Воспитание ребенка начинается с малых лет. Вырастить ребенка умным, вежливым и разумным является обязанностью родителей. Для этого используются самые разные методы. Один из них — это литература. Различные сказки, легенды, стихи, песни, слова назидания, пословицы и поговорки и т. д. Детям рассказывают маленькие и легко запоминающиеся произведения, таким образом обучая и формируя их представление о мире.
В казахском языке словам придается очень большое значение. Слова старых мудрецов, акынов и ораторов всегда слушали с особым вниманием. Так как в давние времена не существовала письменность, все произведения передавались из уст в уста. Поэтому, со временем, многие из них были изменены, а их авторы забыты. К примеру, принято считать, что автором пословиц, поговорок, легенд, и др. является народ. В данном случае можно использовать такую поговорку: «Речь автора и искусство мастера принадлежит народу» [3]. Именно поэтому многие пословицы и поговорки многозначны, а также противоречивы друг другу. Они являются ситуативными, так как их создавали в разное время. Их смысл зависит от контекста, в котором они употребляются. «Лаконичные, остроумные пословицы и поговорки хорошо сохранились в людской памяти — в нужную минуту их легко можно было использовать» [1, с.5]. Можно подумать, что они имеют ответ едва ли не на все вопросы жизни, однако не стоит считать их абсолютной истиной.
В казахском языке многие пословицы и поговорки имеют воспитательное значение. Они вкладывают свой глубокий смысл детям и пополняют словарный запас, а также призывают молодое поколение к труду, учебе и саморазвитию. В них придается особое внимание образованию и становлению ребенка как личности.
Пословицы и поговорки казахского народа состоят, по крайней мере, из двух слов в одном предложении, двух предложений, четырех предложений или из одного куплета. На самом деле, пословицы и поговорки являются словами назидания или стихами. Пословицы и поговорки появляются не сразу. Сначала сказанное просто так предложение, постепенно преобразуется, какие-то слова выпадают, какие-то слова добавляются, и наконец, рождается пословица или поговорка. Она не может быть многословной, в ней мало слов, но присутствует глубокий смысл. Она рождается связанной с народным бытом и его жизнью, но затем, передаваясь из уст в уста, она изменяется и исправляется. Лишние слова убираются, а недостающие добавляются. В пословице и поговорке, состоящей из малого количества слов, уделяется большое внимание смыслу, значению и точности каждого слова. Они выгодны своей простотой, понятностью и точностью. Это образные предложения. Большинство из них состоят из стихотворных слов.
Пословица или поговорка — это назидание, философская мысль, сказанная в форме завета. Они рассказываются спокойно, умеренно и ритмично. Они состоят из двух частей. Первая часть является основой мысли, а вторая выводом. К примеру, «Еңбек етсең, емерсің» [2] имеет прямое значение, в переводе будет звучать как, «Будешь работать, будешь сытым». Имеющая переносное значение «От жақпаған үй — көрмен тең, адам кірмеген үй — моламен тең» [2], будет в переводе означать «Дом без зажженного огня — равносилен гробнице, дом в который не заходит человек — равносилен кладбищу».
В пословицах и поговорках народ сравнивает: добро и зло, человечность и нечестность, трудолюбие и лень, щедрость и жадность, интеллект и невежество. «Жақсыдан — шарапат, жаманнан — кесапат» (С хорошим дружить — хорошим стать, с дураком водиться — дураком стать) [1, с.37]. Они предостерегают человека от дурного влияния, высмеивают безделье, лень, глупость, ложь, и другие пороки. Приводят пример всех поступков и характеров, свойственных всему народу, человечеству, а также критикуют плохие поступки, направленные против человечности, и себя самого. Показывают каким должен быть в жизни человек — трудолюбивым, умным, знающим, скромным, чистосердечным, честным, доброжелательным, добрым, отзывчивым.
В пословицах и поговорках казахского народа сохраняется результат, полученный из его жизни, а также труда в течение сотен лет. Это один из жанров устного народного творчества, охватывающий все стороны жизни казахского народа. В результате изменений казахского общества, состав и смысл пословиц и поговорок также постоянно изменялся. Характерная особенность это жанра — это его распространение среди народа, людей, благодаря, его употреблению в повседневной речи. Поскольку пословицы и поговорки занимали очень большое место среди жизни общества, из-за частого применения, они быстро распространялись. Они были не только одной из наиболее широко используемых форм распространения радостей и печалей людей, их мудрости и жизненных навыков, но также стали сборником моральных законов.
Для того чтобы хорошо жить, всегда требуется усердно трудиться. В литературе очень много изречений возвышающих и восхваляющих труд: «Еңбектің көзін тапқан байлықтың өзін табады» (Кто найдет источник труда, тот найдет само богатство) [1, с.32]; «Бейнет қыл да, міндет қыл» (Потрудись и потребуй) [1, с.32].
Тема патриотизма, любви к родине была и будет актуальна во все времена. «Ел іші — алтын бесік» (Родная земля — золотая колыбель) [1, с.31]; «Ер — туған жеріне, ит — тойған жеріне» (Человека тянет туда, где он родился, собаку — туда, где она наелась) [1, с.31]; «Кісі елінде сұлтан болғанша, өз еліңде ұлтан бол» (Чем быть султаном на чужой земле, лучше быть стелькой на родине) [1, с.16].
Пословицы призывают людей к миру, дружбе, единению. «Тозған қазды топтанған қарға жейді» (Бродячего гуся заклюет стая ворон) [1, с.31]; «Ағайын тату болса, ат көп, абысын тату болса, ас көп» (Когда сородичи дружны — много коней, снохи дружны — много яств) [1, с.31].
Так как с давних времен жизнь казахского народа всегда была тесно переплетена со скотоводством, многие пословицы и поговорки связаны с этим направлением. Среди домашних животных, самыми ценными считались овцы. Они легко переносят зиму и лето, питаясь подножным кормом, от них поучают мясо, молоко, шерсть и шкуру. Поэтому есть такие советы, как: «Мал өсірсең, қой өсір, пайдасы оның көл-көсір» (Если разводишь скот — овец разводи: прибыли от них не счесть) [1, с.22]; «Қойлы бай — қорлы бай» (Богатый овцами богат всем) [1, с.22].
Испокон веков народ ценил искусство и знания. «Өнер — бұлақ, білім — шырақ» (Искусство — родник, знание — свет) [1, с.36]; «Білімдіге дүние жарық, білімсіздің күні кәріп» (Для ученого мир светел, для неуча — темен) [1, с.36]; «Көп жасағаннан сұрама, көпті көргеннен сұра» (Не спрашивай у того, кто много прожил, спрашивай у того, кто иного видел) [1, с.36].
Также в пословицах есть тема жизни и смерти. В народе считалось, что «тысяча дней того света не стоит дня бренного мира» и советует: «Боларыңда болып өт, босжорға аттай желіп өт» (Будь молодцом, пока не прошла пора, промчись по жизни как белый скакун) [1, с.54].
Одно из самых ценных сокровищ человека — это семья. Как писал Жан-Жак Руссо: «Самое древнее из всех обществ и единственное естественное — это семья». Дети обязаны уважать своих родителей, потому что они их вырастили и воспитали. «Ата көрген оқ жонар» (Сын, воспитанный отцом, сумеет изготовить стрелу) [1, с.39]; «Алып — анадан» (Великан рождается матерью) [1, с.39]. Главным же сокровищем родителей является их ребенок: «Балалы үй — базар, баласыз үй — мазар» (Дом с детьми — базар, дом без детей — мазар (могила)) [1, с.39].
Для казахов после семьи, близких родственников самым близким человеком является друг. «Жақсы достан жан пида» (Для хорошего друга и жизни не жалко) [1, с.44]; «Қайғың болса, досыңа бар» (Когда у тебя горе, иди к другу) [1, с.44]. Не менее важно уметь отличать настоящих друзей от мнимых: «Досыңа сынамай тұрып сыр айтпа» (Не откровенничай перед другом, пока не испытаешь его) [1, с.44]; «Досыңмен дос болғанға шаттан, дұшпаныңмен дос болғаннан сақтан» (Радуйся тому, кто подружился с твоим другом, остерегайся того, кто подружился с твоим врагом) [1, с.44].
Одна из самых известных черт казахского народа — это гостеприимность. «Обычай предписывает казаху в любое время года, в любое время суток радушно принять гостя, предоставить ему кров, постель, расстелить перед ним дастархан (скатерть)» [1, с.45]. Народ утверждает, что «Қонақ асы — тәңір ақысы» (Угощение гостей — это возврат долга Всевышнему) [1, с.45]. Однако, также было много людей, злоупотребляющих данной традицией. Есть и такая пословица: «Тамағыңды жеп, табағыңды тепкеннен сақтаң» (Берегись того, кто, съев угощенье, пнул твою посуду) [1, с.46].
Существует также давняя традиция, бытующая в казахском обществе, говорить повсюду свободно, не смущаясь, смело: «Жақсының жақсылығын бетіне айт — нұры тасысын, жаманның жамандығын батыра айт — құты қашсын» (О доброте хорошего человека скажи ему в лицо, пусть озарится оно лучами радости, о том, что дурно в дурном человеке, говори ему в лицо, пусть трепещет) [1, с.56].
Народ всегда уважал и ценил в человеке мужество: «Ерді кебенек ішінде таны» (Жигит познается в беде) [1, с.32]; и скромность: «Бай болсаң — бергеніңді айтпа, ер болсаң — ерлігіңді айтпа» (Если ты щедр, не говори о своих благодеяниях, еси ты герой, не говори о своих подвигах) [1, с.32].
Чаще всего в пословицах и поговорках о животных подразумеваются качества человека, его быт, поведение, действия. «Невежество, подлость, подхалимство человека обычно ассоциируются с образами осла и собаки» [1, с.26]. Например, «Қазаннан қақпақ кетсе, иттен ұят кетеді» (Как только с котла снимают крышку, собака теряет совесть) [1, с.26]; «Мысық жоқта тышқан төбеге шығады» (Когда нет кошки, мышь лезет на голову (т. е. наглеет)) [1, с.26].
Хотя в народном творчестве всегда можно найти призывы к доброте, отзывчивости, правде, и др., но есть и советы, призывающие быть беспощадным к врагу. Например, «Жауды аяған жаралы» (Пожалевший врага пострадает сам) [1, с.33]; «Ежелгі дұшпан ел болмас» (Старый враг не станет другом) [1, с.33]. С другой стороны, они говорят быть снисходительным к ошибкам друзей: «Адасқанның айыбы жоқ, қайтып үйірін тапқан соң» (Не следует винить, если вернулся к своим) [1, с.55].
Поступки человека приносят либо пользу, либо вред. Все зависит от того, какой он является личностью. «Жақсы — арына құл, жаман — қарнына құл» (Добрый человек — раб своей совести, плохой человек — раб своего желудка) [1, с.38]; «Жақсы — жүрген жеріне кент, жаман — жүрген жеріне өрт» (После хорошего человека посеяно добро, после плохого — посеян пожар) [1, с.38].
Есть множество пословиц об уме и глупости: «Ақылдыға — ишарат, ақылсызға — таяқ» (Умному — намек, глупому — палка) [1, с.37]; «Ақылдыға айтқан сөз құлағының астында, ақылсызға айтқан сөз құба қырдың астында» (То, что сказано умному, услышано; что сказано глупому, пропущено мимо ушей) [1, с.37].
Пословицы насмехаются над трусостью: «Бай — бір жұттық, батыр — бір оқтық» (Бай — до первого жута, батыр — до первой пули) [1, с.33]; и осуждает воровство: «Ұрлық түбі — қорлық» (Воровство кончается позором) [1, с.46]; «Арамзанның құйрығы бір-ақ тұтам» (У подлеца куцый хвост) [1, с.47].
В настоящее время, пословицы и поговорки занимают особое место в воспитании сознательности, мудрости и высоких ценностей казахского народа в подрастающем поколении. Эти мудрые слова, несомненно, имеют влияние на нас, так как, читая каждую пословицу и понимая ее смысл, мы берем пример с нее.
Есть множество пословиц и поговорок о родине, призывающих быть патриотом, любить свою страну и землю, бережно хранить ее и защищать.
Существуют и пословицы, призывающие к саморазвитию. В них говорится о необходимости усердно работать для получения образования, его полезности. Ведь образование, так или иначе, нужно было всегда, а в наше время особенно. Образованный человек, почти всегда способен выразить свою точку зрения с правильной стороны.
Пословицы и поговорки о труде и мужестве воспитывают в человеке трудолюбие, терпение, героизм, достоинство.
Пословицы и поговорки о единстве воспитывают в молодежи взаимопомощь, умение жить в мире и единстве.
Из пословиц и поговорок о дружбе и вражде мы понимаем, что доброта — это высокое понятие, а зло может появиться в любой момент, если мы оступимся. Люди склонны делать добро тем, кто творит добро, и делать добро тому, кто делает зло, показывая какое у них большое и понимающее сердце, широкая душа. Подобные качества есть не у всех. Если бы все люди были такими, то мир был бы более добрым. Однако, каждый человек индивидуален, и имеет свои собственные особые качества, которые он получил в течение своей жизни.
Литература:
- Б. Адамбаев. Казахское народное ораторское искусство (Авторизованный перевод с казахского языка). Алматы, 1997
- Әдібай Табылдиев. Халық тағылымы. Алматы, 1992
- Ш. К. Сатпаева. Казахская литература. Алма-ата, 1979