Некоторые методические рекомендации по использованию ментальных карт в образовательном процессе | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №44 (178) ноябрь 2017 г.

Дата публикации: 25.10.2017

Статья просмотрена: 1121 раз

Библиографическое описание:

Майер, Е. И. Некоторые методические рекомендации по использованию ментальных карт в образовательном процессе / Е. И. Майер. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2017. — № 44 (178). — С. 165-167. — URL: https://moluch.ru/archive/178/46135/ (дата обращения: 18.12.2024).



Сегодня ментальные карты приобретают все большую популярность в сфере образования, и их использование входит в число инновационных педагогических технологий. Встраивание ментальных карт в образовательный процесс возможно как в высшем образовательном учреждении, так и в школах, с целью повышения эффективности процесса обучения. При освоении образовательных программ и подготовке к государственной итоговой аттестации (Основному государственному экзамену и Единому государственному экзамену в школе, государственным экзаменам в вузе) обучающимся, кроме всего прочего, приходится усвоить огромный объем знаний. Систематизировать большое количество информации и облегчить процесс запоминания позволяют ментальные карты.

Технология ментальных карт — это одна из техник визуализации мышления. Имея радиальную и графическую строение, эта технология помогает представить какой-либо материал значительно быстрее и нагляднее, чем обычные тексты, списки или таблицы, содействует лучшему усваиванию. Красочные рисунки и ключевые слова, вызывающие конкретные ассоциации намного проще запоминаются и быстрее воспроизводятся [2].

Суть создания ментальных карт состоит в том, что главная тема находится в центре листа, фокусируя на себе все внимание. Записываются не словосочетания или предложения, а ключевые слова, передающие основной смысл. Эти слова пишутся на ветвях, идущих от главной темы. Получающиеся связи скорее ассоциативные, чем иерархические. Для лучшего запоминания могут использоваться рисунки [1].

Для преподавателей актуальность данной методики выражена в большей степени в разработке занятия в форме лекции. Лекцию с использованием ментальной карты гораздо легче подготовить, чем её так называемый «линейный» вариант. Преимуществом подобной формы является и то, что вся лекция находится перед глазами. При необходимости такую лекцию легко доработать и обновить. Во время проведения занятий ментальная карта позволяет преподавателю найти баланс между импровизированной речью и структурированной презентацией. Создание таких карт при подготовке к занятию дает возможность самому педагогу еще раз упорядочить взаимосвязи между отдельными темами, обратить внимание на некоторые спорные вопросы и из имеющегося лекционного материала выбрать самые интересные примеры, подходящие именно данной категории обучаемых. Лежащая перед преподавателем ментальная карта занятия дает четкий план действий по реализации поставленных целей. На карте легко увидеть, что уже сделано, а что еще предстоит сделать. Видны моменты, требующие доработки.

При первом знакомстве обучающихся с ментальными картами педагогу необходимо довести до сведения обучающихся основные принципы создания ментальных карт:

  1. Лист лучше располагать горизонтально.
  2. Ключевое понятие заданной темы должно располагаться в центре листа.
  3. От центрального понятия должны идти ветви, на которых располагаются слова, детализирующие его. От каждого нового понятия должны идти еще ветви, детализирующие и его.
  4. Лучше использовать ветви разной толщины и цвета для каждого нового уровня ветвей.
  5. Слова пишутся печатными буквами.
  6. Для наглядности следует использовать рисунки.

После проведения нескольких занятий (в форме лекции или практического занятия) с использованием ментальных карт, преподавателю следует дать обучающимся задание по разработке собственной ментальной карты. Сделать это лучше по итогам изучения темы или раздела. При этом нами использовалась авторская памятка для обучающихся по составлению ментальных карт. В первый раз лучше дать это задание на дом, чтобы у каждого обучающегося было достаточно времени проанализировать всю информацию, выделить главные понятия и взаимосвязи между ними, а затем решить, как будет выглядеть его ментальная карта. Каждый обучающийся может нарисовать ментальную карту на листе бумаги или создать ее с помощью специального программного обеспечения, или сделать в редакторе презентаций.

На следующем занятии преподаватель может организовать показ получившихся у обучающихся ментальных карт, их коллективное обсуждение или публичную их презентацию. Лучше, если каждый обучающийся не просто покажет свою карту, а аргументирует свою точку зрения. В процессе обсуждения должны быть выявлены плюсы и минусы представленной ментальной карты. В завершении, преподаватель или автор карты, или любой обучающийся должен резюмировать всем мнения, сделать выводы и, возможно, внести исправления или дополнения в обсуждаемую ментальную карту.

Ментальные карты преподаватель может использовать и для обратной связи: предложить обучающимся составить ментальную карту с выделением областей совсем неусвоенного материала, полностью усвоенного материала, частично усвоенного материала. Это дает возможность проанализировать обучающемуся свои пробелы, а преподавателю — выстроить соответствующую корректирующую работу. Такие карты несут информацию о реальных результатах пройденной темы или раздела. Кроме того, некоторые выделенные связи между отдельными элементами могут нести элемент новизны как для обучающихся, так и для преподавателя.

Важно, чтобы при обсуждении и подготовке ментальных карт большое внимание было уделено аспекту ассоциативных связей между компонентами карты, преподаватель должен проследить за тем, чтобы карта не превратилась в констатацию содержания темы. Ментальная карта должна не просто раскрывать структуру и содержание изучаемой темы, а адаптировать учебный материал с учётом особенностей обучающихся, служить средством активизации учебно-познавательной деятельности. Кроме того, ментальные карты не должны быть слишком громоздкими и сложными для восприятия.

В дальнейшем подготовленные ментальные карты могут быть использованы при подготовке к занятиям, контрольной работе, экзамену и т. д. Это сделает процесс обучения увлекательнее, а запоминание более легким.

Использование ментальных карт в образовательном процессе возможно в разных формах: можно использовать готовые карты, можно составлять коллективные ментальные карты на занятии, можно давать обучающимся задания создать индивидуальную ментальную карту самостоятельно. В любом случае, как показывает наш опыт, создание ментальных карт вызывает большой интерес у обучающихся, что способствует более успешному усвоению материала по теме.

Таким образом, в связи с внушительным потоком информации в современном мире, использование ментальных карт в образовательном процессе демонстрирует положительные результаты, т. к. позволяет выделять, упорядочивать и запоминать главную информацию и успешно воспроизводить ее в будущем. Кроме того, использование ментальных карт в образовательном процессе способствует развитию креативности, критического мышления и памяти обучающихся.

Литература:

  1. Бьюзен Т. Карты памяти. Используй свою память на 100 % / Т. Бьюзен. — М.: Росмэн- Пресс, 2007.
  2. Воробьева В. М. Эффективное использование метода интеллект-карт на уроках: методическое пособие / В. М. Воробьева, Л. В. Чурикова, Л. Г. Будунова. — М.: ГБОУ «ТемоЦентр», 2013.
Основные термины (генерируются автоматически): ментальная карта, образовательный процесс, обучающийся, преподаватель, занятие, слово, усвоенный материал, форма лекции, центр листа.


Похожие статьи

Методические приемы по ускорению формирования навыков чтения в начальной школе

Интерактивные методы обучения в образовательном процессе

Использование ментальных карт в учебном процессе как средство систематизации и обобщения знаний учащихся

Методические рекомендации для педагогов начальной школы по реализации поликультурного пространства в образовательном процессе начальной школы

Особенности использования дидактических игр в работе с детьми младшего дошкольного возраста

Методические рекомендации по организации исследовательской деятельности детей старшего дошкольного возраста в детском саду

Применение ИКТ технологий в учебном процессе начальной школы

Методические рекомендации по развитию творческих способностей детей среднего дошкольного возврата через театрализованную деятельность

Методика станционного обучения как средство мотивации учащихся на уроках английского языка

Использование продукционных баз знаний при разработке системы мотивации профессорско-преподавательского состава

Похожие статьи

Методические приемы по ускорению формирования навыков чтения в начальной школе

Интерактивные методы обучения в образовательном процессе

Использование ментальных карт в учебном процессе как средство систематизации и обобщения знаний учащихся

Методические рекомендации для педагогов начальной школы по реализации поликультурного пространства в образовательном процессе начальной школы

Особенности использования дидактических игр в работе с детьми младшего дошкольного возраста

Методические рекомендации по организации исследовательской деятельности детей старшего дошкольного возраста в детском саду

Применение ИКТ технологий в учебном процессе начальной школы

Методические рекомендации по развитию творческих способностей детей среднего дошкольного возврата через театрализованную деятельность

Методика станционного обучения как средство мотивации учащихся на уроках английского языка

Использование продукционных баз знаний при разработке системы мотивации профессорско-преподавательского состава

Задать вопрос