Основное содержание исследования составляет анализ нововведений в ФЗ РФ «О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт» от 22.05.2003 г. В статье рассматриваются вопросы внедрения онлайн-касс с фискальным накоплением данных для деятельности субъектов предпринимательской деятельности, на которых будет распространяться поправки в законе. Также выявлен ряд проблем, с которыми неизбежно столкнутся владельцы своего бизнеса, а также обычные потребители.
Ключевые слова: онлайн-кассы, контрольно-кассовая техника, оператор фискальных данных, фискальный накопитель, ЕНВД, ПСН
В последние годы наиболее известным способом для расчетов продавцов с покупателями стала контрольно-кассовая техника (ККТ). Покупатель может увидеть в любом магазине подобный аппарат, который существует просто с вводом конечной суммы покупок и выдачей чека, а может быть со сканированием штрих-кода и выдачей чека. На сегодняшний день существует множество вариантов, и каждая фирма сочла нужным для себя именно тот, который способен максимально упростить работу и быть выгодным для покупки и дальнейшего использования.
В июле 2016 года был принят Федеральный закон «О внесении изменений в Федеральный закон «О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт» и отдельные законодательные акты Российской Федерации» от 3.07.2016 № 290-ФЗ [1]. Как сказано в этом законе, все организации и ИП (индивидуальные предприниматели) обязаны перейти на онлайн-кассы с фискальным накоплением данных. Благодаря такой кассово-контрольной технике (ККТ) все данные о расчетах с покупателями не зависимо от того, в форме наличных денег или безналичной форме, будут передаваться в онлайн режиме в налоговые органы. Так сделано по одной причине — необходимость обеспечения прозрачности расчетов и легализации рынка торговли и услуг. Помимо этого, данные новшества позволят обеспечить более качественную защиту прав потребителей за счет возможности проверки электронных чеков.
Как предусматривают изменения 2016 года в 54-ФЗ «О применении ККТ», каждая торговая точка должна иметь доступ к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет». Если в какой-то промежуток времени будет отсутствовать доступ к интернету, а кто-то произведет покупку — данные по каждой покупке сохранятся в ФН (фискальный накопитель) и будут отправлены в ОФД (оператор фискальных данных) позже. Важным условием является то, что касса должна иметь доступ в интернет и передавать информацию о продажах чаще, чем раз в 30 календарных дней.
Адаптация новой формы ведения торговли в организациях будет состоять из несколько этапов. Однако, как сказано ФНС России в письме от 15 августа 2016 г. № ЕД-3–20/3721, этот срок не будет касаться тех, у кого в данный момент имеется право на работу без касс [3]. Для налогоплательщиков, которые применяют ЕНВД (единый налог на вменённый доход) и ПСН (патентная система налогообложения), сроки вступления требований о применении онлайн-касс продлены до 1 июля 2018 года.
С момента принятия закона и до 1.02.2017 г. включительно проходил первый этап. До 1.02.2017 г. организации могли спокойно обзаводиться новой техникой без перехода на онлайн-режим отправки данных в налоговую службу.
Следующий этап начался 1.02.2017 г. С этих пор новые кассы обретаются уже с фискальным накопителем данных, для передачи данных в онлайн режиме налоговым органам. В роли получателя данных выступает оператор, договор с которым должны заключить все организации.
После 1.07.2017 г. новый порядок применения станет обязательным уже для всех налогоплательщиков, обязанных применять контрольно-кассовую технику.
Нововведение в законодательстве пришлось для многих организаций неожиданностью. Крупные организации, предприниматели, и различные ассоциации торговли обращались к государству с просьбой отсрочить периоды перехода на новую систему, но сроки остались неизменными.
Система работы онлайн-касс отличается от системы работы старых ККТ. При проведении расчетов с покупателем данные об осуществляющейся покупке переходят оператору фискальных данных, который после их получения отправляет подтверждение о принятии данных с присвоением чеку фискального признака (определенного идентификационного номера). При отсутствии такого подтверждения чек не будет печататься. После того как оператор передаст сведения в налоговую службу они будут собираться и обрабатываться в специальном системном хранилище данных. Как ожидается, вся процедура будет занимать 1,5 секунды и потребители не заметят изменений при покупке продукции.
На сегодняшний день, согласно законодательству, есть несколько категорий налогоплательщиков, которые могут не торопиться с применением новой контрольно-кассовой техники. Ими являются организации и ИП, выполняющие работы или оказывающие услуги населению. Данная категория лиц может не переходить на ККТ до 1 июля 2018 года. Нужно учитывать, что не все компании и предприниматели, которые оказывают услуги, могут не применять ККТ. Обязательно соответствие видов деятельности установленным законодательством.
Если рассматривать с точки зрения налоговой службы, закон от 3.07.2016 № 290-ФЗ является положительным нововведением, как для экономики, так и для потребителей в целом. Организации понесут дополнительные расходы при внедрении онлайн-касс, что повлечет за собой раскрытие всей теневой деятельности при расчете с покупателями. Премьер-министр РФ Дмитрий Медведев объявил, что каждому предпринимателю, устанавливающему новый вид ККТ, гарантируется возмещение средств на ее приобретение в размере 18 тысяч рублей. Предприятия, расположенные в отдаленной местности без доступа в интернет, смогут применять ККТ без возможности передачи данных в электронном виде. Органы государственной власти в каждом регионе страны будут утверждать перечень таких населенных пунктов. Стоит отметить, что не применять «онлайн-кассы» смогут предприятия мелкорозничной торговли, такие как: при уличной продаже мороженого, напитков, газет, билетов, продуктов на разнос, на рынках и т. д.
Необходимость внесения изменений в закон 54-ФЗ «О применении контрольно-кассовой техники» напрашивалась уже долгое время [2]. Данный закон был принят в далеком 2003 году, и с тех пор технологический прогресс, который позволяет упростить работу с кассами и сделать ее более удобной, ушел далеко вперед. Необходимость выведения из тени той части продаж, которые не фиксируются продавцами, послужило главной причиной нововведений, ведь бюджет недополучает налоги с этих сделок. Не стоит забывать об известной ситуации с незаконной продажей алкоголя во внеурочные часы, которую государство тоже давно стремится взять под контроль.
Но каким бы хорошим данное нововведение не считалось, на стадии его планирования уже возник ряд проблем. Недостаток информации у владельцев малых и средних предприятий о применении новых онлайн-касс в рамках новой редакции федерального закона 54-ФЗ мешает им начать полноценно применять новые аппараты. Крупный бизнес хорошо подготовился к новым изменения в рамках 54-ФЗ. Каких-либо вопросов по применению новых контрольно-кассовых аппаратов у них не возникает. Если обратить внимание на сферу малого и среднего бизнеса, то ситуация совсем иная, недостаток информации мешает предпринимателям полноценно применять новые онлайн-кассы. Помимо этого, не всем предпринимателям известно, что многие процессы, которые связаны с нововведениями, они могут исполнять самостоятельно или вообще отказаться от дополнительных услуг. К этим услугам можно отнести техническое обслуживание, постановку касс на учет, оплату тарифа на год вперед, в общем, те услуги, которые, иногда дополнительно навязываются малому и среднему бизнесу. Кроме того, у предпринимателей могут возникнуть такие проблемы как значительные затраты на переоборудование контрольно-кассовой техники; плата за обслуживание онлайн-касс; обеспечение хорошей связи телекоммуникационных каналов; расходы на обучение персонала работе на онлайн-кассах; необходимость высокого уровня технического обслуживания контрольно-кассовой техники. Поэтому в связи с осуществлением таких значительных затрат велика вероятность и закрытия некоторых небольших предприятий.
В перспективе планируется полная отмена удобного для предпринимателей режима налогообложения в виде ЕНВД. Этот режим позволяет упорядочить систему налогообложения, а также упростить порядок ведения бухгалтерской отчетности. Наличие кассового аппарата для этой системы налогообложения бессмысленно, так как налоговая база начисляется из фиксированных значений и кассовый аппарат тут ни к чему.
В заключение необходимо отметить, что число компаний и предпринимателей, даже находящихся в отдаленных районах страны, будет сокращаться с каждым годом. Поэтому, чем быстрее компания или предприниматель введут у себя новую ККТ, тем будет лучше для их бизнеса. Но не стоит забывать, что после отмены ЕНВД предпринимателю предстоит вновь столкнуться с проблемой налогообложения реально полученного дохода и другими отчислениями в казну. Что касается ПСН, то не известно, подлежит ли отмене данный режим в будущем, но ясно одно, что предприниматель лишится той выгоды из фиксированного размера цены патента, предоставляемой ему государством. Из этого следует, что неизбежен тот факт, что все расходы, связанные с обслуживанием ККТ, в т. ч. и возросшие налоговые отчисления, переложат на обычных потребителей в виде повышения стоимости товаров и услуг.
Литература:
- Федеральный закон от 03 июля 2016 г. № 290-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт и отдельные законодательные акты Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. — 2016. — № 151. — Ст. 4223.
- Федеральный закон от 22 мая 2003 № 54-ФЗ «О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием электронных средств платежа» // Собрание законодательства РФ. — 2003. — № 21. — Ст. 1957.
- Письмо Федеральной налоговой службы от 15 августа 2016 г. N ЕД-3–20/3721@ «О рассмотрении обращения» // Нормативные акты для бухгалтера. — 2016. — № 17.