О подготовке управленческих кадров для Воздушно-космических сил Российской Федерации | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №44 (178) ноябрь 2017 г.

Дата публикации: 06.11.2017

Статья просмотрена: 147 раз

Библиографическое описание:

Смирнов, Д. К. О подготовке управленческих кадров для Воздушно-космических сил Российской Федерации / Д. К. Смирнов, Ж. С. Мухамбетов. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2017. — № 44 (178). — С. 178-179. — URL: https://moluch.ru/archive/178/46248/ (дата обращения: 16.11.2024).



В статье рассмотрена проблема совершенствования системы подготовки управленческих кадров для ВКС России. Показана целесообразность объединения основных вопросов подготовки командиров подразделений, как руководителей воинскими коллективами, в рамках дисциплин одного военно-профессионального блока.

Ключевые слова: управление, система

Объектом военного управления, как известно, выступает подразделение, имеющее соответствующие цели и конкретных исполнителей — военнослужащих. Поэтому работа командира связана с необходимостью достижения цели посредством воздействия на воинский коллектив. Несомненно, чем профессиональнее офицер управляет подчиненными, тем эффективнее решаются служебно-боевые задачи. Здесь уместно будет вспомнить высказывание основателя такого актуального направления в менеджменте, как «Всеобщее управление на основе качества» Э. Деминга, подчеркивающего, что 96 % производственных проблем обусловлены «неправильной системой менеджмента» (т. е. неадекватной системой управления — прим. автора) и только 4 % — ошибками исполнителей [1].

Социологические исследования свидетельствуют о том, что если успех деятельности руководителя на 15 % зависит от его профессиональных знаний, то на 85 % — от умения работать с людьми [2].

Результаты служебно-боевой деятельности подразделений Вооруженных сил РФ многократно подтверждали роль профессионального управления в обеспечении эффективности работы коллектива. Немаловажное значение при этом, как показала практика, имел уровень применения инновационных подходов к работе с подчиненными для реализации их творческого потенциала. Понятно, что руководитель должен быть готов к такой работе, т. е. иметь соответствующие деловые характеристики и пройти необходимое обучение.

Общеизвестно, что система управления любой организацией включает в себя подсистему управления служебно-боевой (производственной) деятельностью и подсистему управления персоналом. Эти две основные подсистемы неразрывно связаны между собой и соответствующим образом функционируют в интересах достижения общей цели. Отсюда следует, что подготовительная работа для эффективного решения системой управления задач военной службы должны осуществляться по единому замыслу.

В настоящее время во многих ВУЗах разработана и весьма интенсивно преподается учебная дисциплина «Управление персоналом», которая призвана вооружать студентов знаниями о технологии управления трудовыми коллективами в условиях воздействия современных социально-экономических и правовых регуляторов. Эти условия находят свое отражение в философии управления персоналом, которая в свою очередь является неотъемлемой частью философии организации.

Специалисты раскрывают понятие «философия организации», как совокупность внутриорганизационных принципов, системы ценностей и убеждений, моральных и административных норм, а также правил взаимоотношений персонала, воспринимаемая всем персоналом и подчиненная общей цели организации [3]. Перечисленные категории в целом предопределены формой и статусом организации.

Таким образом, и в философии управления персоналом отражается организационно-правовая форма юридического лица.

Воинские подразделения, к примеру, функционируют в условиях философии достаточно жестко структурированной системы управления, строгой субординации, соответствующего стиля управления и системы стимулирования. Эту философию формирует, прежде всего, специфика военной службы, регламентированная требованиями действующих документов по организации управления подразделениями. К примеру, положения ст. 38 Боевого устава [4] определяют следующие установки на управление: «…Управление подразделениями заключается в целенаправленной деятельности командира, его заместителей, штаба по поддержанию постоянной боевой готовности и мобилизационной готовности подразделений, подготовке их к бою (выполнению полученной задачи) и руководству ими при выполнении задачи».

Итак, результаты рассмотрения содержания понятий «философия организации» и, соответственно, — «философия управления персоналом» показывают, что для военной сферы деятельности очевидно необходима целенаправленная подготовка будущих офицеров управлению именно «военным персоналом» в интересах решения специфических задач подразделения.

Руководство воинскими коллективами в принципе отличается от управления персоналом гражданской организации в связи с различием многих внутренних и внешних факторов, влияющих на решение служебно-боевых задач. В нашем случае практика управления предполагает адаптацию к военной службе следующих основных модулей теории «управления персоналом»: специфика управления, модель управления, мотивация и стимулирование, средства и методы управления, власть и личное влияние, стиль руководства, формирование потенциала и обеспечение его эффективного развития, этика делового общения военнослужащих, управление конфликтами и стрессами, деловая оценка, методы набора и отбора, интеграция нового военнослужащего, его развитие и т. д.

Исходя из вышеизложенного, очевидно обоснованным будет предположение о том, что содержание обучения выпускников военных учебных заведений в части командирской подготовки необходимо в определенной степени подкорректировать. В данном случае достижение цели по подготовке «военного управленца» вероятнее всего целесообразно организовать в рамках одного военно-профессионального цикла дисциплин. При этом вопросы формирования соответствующих компетенций необходимо объединить в единую область.

В настоящее время действующие квалификационные требования эти вопросы включают в различные предметные блоки, что и предполагает так называемую «фрагментарную подготовку», не отвечающую требованиям современной практики. Подготовка командиров как руководителей проводится в определенной мере не систематизировано, частично в отрыве от условий военной службы в рамках сугубо гражданских учебных дисциплин.

Таким образом, должная подготовка выпускников военных учебных заведений по управленческим дисциплинам позволила бы изначально исключить многие проблемы служебной деятельности, связанные с непрофессиональным руководством коллективами значительной частью молодых офицеров.

Вероятнее всего не вызовет возражений альтернативное предложение по решению указанных проблем управления воинскими коллективами посредством возрождения полноценного института воспитателей в структурных подразделениях ВС РФ. Они бы и дополнили систему управления воинскими коллективами так необходимыми соответствующими формами и способами работы в различных условиях служебно-боевой обстановки. Но, к сожалению, такая постановка вопроса на сегодняшний день, видимо, экономически нецелесообразна.

Итак, управленческий процесс в военной сфере включает в себя управление служебно-боевой деятельностью подразделения через управление военнослужащими (управление персоналом). Отсюда предлагается формировать компетенции военных управленцев комплексно в соответствующей сугубо специфичной среде, т.е в рамках единого военно-профессионального блока учебных дисциплин, связанных с обучением вопросам организации служебно-боевой деятельности подразделений.

Литература:

  1. Дубровина Л. А. Минимум управления, максимум управляемости. Руководителям библиотек о Всеобщем управлении на основе качества. М.: ФАИР-ПРЕСС, 2004. 400 с.
  2. Маслов Е. В. Управление персоналом предприятия. М.: Инфра М, 1999. 312 с.
  3. Управление персоналом организации: Учебник/Под ред. А. Я. Кибанова. — 2-е изд., доп. и перераб.- М.: ИНФРА-М.2002.- 638 с.
  4. Боевой устав по подготовке и ведению общевойскового боя. Часть 2. Батальон, рота. Введен в действие приказом главнокомандующего Сухопутными войсками — заместителя Министра обороны Российской Федерации от 31 августа 2004 года № 130. ISBN +7(909)-939–26–33
Основные термины (генерируются автоматически): военная служба, философия управления, коллектив, персонал, подсистема управления, служебно-боевая деятельность подразделений, управление персоналом.


Ключевые слова

управление, система

Похожие статьи

Проблемы качества подготовки современного специалиста для войск национальной гвардии

В статье рассматриваются критерии и методика оценки качества подготовки современного специалиста, видам, содержанию, уровням и очередности прививаемых курсантам знаний, умений и навыков. Предложениям по совершенствованию выпускников института.

Сущностная и содержательная характеристики умений и навыков обучения и воспитания курсантов в структуре педагогического мастерства сержантов военных вузов

В статье рассматриваются основные тенденции в формировании и развитии сержантского корпуса Вооруженных Сил Российской Федерации. Актуализируется проблема профессиональной подготовки сержантов военного вуза, определяется значение профессиональной подг...

Анализ перевооружения и роль офицерских кадров в ракетных войсках стратегического назначения

Статья раскрывает сущность перевооружения Ракетных войск стратегического назначения на новые комплексы, преимущества и недостатки их применения, а также роль подготовки высококвалифицированных офицерских кадров в интересах службы.

Практическая стрельба в общеобразовательных организациях Министерства обороны Российской Федерации как средство подготовки к обучению в высших учебных заведениях Министерства обороны Российской Федерации

Статья посвящена важности практической стрельбы в общеобразовательных организациях Министерства обороны Российской Федерации как начального уровня освоения данного раздела для дальнейшего совершенствования навыков и умений при поступлении в высшие во...

Особенности организации и проведения тактико-специальных учений в органах внутренних дел Российской Федерации

В статье рассматриваются некоторые теоретические и прикладные вопросы организации и проведения тактико-специальных учений, как в территориальных органах внутренних дел, так и в образовательных организациях системы МВД России.

Обоснование предложений по внедрению новых образцов технических средств помывки личного состава

Настоящая статья посвящена рассмотрению вопроса разработки и внедрения новых образцов технических средств служб тыла в войсках национальной гвардии Российской Федерации.

Педагогические условия формирования профессиональной компетентности в области применения оружия

В статье рассматриваются проблемы формирования профессиональной компетентности курсантов образовательных организаций системы МВД России в процессе изучения дисциплины «Огневая подготовка».

Психологическая подготовка курсантов как будущих офицеров

В статье сформулированы особенности психологической подготовки курсантов как будущих офицеров-воспитателей. Рассмотрена специфика их деятельности в дальнейшем с подчиненным личным составом при прибытии в воинские подразделения.

Педагогические условия формирования профессиональной компетенции на учебной дисциплине «Огневая подготовка»

В данной научной статье раскрыты педагогические условия формирования профессиональной компетенции. Рассмотрена важность и необходимость проведения целенаправленной воспитательной работы с курсантами с целью формирования у них навыков и умений в проце...

Организация обучения приемам самостоятельной физической тренировки в Вооруженных Силах Российской Федерации (ВС РФ)

В статье представлены исследования путей повышения методической подготовленности военнослужащих проходящих военную службу по контракту в ВС РФ в организации самостоятельной физической тренировки во внеслужебное время. Предлагается этапное формировани...

Похожие статьи

Проблемы качества подготовки современного специалиста для войск национальной гвардии

В статье рассматриваются критерии и методика оценки качества подготовки современного специалиста, видам, содержанию, уровням и очередности прививаемых курсантам знаний, умений и навыков. Предложениям по совершенствованию выпускников института.

Сущностная и содержательная характеристики умений и навыков обучения и воспитания курсантов в структуре педагогического мастерства сержантов военных вузов

В статье рассматриваются основные тенденции в формировании и развитии сержантского корпуса Вооруженных Сил Российской Федерации. Актуализируется проблема профессиональной подготовки сержантов военного вуза, определяется значение профессиональной подг...

Анализ перевооружения и роль офицерских кадров в ракетных войсках стратегического назначения

Статья раскрывает сущность перевооружения Ракетных войск стратегического назначения на новые комплексы, преимущества и недостатки их применения, а также роль подготовки высококвалифицированных офицерских кадров в интересах службы.

Практическая стрельба в общеобразовательных организациях Министерства обороны Российской Федерации как средство подготовки к обучению в высших учебных заведениях Министерства обороны Российской Федерации

Статья посвящена важности практической стрельбы в общеобразовательных организациях Министерства обороны Российской Федерации как начального уровня освоения данного раздела для дальнейшего совершенствования навыков и умений при поступлении в высшие во...

Особенности организации и проведения тактико-специальных учений в органах внутренних дел Российской Федерации

В статье рассматриваются некоторые теоретические и прикладные вопросы организации и проведения тактико-специальных учений, как в территориальных органах внутренних дел, так и в образовательных организациях системы МВД России.

Обоснование предложений по внедрению новых образцов технических средств помывки личного состава

Настоящая статья посвящена рассмотрению вопроса разработки и внедрения новых образцов технических средств служб тыла в войсках национальной гвардии Российской Федерации.

Педагогические условия формирования профессиональной компетентности в области применения оружия

В статье рассматриваются проблемы формирования профессиональной компетентности курсантов образовательных организаций системы МВД России в процессе изучения дисциплины «Огневая подготовка».

Психологическая подготовка курсантов как будущих офицеров

В статье сформулированы особенности психологической подготовки курсантов как будущих офицеров-воспитателей. Рассмотрена специфика их деятельности в дальнейшем с подчиненным личным составом при прибытии в воинские подразделения.

Педагогические условия формирования профессиональной компетенции на учебной дисциплине «Огневая подготовка»

В данной научной статье раскрыты педагогические условия формирования профессиональной компетенции. Рассмотрена важность и необходимость проведения целенаправленной воспитательной работы с курсантами с целью формирования у них навыков и умений в проце...

Организация обучения приемам самостоятельной физической тренировки в Вооруженных Силах Российской Федерации (ВС РФ)

В статье представлены исследования путей повышения методической подготовленности военнослужащих проходящих военную службу по контракту в ВС РФ в организации самостоятельной физической тренировки во внеслужебное время. Предлагается этапное формировани...

Задать вопрос