Статья посвящена анализу основных проблем правового статуса инвесторов. Выявлены характерные неточности законодательства, возникающие коллизии. Сформированы перспективные направления совершенствования правового статуса инвестора, совершенствования законодательства.
Ключевые слова: инвестиции, правовой статус, проблемы, инвестиционная деятельность, инвестор
В современном мире ни один здравомыслящий инвестор не будет вкладывать свои финансовые средства, рисковать ими, без наличия должных оснований, не имея под своими действиями определенного прагматического смысла. В этом и состоит вся суть инвестиционной деятельности. Очевидно, что в противном случае инвестирование как явление бы утратило свой смысл. Именно это обуславливает актуальность выявления различных проблем, связанных с правовым статусом инвестора.
Прямые инвестиции фактически являются важнейшим источником капитала, они активно применяются в качестве инструмента в международных экономических отношениях [5]. Многие государства мира предпринимают попытки стимулировать приток подобных инвестиций непосредственно за счет разработки полноценных механизмов по привлечению иностранного капитала уполномоченными государственными органами.
Несмотря на наличие многих благоприятных факторов, РФ оценивается мировым сообществом в качестве страны с весьма непривлекательным инвестиционным климатом. Это связано с проблемами переход от ресурсно-добывающей деятельность к инновационной, по той причине, что развитие высокотехнологических и наукоемких отраслей предоставить возможность развиваться во благо населения. Кроме того, многие проблемы в этой сфере связаны с неблагоприятной политической ситуацией в мире, что оказывает большое влияние на Россию.
Основными недостатками инвестиционной политики в России традиционно признают следующее:
‒ административные барьеры, а также довольно высокие риски;
‒ весьма неудовлетворительные места России в экономических рейтингах по инвестированию в мире;
‒ слишком размытое разграничение полномочий федеральных и региональных органов;
‒ отсутствие какого-либо корпоративного управления в экономической сфере в РФ и др. [5].
Проблемы выражены не только в практической составляющей, но и начинают быть характерными еще на стадии формирования российской инвестиционной политики.
Еще одним значимым фактором, который оказывает очень негативное влияние на инвестиционный климат, можно с уверенностью назвать существующую сегодня инфраструктуру. В последние годы в стране проводятся многочисленные мероприятия в этом секторе, но пока что их явно недостаточно.
Проблемы налогового характера характерны не только для страны в целом, для российских граждан, но и для инвесторов. Особенно много проблем в сфере реализации налогового стимулирования.
Правила Налогового кодекса Российской Федерации, которые регулируют порядок признания расходов для целей обложения налогом на прибыль, представляют особый интерес, так как подобная деятельность фактически является вложением определенных средств в развитие бизнеса [4].
В соответствии со статьей 252 НК РФ расходами являются обоснованные, а также документально подтвержденные затраты. Обоснованными являются экономически оправданные затраты [4]. Тем не менее, не всегда подобные вложения достигают цели — получения прибыли. Это не должно лишать инвестора-налогоплательщика на учет произведенных расходов в процессе исчисления налога на прибыль.
При применении отмеченной нормы, суды основываются на том, что экономическая оправданность расходов для определенного налогоплательщика определяется направленностью расходов непосредственное на получение дохода, а также обусловленностью расходов экономической деятельность налогоплательщика, целесообразностью размера понесенных расходов.
Инвесторы осуществляют капитальные вложения в России, используя свои или привлеченные средства. Инвестор обладает исключительным правом на разведку, поиск, добычу минерального сырья [7]. Между инвестором и РФ заключается договор, где устанавливается предмет, права, обязанности, сроки и другие вопросы.
Определенные вопросы вызывают механизмы разрешения возникающих в этой сфере споров. Особенно, в сфере заключения соглашения о разделе продукции, в сфере недропользования. Соглашения о разделе наряду с иными сделками считаются средствами привлечения инвестиций в экономику страны не только иностранных, но и российских, особенно в сферу топливно-энергетического комплекса.
В сложившейся сегодня международной практике соглашения о разделе применяются довольно давно и вполне эффективно. В России же, такая практика, практика заключения соглашений, далека от своего идеального вида.
Сегодня уже действует несколько соглашений с иностранными инвесторами — Сахалин-1 и Сахалин-2, к примеру. Данные соглашения по своим условиям в должной мере обеспечивают интересы инвестора. Так, на это указывает установление в соглашениях механизма арбитража. Во втором примере определяется, что соглашение регламентируется, а также толкуется в соответствии с законодательством штата Нью-Йорк, не учитывая правовых коллизий [7].
На участке суши инвестор обязан осуществлять проведение отмеченных работ на свой риск, за свой счет. Часть исследователей признает такой договор публичным по той причине, что в роли коммерческой организации субъект не обладает право оказывать предпочтение только одному лицу перед другим в отношении заключения публичного договора, или вовсе отказывать в заключении последнего. Другие же признают его гражданско-правовым. Все-таки, целесообразнее примкнуть ко второй точке зрения, так как инвестор является предпринимателем, а предпринимательская деятельность напрямую связана с риском.
Государство в этом случае не является коммерческой организацией с точки зрения гражданского права [6]. Оно не должно оказывать услуги всем, кто проявляет желание заключить с ним договор. Государство имеет право в ряде случаев самостоятельно выбирать инвесторов.
Далеко неоднозначно решается вопрос о том, как необходимо регистрировать участников инвестиционной деятельности, об объеме прав и обязанностей, сроках инвестирования. Важно отметить, что инвестиции являются в России относительно молодым инструментом экономики, это означает, что и инвестиционная деятельность регламентирована далеко не совершенным законодательством.
На текущий момент времени ни в одном государстве мира не выработан единый кодифицированный акт, который бы четко регламентировал экспорт и импорт денежных средств [6]. Это приводит к тому, что высококвалифицированные специалисты в сфере юриспруденции, должностные лица не могут точно ответить на вопрос о том, каким документом следует регламентировать отдельные группы отношений.
Подобных проблем можно выявить очень много. В таких условиях, для которых характерно множество коллизионных вопросов, регулярно возникают случаи, связанные с незащищенностью инвестиций. Это не просто создает неблагоприятную обстановку, но во многом заставляет многих инвесторов отказываться от инвестирования из-за страха за собственные инвестиции, не только, за отсутствие прибыльности, но, что более важно, за полную потерю таких инвестиций.
Чтобы устранить проблемы ближайшей перспективы, целесообразно предпринять следующие меры: снизить операционные барьеры; совершенствовать бизнес-образование; повысить привлекательность на региональном уровне; объединить усилия в направлении инновационного развития; снизить налоговое бремя для инвесторов; в дальнейшем совершенствовать законодательство.
Литература:
- Конституция РФ (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ, от 21.07.2014 N 11-ФКЗ) // СЗ РФ. — 2014. -№ 7. — Ст. 851.
- О соглашениях о разделе продукции: федер. закон от 30.12.1995 N 225-ФЗ (ред. от 05.04.2016) // СЗ РФ. — 2016. -№ 4. — Ст. 3769.
- Об инвестиционной деятельности в РФ, осуществляемой в форме капитальных вложений: Федеральный закон от 25.02.1999 N 39-ФЗ (ред. от 26.07.2017) // СЗ РФ. — 2017. -№ 7. — Ст. 1486.
- Налоговый кодекс РФ (часть вторая) от 05.08.2000 N 117-ФЗ (ред. от 29.07.2017) // СЗ РФ. — 2017. -№ 7. — Ст. 2530.
- Лисица В. Н. Правовое регулирование инвестиционных отношений: теория, законодательство и практика применения / В. Н. Лисица. — Новосибирский государственный университет, 2011. — 177 с.
- Финлейсон К. Нужны ясная политика и понятные правила. Для привлечения иностранных инвесторов в нефтегазовый комплекс РФ необходимо усовершенствовать налоговую систему страны / К. Финлейсон // Нефть России. — 2014. -№ 1. — С. 57–63.
- Юзвович Л. И. Эволюционная парадигма инвестиционной деятельности в России // Фундаментальные исследования. — 2013. –№ 10. — С. 188–193.