У 48,46 % студенческой молодёжи присутствуют определённые цели на будущее, придающие жизни осмысленность, направленность и временную перспективу; у 32,31 % студенческой молодёжи нет осмысленных целей на будущее, они предпочитают жить сегодняшним или вчерашним днём; 19,23 % студенческой молодёжи характеризует наличие высокой целеустремлённости;
12) Выявлена зависимость показателя «Цели в жизни» (Методика «Смысложизненные ориентации») от пола. Так, у женщин показатель «Цели в жизни» (14,62 %) чаще достигает максимальных значений, чем у мужчин (4,62 %); у мужчин чаще (26,15 %), чем у женщин (22,31 %) данный показатель достигает средних значений; у мужчин (18,46 %) чаще, чем у женщин (13,85 %) показатель «Цели в жизни» достигает минимальных значений;
13) 70 % современной студенческой молодёжи считают себя сильной личностью, обладающей достаточной свободой выбора, чтобы строить свою жизнь в соответствии со своими целями и задачами, а также представлениями о её смысле; 30 % студенческой молодёжи не верят в то, что могут контролировать события собственной жизни;
14) Выявлена зависимость показателя «Локус контроля — Я» (Методика «Смысложизненные ориентации») от пола. Так, у женщин показатель «Локус контроля — Я» (14,62 %) чаще достигает максимальных значений, чем у мужчин (1,54 %); у мужчин показатель «Локус контроля — Я» (20 %) чаще достигает минимальных значений, чем у женщин (10 %);
15) 80,77 % студенческой молодёжи убеждены в том, что человек может контролировать свою жизнь, свободно принимать решения и воплощать их в жизнь; 19,23 % студенческой молодёжи убеждены в том, что жизнь не подвластна сознательному контролю, что свобода выбора иллюзорна и бессмысленно что-либо планировать на будущее;
16) Выявлена зависимость показателя «Локус контроля — жизнь» (Методика «Смысложизненные ориентации») от пола. У женщин показатель «Локус контроля — жизнь» (12,31 %) чаще достигает максимальной отметки, чем у мужчин (6,15 %);
17) Жизнь 13,8 % студенческой молодёжи характеризуется высокой осмысленностью; у 53,85 % студенческой молодёжи жизнь осмыслена средне; у 19,23 % жизнь недостаточно осмыслена;
18) Выявлена зависимость показателя «Общий показатель осмысленности жизни» (Методика «Смысложизненные ориентации») от пола. У женщин «Общий показатель осмысленности жизни» (12,31 %) чаще достигает максимальных значений, чем у мужчин (1,54 %); у мужчин «Общий показатель осмысленности жизни» чаще достигает минимальных значений (20 %), чем у женщин (12,31 %);
19) В семейно-бытовой сфере жизнедеятельности для студенческой молодёжи является очень важным достижение следующих целей: безопасность семьи (81,5 %); настоящая любовь (80 %); хорошее воспитание и образование детей (80 %); счастливая семейная жизнь (79,2 %); крепкое здоровье (78,5 %); верные друзья (74,6 %); материальное благополучие семьи (73,8 %); хорошие жилищные условия (68,5 %); поддержка родных (67,7 %); крепкие родственные связи (42,3 %);
20) В профессиональной (трудовой) сфере жизнедеятельности для студенческой молодёжи является очень важным достижение следующих целей: интересная работа (70 %); быть отличным специалистом в своей области (67,7 %); успешная профессиональная деятельность (56,2 %); умение зарабатывать деньги (55,4 %); хорошее образование (55,4 %); удовлетворение от трудовой деятельности (53,1 %); материальное благополучие (49,2 %);
21) В профессиональной (трудовой) сфере жизнедеятельности для студенческой молодёжи является важным достижение следующих целей: работа в сплочённом коллективе (46,9 %); руководящая должность (33,1 %);
22) В профессиональной (трудовой) сфере жизнедеятельности для студенческой молодёжи является безразличным достижение следующей цели — высокое социальное положение (30 %);
23) В социальной сфере жизнедеятельности для студенческой молодёжи является очень важным достижение следующих целей: совершить в жизни что-то полезное для общества (47,7 %); помощь людям, живущим рядом со мной (32,3 %); помощь детям-сиротам и инвалидам (25,4 %);
24) В социальной сфере жизнедеятельности для студенческой молодёжи является важным достижение следующих целей: охрана окружающей среды (36,9 %); активная гражданская позиция (29,2 %);
25) В социальной сфере жизнедеятельности для студенческой молодёжи является безразличным достижение следующих целей: работа в общественных организациях (35,4 %); участие в волонтёрских движениях (32,3 %); помощь бездомным (30,8 %);
26) В досуговой сфере жизнедеятельности для студенческой молодёжи является очень важным достижение следующих целей: путешествия по миру (56,2 %); встречи с друзьями (54,6 %); занятия творчеством (44,6 %); посещение театров, кинотеатров, концертов и т. п. (40,8 %); занятия спортом (40,8 %);
27) В досуговой сфере жизнедеятельности для студенческой молодёжи является важным достижение следующих целей: отдых в кругу семьи (39,2 %); отдых на природе (36,2 %); посещение музеев, выставок, галерей и т. п. (35,4 %);
28) В досуговой сфере жизнедеятельности для студенческой молодёжи является безразличным достижение следующей цели — общение и развлечения в Интернете (31,5 %);
29) В досуговой сфере жизнедеятельности для студенческой молодёжи является абсолютно неважным достижение следующей цели — азартные игры (80 %);
30) В политической сфере жизнедеятельности для студенческой молодёжи является важным достижение следующей цели — защита прав и свобод личности (33,1 %);
31) В политической сфере жизнедеятельности для студенческой молодёжи является безразличным достижение следующей цели — иметь власть над людьми (29,2 %);
32) В политической сфере жизнедеятельности для студенческой молодёжи является абсолютно неважным достижение следующих целей — быть главой государства (75,4 %); руководство собственной политической партией (73,1 %); входить в политическую элиту (67,7 %); оппозиционная политическая деятельность (61,5 %); работа в законодательных органах власти (60 %); работа в местных органах власти (59,2 %); участие в политических движениях (59,2 %); участие в выборах (40 %);
33) В молодёжной студенческой среде в настоящее время приоритетными являются стратегия индивидуального благополучия (среднее = 46,5) и стратегия профессионального успеха (среднее = 42,1); остальные жизненные стратегии в молодёжной студенческой среде менее приоритетны — рекреационная (среднее = 36,5), социоцентрическая (среднее = 29,5), политическая (среднее = 19,9); дополнительная гипотеза исследования подтвердилась;
34) Женщины (среднее = 47,4) сильнее ориентированы на стратегию индивидуального благополучия, чем мужчины (среднее = 45,6), то есть направлены на получение материальных выгод и достижение семейного благополучия, самореализацию в семье. Мужчины (среднее = 43,8) сильнее ориентированы на стратегию профессионального успеха, чем женщины (среднее = 41,5), то есть направлены на самореализацию в профессиональной сфере жизнедеятельности; основная гипотеза исследования подтвердилась;
35) В молодежной студенческой среде доминирует андрогинный тип личности 72,3 %; 18,5 % респондентов, вошедших в выборочную совокупность, являются носителями выраженной феминности, 6,9 % — носителями выраженной маскулинности, 2,3 % — носителями ярко выраженной маскулинности;
36) Выявлена зависимость показателей феминности и маскулинности от пола. По сравнению с мужчинами (4,62 %) среди женщин (13,85 %) чаще встречаются феминные типы; по сравнению с женщинами (1,54 %) среди мужчин (5,38 %) чаще встречаются маскулинные типы; ярко выраженный маскулинный тип встречается исключительно среди мужчин (2,31 %);
37) Студенческая молодёжь считает, что влияние на формирование их жизненных планов оказали: родители/родственники (45,5 %); никто/ничто (22,45); литература (8,4 %); друзья (6,3 %);
38) 50,8 % студенческой молодёжи считают, что жизненные стратегии современных девушек и молодых людей различаются, 49,2 % — что не различаются (больше мужчин (26,92 %), чем женщин (22,31 %) считают, что жизненные стратегии современных девушек и молодых людей различаются);
39) На вопрос «Как именно различаются жизненные стратегии современных девушек и молодых людей?» 27,7 % считают, что «В плане реализации жизненных планов мужчины более самостоятельны»; 21,21 % считают, что «Девушки ориентированы на создание семьи в более раннем возрасте, у них выше потребность в заключении брака, молодые люде менее ориентированы на создание семьи по сравнению с девушками»; 18,18 % считают, что «девушки ориентированы на создание семьи и воспитание детей, а молодые люди — на построение карьеры, профессиональную самореализацию, достижение материальных благ»;
40) Выявлена зависимость ответов на вопрос: «Как именно различаются жизненные стратегии современных девушек и молодых людей?» от пола. Следующие ответы на вопрос «Как именно различаются жизненные стратегии современных девушек и молодых людей?» дали исключительно мужчины: «В плане реализации жизненных планов молодые люди более самостоятельны, девушки надеются найти достойного человека» (27,27 %); «Девушки больше молодых людей ориентированы на построение карьеры» (6,06 %); «Молодые люди четче формулируют цели, эффективнее добиваются поставленных задач, у девушек нет стратегии как таковой, так как они не могут четко сформулировать цели». Следующие ответы на вопрос «Как именно различаются жизненные стратегии современных девушек и молодых людей?» дали исключительно женщины: «Девушки ориентированы на создание крепкой семьи, продолжение рода, а молодые люди на социальное развитие, стараются занять высокие позиции в обществе, стремятся к власти» (6,06 %); «Девушки ориентированы на профессиональное развитие, достижение материального благополучия, а у молодых людей отсутствуют какие-либо стратегии» (6,06 %); «Девушки более серьёзно относятся к жизненным планам» (9,09 %). Женщины чаще (12,12 %), чем мужчины (6,06 %) давали следующий ответ на данный вопрос «Девушки ориентированы на создание семьи и воспитание детей, а молодые люди — на построение карьеры, профессиональную самореализацию, достижение материальных благ». Женщины чаще (15,15 %), чем мужчины (6,06 %) давали следующий ответы на данный вопрос «Девушки ориентированы на создание семьи в более раннем возрасте, у девушек выше потребность в заключении брака, молодые люди менее ориентированы на семью».
На основании проведенного эмпирического исследования автором работы были сделаны следующие практические рекомендации:
- Необходимо развивать направленность девушек на продолжение образования (в том числе на уровне вуза), так как по результатам эмпирического исследования в краткосрочной перспективе (1–2 года) данная цель у них выражена достаточно слабо (6,15 %) по сравнению с молодыми людьми (14,62 %);
- Необходимо развивать направленность молодых людей на создание семьи, так как по результатам эмпирического исследования в среднесрочной перспективе (3–10 лет) данная цель у них выражена достаточно слабо (13,08 %) по сравнению с девушками (23,85 %);
- Необходимо развивать направленность студенческой молодёжи на социоцентрическую стратегию в рамках культурных компетенций, т. е. на уровне вуза привлекать молодёжь к работе в общественных организациях, участию в волонтёрских движениях и т. д. (развивать направленность на общественно полезную деятельность, которая осуществляются добровольно);
- Необходимо развивать направленность студенческой молодёжи на политическую стратегию, на уровне вуза привлекать молодёжь к участию в выборах;
В первую очередь, данные рекомендации обусловлены тем, что каждая личность должна развиваться гармонично, быть включённой во все сферы жизнедеятельности общества.
Процесс формирования приоритетных жизненных стратегий является принципиально управляемым. Происходит этот процесс посредством передачи определённой информации через так называемых социальных агентов (СМИ, семья, вуз, референтные группы и т. д.). Но, согласно результатам эмпирического исследования, наиболее эффективно воздействовать на формирование жизненных стратегий через такие референтные группы, как: семья, родственники и друзья, так как именно их респонденты называли в качестве факторов, оказывающих влияние на формирование их планов на жизнь.
Литература:
- Митрюшин С. А. Жизненные цели студенческой молодёжи как регулятор социального поведения: дис. канд. соц. наук, Москва, 2008.