Наличие рыночной экономики изменило представление о формах и методах организации ведения предпринимательской деятельности. У Российской Федерации возникла необходимость минимизировать предпринимательские риски, из-за санкций со стороны ряда стран, путем импортозамещения, что повлекло создание новых видов организации экономических структур и необходимость реструктуризации крупного и среднего бизнеса. Многие крупные организации перешли от модели единого центра управления и ведения экономической деятельности на холдинговую модель, которая предполагает принятия решений, разделение центров управления, координации и эксплуатации функционирования центров экономики и финансов.
В условиях сложного диверсифицированного производства, западный опыт показывает оправданность применения холдинговой модели. Панкратова Л. А. отмечает, что в рыночной экономике организационно-управленческие и финансово-хозяйственные структуры, такие как холдинги, имеют достаточно существенное значение [5].
По мнению указанного автора, основными преимуществами холдингов является возможность распределения потенциальных коммерческих рисков и возможность продавать бизнес по частям, поскольку дочерние организации остаются самостоятельными юридическими лицами.
Понятие «холдинг» в Российской Федерации прописано в Указе РФ «О мерах по реализации промышленной политики при приватизации государственных предприятий» (вместе с «Временным положением о холдинговых компаниях, создаваемых при преобразовании государственных предприятий в акционерные общества»). Холдинговой компанией признается предприятие, независимо от его организационно-правовой формы, в состав активов которого входят контрольные пакеты акций других предприятий [2].
Данное положение распространяется только на холдинговые компании, создаваемые в процессе приватизации государственных компаний в акционерные общества. В холдинговых компаниях приведенное определение стало практически общепринятым в науке и практике.
Холдинг с экономической точки зрения представляет группу организаций, которые объединены общим интересом единого выгодоприобретателя или группы выгодоприобретателей в виде получения максимальной прибыли при минимальных затратах посредством ведения бизнеса с разделением зон ответственности, ролей и рисков.
Внешнее проявление экономического интереса, как правило может проявляться в следующих признаках:
- Единый центр управления и решений;
- Распределение рисков и центров ответственности между структурными подразделениям холдинга;
- Наличие четких структурированных взаимосвязей между структурными подразделениями, выражающееся в наличии технологических, производственных либо финансовых связей;
- Наличие единого внутрихолдингового контроля.
Данные признаки являются основными, однако их наличие не является обязательным условием.
В рамках общего бизнеса на определенные зоны ответственности ключевой особенностью холдинга является диверсификация, данная специфика предопределяет структуру холдинга, особенности контроля и системы управления, внутренние и внешние бизнес-процессы.
Кроме основных признаков, существуют следующие вспомогательные признаки:
- Единая система бюджетирования. Для функционирования системы контроля в холдинге основанием является система бюджетирования, система управленческого и финансового учета, которые в рамках стратегических целей показывают достижение тактических показателей;
- Наличие единых (типовых, унифицированных) внутренних стандартов, регламентов, политик, определяющих порядок построения структуры холдинга, порядок реализации основных и вспомогательных бизнес-процессов.
- Единая платформа программных средств и объединенная информационная бухгалтерская система, используемая в процессе учета, производства и управления;
- Консолидированная финансовая отчетность;
- В целях исчисления и уплаты налога на прибыль образование консолидированной группы налогоплательщиков.
Присущие холдингу признаки, позволяют рассматривать его как единый субъект налоговых и экономических отношений.
В соответствии со ст. 25.1 «Общие положения о консолидированной группе налогоплательщиков» Налогового кодекса Российской Федерации, консолидированной группой налогоплательщиков признается добровольное объединение налогоплательщиков налога на прибыль организаций на основе договора о создании консолидированной группы налогоплательщиков в порядке и на условиях, которые предусмотрены настоящим Кодексом, в целях исчисления и уплаты налога на прибыль организаций с учетом совокупного финансового результата хозяйственной деятельности указанных налогоплательщиков [3].
Для определенных целей в законодательстве холдинг признается одним, единым экономическим субъектом и субъектом правоотношений. Учитывая наличие у такого хозяйствующего субъекта общей цели деятельности и, как правило иных объединяющих признаков, данный подход представляется верным.
В холдинге, закрепленные ответственности за различные функции могут осуществляться посредством возложения задач на различные юридические лица (в том числе юридически самостоятельные организации), объединенные через общего внутрихолдинговых контроль и центр управления.
При этом необходимо отметить, внутренний контроль осуществляется как на уровне головной организации, так и на уровне дочерних компаний, как показывает практика, функционирование единого центра, ответственного за всеобщий внутренний контроль всех бизнес единиц, не позволяет полноценно решать задачи внутрихолдингового контроля.
Задачами системы внутрихолдингового контроля являются:
- Представление руководству своевременной и объективной информации о деятельности холдинга и его дочерних компаний, о соблюдении регламентов и стандартов, о выполнении плана достижения стратегических целей группы, действующих в холдинге;
- Представление данных консолидированной отчетности, предупреждение в финансово-хозяйственной деятельности рисков и своевременное принятие мер по их устранению.
В рамках холдинговых структур, кроме указанных задач, имеет серьезное значение «контроль на соответствие». В совокупность системы контроля входят две подсистемы:
- Внутренний контроль;
- Независимый (внешний) аудит.
В целом, организация системы внутрихолдингового контроля может осуществляться по-разному. В зависимости от наличия ресурсов и конкретных задач внутрихолдинговых контроль может быть организован:
- Привлечением сторонних специалистов без создания собственной службы внутрихолдингового контроля;
- Собственной службой контроля;
- Смешанным способом, сочетая работу привлеченных специалистов и собственных.
Недостатки и преимущества из предложенных способов построения системы внутрихолдингового контроля очевидны: сторонние специалисты обходятся дешевле и могут обладать высокой квалификацией, по сравнению с собственным штатом, однако им сложно рассмотреть в полной мере специфику конкретного холдинга.
Кроме этого, вопрос об обеспечении конфиденциальности сведений остается открытым, которые получили сторонние исполнители, они фактически становятся инсайдерами холдинга.
Как было указано выше, система внутрихолдингового контроля действует как на уровне головной организации, так и на уровне дочерних компаний холдинга. Согласно Федерального закона № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете», не установлены какие-либо ограничения на способы, порядок, процедуры внутреннего контроля [1].
Таким образом, вопросы касательно организации внутреннего контроля в холдинге фактически не урегулированы, распределение полномочий осуществляется на основании внутренних стандартов.
В основу функционирование и организация системы внутрихолдингового контроля могут применяться три концепции контроля:
- Сплошной контроль. Подразумевается осуществление контроля без каких-либо изъятий;
- Контроль, базирующий на оценке систем внутреннего контроля и бухгалтерского учета каждой организации холдинга;
- Контроль, базирующий на риске. Подразумевает, что пристальное внимание должно быть сконцентрировано на области хозяйственной жизни холдинга, в которых риск совершения ошибок наиболее высок.
Выбор концепции контроля зависит от специфики деятельности холдинга.
Система внутреннего контроля будет результативней, если будут соблюдены следующие основные принципы:
- Ответственности. Каждый субъект внутреннего контроля должен нести дисциплинарную ответственность за ненадлежащее выполнение контрольных функций;
- Сбалансированности. Субъекту внутреннего контроля нельзя поручать исполнять функции, не обеспеченных техническими и организационными средствами для надлежащего исполнения;
- Своевременное оповещение лиц информацией о выявленных существенных отклонений;
- Постоянства. Действие системы внутреннего контроля должно быть на постоянной основе, что позволяет своевременно выявить отклонения от плановых норм;
- Комплексности. В зависимости от уровня риска, в хозяйствующем субъекте весь комплекс объектов внутреннего контроля должен быть охвачен его различными формами [4].
Организация внутрихолдингового контроля является специфической категорией и предполагает в системе принципов ее построения наличие некоторых особенностей. Раскрытие данных особенностей представляет собой процедурность, этапность контроля.
Литература:
- Федеральный закон от 06.12.2011 N 402-ФЗ (ред. от 18.07.2017) «О бухгалтерском учете», ст.19
- Указ Президента РФ от 16.11.1992 N 1392 (ред. от 26.03.2003, с изм. от 30.06.2012) «О мерах по реализации промышленной политики при приватизации государственных предприятий» (вместе с «Временным положением о холдинговых компаниях, создаваемых при преобразовании государственных предприятий в акционерные общества»)
- «Налоговый кодекс Российской Федерации (часть первая)" от 31.07.1998 N 146-ФЗ (ред. от 18.07.2017) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.10.2017), ст. 25.1
- Кириченко М. Системы внутреннего контроля. Организационные аспекты построения // Финансовая газета. — 2013. — № 11.
- Панкратова Л. А. Формирование системы внутреннего аудита в холдинговых структурах // Аудитор. — 2013. — № 1.