Международные экономические организации | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Экономика и управление

Опубликовано в Молодой учёный №44 (178) ноябрь 2017 г.

Дата публикации: 02.11.2017

Статья просмотрена: 6356 раз

Библиографическое описание:

Олещук, Т. А. Международные экономические организации / Т. А. Олещук. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2017. — № 44 (178). — С. 76-79. — URL: https://moluch.ru/archive/178/46204/ (дата обращения: 18.12.2024).



Сегодня международные организации обладают особенным значением и выполняют функции в сфере поддержания мира и безопасности, экономики, финансов, охраны здоровья и науки, образования и культуры, интеллектуальной собственности и т. д.

В широком смысле термин «международная организация» охватывает не только организации, членами которых являются государства, а также и международные неправительственные организации и даже промышленные и коммерческие картели.

Категория «Международная организация» чаще всего применяется именно в смысле «межправительственная организация». В соответствии с резолюцией ЭКОСОС 288 (Х) от 27 февраля 1950 «любая международная организация, которая не была создана в соответствии с международным соглашением, должна рассматриваться как неправительственная организация». Это положение было закреплено с целью уточнения правил, касающихся консультативного статуса неправительственных организаций. Конвенция ООН по морскому праву от 10 декабря 1982 закрепила такое определение межправительственных организаций: «международная организация означает межправительственную организацию, образованную государствами» (статья 1, приложения ИХ) [16].

К. А. Бекяшев предложил определение понятия международная организация, в соответствии с которым «международная организация — это объединение государств, созданное в соответствии с международным правом и на основе международного договора для осуществления сотрудничества в политической, экономической, культурной, научно-технической, правовой и других отраслях, имеет необходимую для этого систему органов, права и обязанности, производные от прав и обязанностей государств, и автономную волю, объем которой определяется волей государств-членов» [17].

Г. А. Каламкарян определил международные организации как «объединения государств, основанные на основе международного договора для достижения общих целей, имеющие постоянные органы и действующие в интересах государств-членов с уважением к их суверенитету» [18].

Как отмечает К. А. Бекящев международные организации являются основными организаторами общения государств [12]. Следует отдельно подчеркнуть, что международные организации являются органами сотрудничества государств, они не носят надгосударственного характера. Международный суд ООН неоднократно подчеркивал, что в природе международных организаций нет ничего такого, что дало бы оснований рассматривать их как нечто подобное сверхдержавы. Организация имеет только ту компетенцию, которой ее наделили государства.

В начале XXI века, количество международных организаций уже измеряется тысячами. Они очень разнообразны по составу участников, целям, функциями, местом в институциональной среде международного бизнеса и влиянием на международные отношения. Самыми многочисленными являются неправительственные международные организации, которых насчитывается около 20 000. Значительно меньше межгосударственных организаций, около 3 тысяч, и их количество растет чуть ли не ежегодно [19]. Такое разнообразие организаций затрудняет их классификацию и выделение их типов по какой-то одной схеме. Типология международных организаций отражает такие аспекты, по которым анализируется суть и деятельность организаций. То есть существуют определенные критерии определения типа организации в зависимости от того, в каком аспекте мы намерены ее рассматривать.

Межгосударственные организации образуются на основании официальных государственных соглашений между странами. Если соглашение заключается только между двумя государствами, то такие межгосударственные соглашения называются двусторонними, или билатеральными; они еще не образуют организации в обычном понимании. Если согласование многостороннее, то действия стран носят институциональный характер, и формируется организация как институциональная единица международных отношений. Разновидностью этого типа организации являются межгосударственные экономические организации (МГЕО). Примерами межгосударственных организаций немало: ООН, НАТО, ОБСЕ и др. [20]; среди МГЭО Европейский Союз, МВФ, НАФТА и др. В работе межгосударственной организации участвует официальный представитель правительства страны-члена; ответственность за его действия несет правительство страны. Итак, представитель государства в организации отстаивает не свою точку зрения, а согласованную на соответствующем уровне позицию своего правительства. Например, если член Совета Безопасности ООН голосует за определенную резолюцию, то это означает, что его на такое действие уполномочили высшие правительственные инстанции (президент, премьер министр, министр иностранных дел). Свои качества специалиста, свой талант, интеллект представитель страны проявляет в умении убедить других членов организации в правильности позиции своего правительства по тому или другому вопросу.

Неправительственные организации образуются на основе индивидуального или коллективного членства субъектов, не являющихся официальными представителями своих правительств. Например, в Римский клуб входят выдающиеся ученые мира; как правило, они не являются членами правительства в своих государствах, и правительство их не уполномочивает (по крайней мере, формально) отстаивать официальную точную зрения. Поэтому члены неправительственных организаций имеют гораздо больше свободы в своих действиях, они могут выражать свое мнение, несмотря на позицию своего правительства. Это обусловливает гибкость и оперативность в обсуждении многих проблем и принятии соответствующих решений. Но правительство не несет ответственности за действия своего гражданина — члена неправительственной организации. Если в МДЭО принято решение которое обязывает (полностью или в определенной степени) правительство к его выполнению, то решение неправительственных организаций правительство может только учесть или даже игнорировать. Впрочем, неправительственные международные организации имеют достаточно сильное влияние на международные отношения [13].

Например, Лондонский клуб, является консультативным комитетом крупнейших частных банков мира, часто эффективно решает вопросы о кредитовании или реструктуризации долга той или иной страны в случаях, правительство не справиться с ситуацией. Значительное количество неправительственных организаций функционирует в экономической сфере.

Это международные неправительственные экономические организации (МНЕО). Самое известное из них — Международная торговая палата, Союз международных ярмарок, Международный кооперативный альянс, Мировая конфедерация труда.

По географическому распространению международные организации делятся на глобальные и региональные. Глобальные организации объединяют государства или другие субъекты независимо от того, где, в какой части света они находятся. Самым ярким примером такого типа является Организация Объединенных Наций, объединяющая подавляющее количество стран нашей планеты. К глобальному типу можно отнести также Международный валютный фонд (МВФ), Всемирная торговая организация (ВТО), Красный крест, Римский клуб, Организацию экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) и некоторые другие.

Региональные международные организации объединяют страны, расположенные в каком-то определенном регионе, как правило, компактно, в территориальной близости. Таких организаций немало: Европейский Союз (ЕС), Североамериканская ассоциация свободной торговли (НАФТА), Ассоциация стран Юго-Восточной Азии (АСЕАН) и другие. Иногда регион представляет собой достаточно большую территорию, которая может выйти за пределы одной части мира или континента. Например, в НАТО входят государства Западной Европы, Центральной Европы и Северной Америки, в СНГ — страны Восточной Европы и Азии.

В ассоциацию Азиатско-Тихоокеанского экономического сотрудничества (АТЭС) — страны четырех континентов: Азии, Северной Америки, Южной Америки, Австралии; связующим, стержневым элементом здесь является Тихий океан, к которому обращены или экономически тяготеют страны. Объединяющим элементом для НАТО выступает Северная Атлантика, для СНГ территория бывшего СССР. Именно привязка к какой-то определенной территории является отличительной чертой региональных организаций. Существуют случаи, когда в региональную организацию включаются государства, располагающиеся в другом регионе.

Организации общей компетенции в своей деятельности охватывают широкий круг проблем и направлений. Беспрецедентной здесь является ООН, деятельность которой охватывает сферы: политическую, экологическую, безопасности, юридическую и др. Ее органы выполняют функции обсуждения вопросов, консультативные, научно-исследовательские, регулирующие, технической помощи и т. д. [2]

Большинство региональных организаций, особенно созданных в процессе экономической интеграции, также многофункциональные. Например, функции ЕС имеют широкую разветвленность; они охватывают регулирование экономики в целом, таможенное регулирование, сферу кредита, валютный рынок, миграционную политику, согласование внешней политики и т. д.

К организациям специальной компетенции относятся международные организации, в которых одна из функций является главной, а остальные (если они являются) — вспомогательные. Чаще всего это касается организаций в сфере производства и торговли, образовавшихся для эффективной реализации товара, например, ОПЭК. Торговля является также главной функцией Всемирной организации (ВТО), функцией Всемирной туристской организации содействия развитию международного туризма. Монофункциональных организаций немало среди неправительственных, например, Лондонский клуб предназначен для кредитного регулирования, Римский клуб — для разработки социальных и экологических проблем и распространений знаний о них. Международная торговая палата главной функцией имеет защиту частных предпринимателей в международных экономических отношениях. Редко бывает так, чтобы организация имела только одну функцию. Например, Международный валютный фонд или Всемирный банк вроде провозглашает главную функцию уже самим своим названием. Однако в соответствующих сферах своей деятельности эти организации имеют столько функций, что главную из них определить не так уж легко. Так, МВФ выполняет такие функции: регулирование системы международных расчетов; надзор за состоянием международной валютной системы; предоставление краткосрочных и среднесрочных кредитов; выпуск международных резервных активов (СДР) предоставление консультаций по вопросам международных финансов.

По характеру деятельности международные организации разделяются на универсальные, политические, экономические, гуманитарные, культурно-просветительские, оборонные и др. Характер организаций тесно связан с функциями, которые они выполняют.

Универсальной международной организацией является ООН, она выполняет функции регулирования и надзора в важнейших сферах человеческой деятельности. К универсальному типу приближается Европейский Союз, в деятельности которого различные экономические функции дополняются политическими (совместное гражданство, согласованная внешняя политика, общий парламент и т. д.). Политические организации объединяют страны, для которых политическая цель объединения является определяющей. Например, Лига арабских государств, главной целью предусматривает защиту интересов арабских стран в мире, координацию деятельности для повышения благосостояния, для усиления политического и культурного единства стран-членов, согласования действий военных. Похожую цель имеет организация Исламская конференция, но в основу ее политической деятельности положена не национальная, а конфессиональная солидарность. Политический характер имеет Организация Африканского Единства (ОАЕ), хотя среди ее целей выделяются и экономические. В Европе также действуют международные организации, в которых политическая функция является главной. Это Западноевропейский союз (ЗЕС), Совет Европы, Организация по безопасности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ).

По условиям участия в членстве международные организации делятся на открытые и закрытые. К открытым организациям может присоединиться каждое государство, которое разделяет принципы и устав организации. К закрытым организациям новых членов принимают только по приглашению основных членов организаций. В системе международных организаций большая доля принадлежит экономическим организациям. Развитие международных отношений, углубление международного разделения труда, международная экономическая интеграция приводят к тому, что влияние экономических отношений становится все больше и на другие сферы международного сотрудничества.

В ООН большой блок организаций, занимаются чисто экономическими проблемами, подчиненные экономическому и социальному совету (ЭКОСОС) 9 функциональных комиссий, 5 региональных комиссий и 18 специализированных учреждений (среди последних МВФ, Всемирный банк, ФАО и др.).

Международные экономические организации подразделяются на общие экономические и специализированные. Общие экономические ведают широким спектром экономических проблем. К ним относят ОЭСР, а также региональные организации интеграционного типа ЕС, СНГ, НАФТА, АСЕАНта и др. [4].

Специализированные экономические организации сосредоточены на более узком круг проблем; однако многим из них принадлежит существенная роль в международной экономике. К этому типу организаций относятся, в частности, Всемирный банк, МВФ, Всемирная торговая организация, Всемирная туристская организация, Международная торговая палата и т. д.

Экономические организации, образовавшиеся в результате региональных интеграционных процессов, делятся также по степени интеграции. Основные уровни, или ступени, региональной экономической интеграции таковы: зона преференциальной торговли, зона свободной торговли, таможенный союз, общий рынок, экономический и валютный союз. Зона преференциальной торговли — начальная ступень интеграции. На этом этапе государства, входящие в зону, либерализации, между собой осуществляют торговлю только ограниченным количеством товаров, оказывают друг другу льготы. К этому типу организаций принадлежит СНГ, а также ряд организаций Африки, Азии и Латинской Америки.

Зона свободной торговли отличается тем, что государства-участники устраняют между собой торговые барьеры, пошлина отменяется на большинство товаров. Но в отношении третьих стран, не входящих в зону, каждый член проводит самостоятельную таможенную политику. К этому уровню относятся, в частности, Европейская ассоциация свободной торговли (ЕАСТ), Северо-Американская ассоциация свободной торговли (НАФТА), ассоциация государств Южно-Восточной Азии (АСЕАН) и некоторые другие. Однако не все специалисты по международной интеграции выделяют зону преференциальной торговли в самостоятельную ступень; по мнению некоторых из них, первой ступенью интеграции является именно зона свободной торговли.

Таможенный союз предполагает устранение таможенных тарифов в торговли между участниками, а также формирование общей таможенной политики государств; это означает, что все члены союза устанавливают одинаковый уровень тарифов в торговле с другими государствами. На стадии таможенного союза находились страны Европейского экономического сотрудничества впервые десятилетия образования организации (1958–1968). К понятию таможенного союза подходят некоторые латиноамериканские интегративные объединения — ЛААИ, МЕРКОСУР. Таможенный союз создан между Россией, Беларусью и Казахстаном, действие которого началось с 2010г. [9].

Литература:

  1. Бондарев, А. К. Международные экономические отношения: Учебник / А. И. Евдокимов, А. К. Бондарев, С. М. Дроздов; Под ред. А. И. Евдокимов. — М.: Проспект, 2013–770 с
  2. Войтович С. А. Международно-правовые обычаи и общие принципы права в практике Международного центра по урегулированию инвестиционных споров (ИКСИД). // Международное публичное и частное право. № 6 (21). 2014. С. 7–15. 24.
  3. Галкин, С. А. Международные экономические отношения. Базовые параметры: Справочник / О. В. Буторина, С. А. Галкин, В. Н. Ткачев; Под ред. О. В. Буторина. — М.: Весь Мир, 2013. — 130 с
  4. Герчикова И. Н. Международные экономические организации: регулирование мирохозяйственных связей и предпринимательской деятельности: Учебное пособие. — М.: Консалтбанкир, 2012–290 с
  5. Глобализация мировой экономики: вызовы и ориентиры: монография / В. В. Зубенко [и др.].— М.: Дашков и К, 2012.-С.48
  6. Доклад Стиглица. О реформе международной валютно-финансовой системы: уроки глобального кризиса. Доклад Комиссии финансовых экспертов ООН. — М.: Международные отношения. 2010. — С.38
  7. Джинджолия, А. Ф. Мировая экономика и международные экономические отношения: Учебное пособие / Л. С. Шаховская, А. Ф. Джинджолия, Е. Г. Попкова. — М.: КноРус, 2013. — 240 с
  8. Дугин, А. Г. Международные отношения. Парадигмы, теории, социология: Учебное пособие для вузов / А. Г. Дугин. — М.: Академический проект, 2013.-400 с
  9. Ерпылева Н. Ю. Международные валютно-финансовые организации как субъекты международного банковского права. // Законодательство и экономика. 2014. № 12 (248). С.56–71.
  10. Жданова А. М. Подходы к определению понятия «глобализация» [Электронный ресурс] // Проблемы современной экономики. — 2012. — № 3. — Режим доступа: http://www.m economy.ru/art.php?nArtId=4181.
  11. Зубенко, В. В. Мировая экономика и международные экономические отношения: Учебник и практикум / В. В. Зубенко, О. В. Игнатова, Н. Л. Орлова. — Люберцы: Юрайт, 2016. –182 с
  12. Каламкарян Р. А. Международное право: Учебник. / Каламкарян Р. А., Мигачев М. И. — М.: Изд-во Эскмо, 2014. –680 с
  13. Кочановская О. М. Проблемы и перспективы отношений России с международными экономическими и финансовыми организациями / О. М. Кочановская, Е. Н. Карпова // Вестн. Ростовского гос. экон. ун-та (РИНХ). — 2009. — № 1 (27). — С. 284–291
  14. Лукьянович, Н. В. Геополитика: учеб. для бакалавров / Н. В. Лукьянович; Финуниверситет.— М.: Юрайт, 2011.-550 с
  15. Лукашук И. И. Международное право: Особенная часть: учебник для студентов юридических факультетов и вузов / И. И. Лукашук. — Изд. 3-е, перераб. и доп. — М.: Волтерс Клувер, 2015. -510 с
  16. Schermers H. G. International Institutional Law Unity within Diversity [Fifth Revised Edition] / Henry G. Schermers, Niels M. Blokker. — Leiden&Boston: Martinus Nijhoff Publishers, 2011. — p-131
  17. Бекяшев К. А. Международное публичное право: учеб. / Л. П. Ануфриева, К. А. Бекяшев, Е. Г. Моисеев, В. В. Устинов [и др.]; отв. ред. К. А. Бекяшев. — 5-е изд., перераб. и доп. — М.: Проспект, 2009. — C.100

18. Бекяшев К.А, Л. П. Ануфриева, Устинов. Международное публичное право: учеб. — 5-е изд., перераб. и доп. — М.: ТК Велби, Изд-во Проспект. — 784 с.. 2015-С.33

  1. Хейфец, Б. А. Россия и БРИКС. Новые возможности для взаимных инвестиций: монография / Б. А. Хейфец — М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К°», 2014. –C.42
  2. Шимко, П. Д. Международная экономика: Учеб. Пособие/ П. Д. Шимко — М.: Юрайт, 2010-C.33.
Основные термины (генерируются автоматически): свободная торговля, таможенный союз, государство, международная организация, Всемирный банк, главная функция, Европейский Союз, Международная торговая палата, преференциальная торговля, Римский клуб.


Задать вопрос