В статье рассмотрена модель комплексного сопровождения семей, воспитывающих детей с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью, в условиях инклюзивной образовательной организации.
Ключевые слова: инклюзивное образование, системный подход, комплексное сопровождение, потребности семей, воспитывающих детей с ограниченными возможностями здоровья
Изучение литературных источников позволило выявить отечественных и зарубежных авторов, работы которых посвящены семьям, воспитывающих детей с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью. Проблемы и трудности, с которыми сталкиваются семьи в социальной, бытовой, пространственной, культурной среде, а также в процессе обучения в образовательной среде, отражены в трудах Е. М. Мастюковой, А. Г. Московкиной, А. Р. Маллера, Р. В. Овчаровой, М. П. Краузе, М. Селигмана, Р. Дарлинг, М. Л. Шипицыной, Л. И. Солнцевой, Н. Ш. Тюриной и др.
В научно-исследовательских и методических трудах авторы предлагают определенные методы и методики работы с детьми и родителями в условиях специального образовательного учреждения (В. В. Ткачевой, И. Ю. Левченко, М. Л. Шипицыной, С. Д. Забрамной).
Обзор литературных источников показал, что значительно в меньшей степени изложены технологии работы с семьей именно в условиях инклюзивной образовательной организации. Несомненно, должное внимание уделяется инклюзивному образованию, основанному на гуманистическом подходе, который предполагает свободу выбора, места и способа обучения для ученика с ограниченными возможностями здоровья и его родителей [1.
Ведется основательная работа в области исследования обучения детей в условиях инклюзивной образовательной организации многими учеными и специалистами, однако, система работы с семьей в условиях инклюзивной образовательной организации изложена фрагментарно, отдельно по различным направлениям.
В работе с семьей мы придерживаемся структурно-системного подхода, который отражает всеобщую связь и взаимообусловленность объектов, явлений и процессов педагогической реальности; «относительно самостоятельные компоненты рассматриваются не изолированно, а в их взаимосвязи, в развитии и движении» [4. Педагогическое взаимодействие с родителями детей с особыми образовательными потребностями, привлечение семьи к образовательному процессу должно носить системный характер. Системный подход предполагает комплексность, т. е. работа команды педагогов школы (учителя-дефектолога, педагога-психолога, социального педагога, учителя-логопеда, тьютора, классного руководителя, педагога-организатора и других участников) должна строиться на взаимодействии всех участников образовательного процесса. Все участники (педагоги, родители, обучающиеся) объединяются общей целью достижения максимально благоприятного результата в развитии, адаптации, социализации ребенка в различных сферах жизнедеятельности.
На этапе констатирующего эксперимента нашего исследования была разработана модель комплексного сопровождения семьи, воспитывающей ребенка с ограниченными возможностями здоровья, в условиях инклюзивной образовательной организации, отражающая системно-структурный, комплексный подход к сопровождению семьи. Определены условия ее эффективности. Данная модель предполагает максимальное удовлетворение потребностей родителей и эффективное решение существующих проблем в семье. Стратегией реализации данной модели является ориентирование на положительный результат, отражающий готовность родителей к самостоятельным действиям в разных жизненных ситуациях (рис.1).
Взаимодействие специалистов школы и семьи — это совместное установление целей, планирование дальнейшей работы, определение ресурсов, сил и возможностей семьи, мониторинг результатов совместной работы, прогнозирование новых целей и задач. Перед специалистами стоят задачи привлечения семьи к коррекционно-развивающему процессу, формирование компетентности родителей, а также оказание им психологической помощи [6.
Конкретные формы работы с семьей зависят от индивидуальных особенностей каждой конкретной семьи, ее проблем, потребностей, которые выявляются с помощью наблюдения, бесед, анкетирования. В литературных источниках представлены формы работы с родителями, воспитывающих детей с ограниченными возможностями здоровья: индивидуальные беседы, консультации, родительские тренинги, индивидуальные и групповые занятии с детьми с участием родителей, проведение совместных праздников, конкурсов, мероприятий [2, 3, 5.
Оптимальному личностному развитию ребенка, устранению различных проблем у родителей, активизации семейных ресурсов способствует своевременно оказанная социально-психолого-педагогическая помощь и поддержка семье посредством реализации Модели по комплексному сопровождению семей.
Рис.1. Модель комплексного сопровождения семей, воспитывающих детей с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью, в условиях инклюзивной образовательной организации
Литература:
- Кашинская О. В. Комплексное сопровождение семей, воспитывающих детей с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью, в условиях инклюзивной образовательной организации // Вестник науки и образования № 5 (29), 2017, С.97
- Левченко, Ирина Юрьевна. Психологическая помощь семье, воспитывающей ребенка с отклонениями в развитии: метод. пособие / И. Ю. Левченко, В. В. Ткачева. — М.: Просвещение, 2008. — 239 с.: ил., табл. — Прил.: с. 201–239. — Лит.: с. 190–200.
- Психолого-педагогическое консультирование и сопровождение развития ребенка: Пособие для учителя-дефектолога / Под ред. Л. М. Шипицыной. — М.: ВЛАДОС, 2003. — 527с.: ил., табл. — (Коррекционная педагогика). — Прил.: с.145–514. — Лит.: с.515–527.
- Сластенин В. А. и др. Педагогика: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев, Е. Н. Шиянов; Под ред. В. А. Сластенина. -- М.: Издательский центр «Академия», 2002. — 576 с. С. 98
- Ткачева В. В. Семья ребенка с отклонениями в развитии: Диагностика и консультирование. — М.: Издательство «Книголюб», 2007. — 144 с. (Специальная психология.).
- Тюрина Н. Ш. Подготовка будущих педагогов-дефектологов к взаимодействию с семьей, воспитывающей ребенка с ОВЗ / Н. Ш. Тюрина // Международный научно-исследовательский журнал. — 2016. — № 4 (46) Часть 3. — С. 102–103.