Термин «дисциплина» появился в России в марте 1714 года по указу Петра I «О сохранении дисциплины на корабле и подсудности морских и сухопутных военнослужащих».
Существуют различные формы дисциплины: государственная, трудовая, общественная, партийная. Разновидностью государственной дисциплины является воинская дисциплина. Воинская дисциплина есть строгое и точное соблюдение всеми военнослужащими порядка и правил, установленных законами, воинскими уставами и приказами командиров (начальников).
Она необходима, чтобы регулировать воинский порядок, взаимоотношения между военнослужащими, отношения в подразделениях в целях обеспечения высокой организованности и боевой готовности войск. Воинская дисциплина требует от военнослужащих большой собранности, точности и выдержки, взаимопонимания, оперативности выполнения всех распоряжений.
К основным чертам воинской дисциплины можно отнести:
- обязательное соблюдение требований дисциплины для всех категорий военнослужащих независимо от воинского звания, служебного и должностного положения;
- единоначалие, то есть высокую значимость неукоснительного соблюдения требований воинской дисциплины;
- принятие строгих мер дисциплинарной и уголовной ответственности за нарушение воинского порядка и правил поведения;
- четкую последовательность всех сторон жизнедеятельности военнослужащих на службе и вне ее.
Обязательные для выполнения нормы и правила поведения военнослужащих, отношения между военнослужащими, которые формируются в процессе становления коллектива, деятельность органов государственного и военного управления, различных категорий военнослужащих по поддержанию на должном уровне воинской дисциплины все это неотъемлемые составляющие дисциплины.
Прежде всего, необходимо для формирования дисциплины изучать и знать индивидуально-личностные качества военнослужащих. К ним можно отнести морально-психологическое состояние, мировоззрение, интересы, семейное положение, духовное развитие, личная дисциплинированность, организаторские способности. Кроме того, социально-психологическими факторами дисциплины являются разнообразные взаимодействия между военнослужащими в целях достижения порядка и организованности, в том числе взаимные требования, согласованные совместные действия, коллективные убеждения и внушения, взаимный контроль, воздействие личным примером. Существуют принципы по укреплению и поддержанию воинской дисциплины.
1) Индивидуальный подход к каждому военнослужащему;
2) Заострение внимания на положительных моментах в деятельности военнослужащего;
3) Несение ответственности за нарушение требований дисциплины;
4) объективность при оценке воинской дисциплины в подразделении;
5) Постоянное стимулирование дисциплинарного поведения и стремление к самодисциплине.
Командир подразделения является организатором всей работы по укреплению воинской дисциплины и должен лично изучать ее состояние, выявлять причины нарушений, оценивать работу подчиненных командиров по укреплению воинской дисциплины, также определять цели, основные направления, пути и способы достижения высокого уровня дисциплины подразделения.
Отметим основные составляющие анализа воинской дисциплины:
- Изучение поведения военнослужащих в различных видах учебно-боевой деятельности, службы и в свободное время;
- Выявление причин, из-за которых возникают нарушения воинской дисциплины;
- Определение эффективности работы командиров, воинских коллективов;
- Определение путей укрепления воинской дисциплины.
Для успешного достижения всего перечисленного необходимо охватывать все сферы воинской деятельности, а именно, боевую подготовку, быт и досуг личного состава, внутреннюю, повседневную и караульную службу.
Для укрепления воинской дисциплины применяют следующую методику:
– периодически обсуждать вопросы и проблемы работы на совещаниях, собраниях и сборах.
– знать и руководствоваться документами;
– включить в воспитательную работу всю категорию руководителей и руководить этой деятельностью;
– необходимо своевременно определить цель и постановить задачу в области укрепления воинской дисциплины;
– проводить мероприятия по обеспечению теоретической и методической подготовкой всех категорий командиров.
Обмен опытом, его обобщение и распространение является одной из важных составляющих укрпеления воинской дисциплины, так как основные направления, формы и методы работы должностных лиц части являются залогом в воспитании у военнослужащих самодисциплины и коллективизации.
Рассмотрим основные формы воспитательной работы по укреплению воинской дисциплины командирами подразделения:
- Проведение совещаний с анализом воинской дисциплины;
- Распространение опыта;
- Индивидуально-воспитательная работа;
- Тематические вечера, лектории;
- Подведение итогов и вечера вопросов и ответов;
- Информирование личного состава;
- Инструктажи подразделения по вопросам воинской дисциплины.
Систематический анализ состояния воинской дисциплины — важнейшая обязанность командиров и является одним из основных условий поддержания в части высокой организованности и уставного порядка. Общие требования и основные направления, формы и методы работы должностных лиц части по поддержанию и укреплению правопорядка и воинской дисциплины имеют свои специфические задачи, которые накладывают характерные особенности на повседневную деятельность военнослужащих. Исходя из этого, при решении проблем укрепления воинской дисциплины в конкретной части необходимо учитывать ее специфику.
Таким образом, закономерности и принципы воинской дисциплины определяют основные направления деятельности офицерских кадров и позволяют им на этой основе совершенствовать систему поддержания дисциплины, содержание, формы и методы воспитательных воздействий, создавать условия, способствующие организованности личного состава.
Каждое должностное лицо в части выполняет свои обязанности по укреплению дисциплины. Рассмотрим это на пример командира полка.
Командир полка ежемесячно должен анализировать состояние воинской дисциплины и подводить итоги работы по её укреплению, проводить занятия с командирами подразделений по поддержанию уставного порядка, а также занятия в системе командирской подготовки по вопросам воспитания, военной психологии и педагогики.
Проведение вечеров вопросов и ответов в одном из подразделений поможет лучше узнать все проблемные места в укреплении дисциплины между военнослужащими, а также узнать полноту удовлетворения военнослужащими нормами довольствия.
Ежедневно должен оценивать состояние воинской дисциплины и ставить задачи заместителям, начальникам служб и командирам подразделений по её укреплению, заслушивать доклады должностных лиц о работе по предупреждению происшествий, преступлений и грубых дисциплинарных проступков, также обязан индивидуально работать с различными категориями военнослужащих.
Укрепление воинской дисциплины проходит благодаря четкой психологической работе. Рассмотрим данный термин подробнее.
Психологическая работа — это комплекс согласованных и целенаправленных мероприятий, который осуществляется с использованием достижений психологической науки в интересах жизнедеятельности войск, поддерживает психологическую устойчивость личного состава и сохранению психического здоровья военнослужащих.
К основным задачам психологической работы можно отнести:
- Проведение мероприятий данной работы по обеспечению боевой и мобилизационной готовности, боевых, учебных и специальных задач, боевого дежурства, караульной и внутренней служб.
- Создание надежного и крепкого морально-психологического климата в коллективах.
- Изучение индивидуально-психологических особенностей военнослужащих, социально-психологических отношений в воинских коллективах и осуществление прогнозирования развития.
- Осуществление психологической помощи и психологического просвещения военнослужащих, членов их семей и гражданского персонала.
- Выработка рекомендаций по рациональному распределению военнослужащих по должностям и выполняемым задачам.
- Психологический анализ служебно-боевой деятельности, учебно-воспитательного процесса и выработка мер по повышению их эффективности;
Существует ряд методов, с помощью которых командир подразделения изучает психологические особенности своего воинского коллектива. К ним относятся: наблюдение, опрос, анализ результатов групповой деятельности.
Метод наблюдения помогает командиру получить наиболее объективную информацию при укреплении дисциплины в своем подразделении.
При этом он систематически изучает групповую деятельность военнослужащих в целях выявления и анализа фактов, характеризующих воинский коллектив такие как: формы и содержание межличностных взаимоотношений; формирование коллективных норм поведения, отношений, мнений и настроений; каналы распространения информации; наличие традиций и ритуалов.
Опрос позволяет получить информацию о воинском коллективе от военнослужащих путем постановки перед ними вопросов, ответы на которые в дальнейшем будут анализированы и выведены проблемные места в укреплении дисциплины.
Анализ результатов групповой деятельности дает возможность командиру характеризовать воинский коллектив, а также происходящие в нем изменения по результатам в различные периоды жизнедеятельности. Например, несение службы суточным нарядом, культурные выходы, спортивно-массовая работа.
Существуют основные психологические приемы, которые применяются для повышения эффективности управленческой деятельности и укрепления воинской дисциплины командирами подразделения.
Механизм их воздействия заключается в создании у военнослужащего, в ходе общения на подсознательном уровне положительного эмоционального отношения к начальнику.
Командиру при общении с подчиненными рекомендуется использовать следующие психологические приемы: «имя собственное», «зеркало отношения», «золотые слова», «терпеливый слушатель», «личная жизнь».
«Имя собственное». Сущностью приема является произношение вслух имени подчиненного при обращении к нему. Звук собственного имени вызывает у человека осознаваемое чувство приятного. Когда командир произносит имя подчиненного, то это говорит о внимательном отношении к личности, что вызывает чувство удовлетворения. Это главное правило при общении с подчиненными.
«Зеркало отношений». При общении командира и подчиненного, подчиненный всегда оценивает выражение лица начальника, соответственно при общении с подчиненным необходимо иметь доброе и приятное выражение лица, для лучшего контакта с собеседником.
«Золотые слова». В основе действия этого приема лежит психологический прием внушения, то есть акцентировать внимание на успехи, достоинства и достижения.
«Терпеливый слушатель». Умеющий слушать командир обладает мощным средством влияния на подчиненных, так как любому человеку будет по душе, когда ему есть кому выговориться о своих проблемах или попросить помощи.
Для этого необходимо развивать определенные навыки общения:
- Не делать поспешные оценки и суждения собеседника, а точно оценивать позицию;
- Смотреть в глаза собеседника, наблюдать за выражением его лица, жестикуляцией, движениями, которые выражают отношения и чувства;
- Уметь направлять свое внимание на собеседника, поддерживать в себе интерес к тому, что он говорит, не отвлекаться;
- Стремиться развивать и расширять сказанную мысль военнослужащего, а не искать ошибки.
- Повторять сказанное, если потребуется и уточнять недопонятые мысли;
- Стремиться понять логику собеседника;
- Не перебивать, пока твой подчиненный не высказался.
Для повышения воинской дисциплины необходимо проводить культурно-досуговые мероприятия: конкурс художественной самодеятельности, смотр песни и строя, культпоходы, экскурсии, посещение спортивных матчей и так далее. Коллективное посещение культурных заведений выполняют следующие задачи:
- Знакомство с историческими местами, местами боев, подлинными вещами, документами, музейными экспонатами, связанными с жизнедеятельностью известных исторических личностей;
- Ознакомление личного состава с организацией и технологией современного производства, внедрения в него новейших достижений науки и техники;
- Морально-психологическую разгрузку личного состава
- Создания чувства одного коллектива, взаимовыручки и взаимопонимания.
- Осмотр личным составом архитектурных ансамблей, дворцов, исторических памятников.
В завершении своей работы хочется сказать, что укрепление воинской дисциплины — это очень тяжелый труд командиров, так как именно они принимают активное участие в данном процессе. Планируют и организуют повседневную деятельность, участвуют в формировании воинского коллектива, проводят различного рода беседы и информирования с личным составом, чтобы внушить каждому военнослужащему чувства долга, верности к Родине и патриотизма. Стоит отметить, что воинская дисциплина также зависит от личной ответственности каждого военнослужащего, осознании им той важной задачи, которая на него возложена — Защита Родины!
Литература:
- Общевоинские устав Вооруженных сил Российской Федерации.-Ростов н/Д: Феникс, 2014.
- Управление подразделениями в мирное время: учебник. — М.: Голден Би, 2007.