Слухи и сплетни как один из инструментов психологических войн | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Смирнов, Д. К. Слухи и сплетни как один из инструментов психологических войн / Д. К. Смирнов, Ж. С. Мухамбетов, А. И. Ромаданов, Д. С. Бошков. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2017. — № 44 (178). — С. 175-178. — URL: https://moluch.ru/archive/178/46251/ (дата обращения: 18.12.2024).



Психологическое давление на войска являлось одним из элементов тактики и имело важнейшее значение в процессе ведения войны, так как оно деморализовало войска, разрушало дисциплину в подразделениях, вызывало паническое настроение среди населения и неуверенность военнослужащих. Противник распускал слухи и сплетни в подразделения в виде: провокационных листовок, баннеров, плакатов, писем и тем самым навязывал свои интересы и цели. В наше время сплетни и слухи тоже имеют место быть, поэтому поговорим о них более подробно.

Слух можно понимать как неподтверждённая или косвенно подтвержденная информация, источник которой не является официальным средством информирования, но при этом интересующая большинство носителей и потребителей этой информации и по этой причине широко и быстро получающей огласку и передачу в распространении.

Слухи, как правило, передаются из уст в уста в виде сплетен и с появлением интернета сплетни и слухи можно найти и там, на «желтых» сайтах.

Все скандалы и мало освещенная информация очень часто распространяется в виде слухов, так как подтвердить её порой получается не сразу, а сплетник остаться неизвестным. Люди, распространяя слух, осознанно или нет, стремятся таким образом повысить свой статус. Ведь после подтверждающей информации распространитель становится дальновидным, способным предугадывать события, и так получает свой дешёвый авторитет.

Есть историческое подтверждение, когда слухи использовались в политике и маркетинге как один из инструментов влияния на мнение людей.

За распространение панических слухов во время Великой Отечественной войны паникеров расстреливали на месте, как на передовой, так и в тылу.

Производная слухов конечно сплетня. В наше время сплетня сохраняет свою силу и занимает свое место в отношениях, как военнослужащих, так и членов их семей. Ведь это обусловлено многообразием ее социальных и психологических функций. Главная из них, как и у слухов, информационное самонасыщение масс по каналам, как правило, бытового общения. Слухи и сплетни являются специфическим механизмом формирования психологии масс.

Ведь при распространении слухи доходят до всех прослоек общества, что в свою очередь является информированием массового достижения. Сплетни как правило направленны в чей-то определенный адрес, но интерес к этой информации поглощает практически всех.

Слухи и сплетни утоляют жажду в определенной информационной сфере. Сплетни по своей структуре более информативны, конкретны и детализированы.

Сплетню можно квалифицировать как дополнение к официальной, нормированной и общедоступной информации. При этом дефицит информации не пропадает, а лишь возбуждает определенные настроения, которые поддерживается с каждой новой каплей знаний по этой тематике. Сплетня функционирует в виде замаскированной информации и способствует ее распространению, в результате чего получается очень большое искажение первоначальной дозы информации.

Вернемся к тому периоду, когда слухи и сплетни иногда влияли на исход некоторых событий в годы Первой и Второй мировых войн.

С первых дней Первой мировой войны, а именно в 1914 году при МИД Великобритании было создано бюро военной пропаганды, которое в дальнейшем было преобразовано в министерство информации. Целью функционирования которой была пропаганда среди военнослужащих и населения зарубежных стран применение слухов и сплетни. Так в августе 1915 года при 2-м отделе генерального штаба МО Франции был создан отдел службы военной пропаганды, задачей которого являлось воздействие на противника с помощью листовок поэтому в каждой французской армии имелся самолет для распространения печатных материалов информационно-психологического воздействия. Россия, Италия и другие страны в той или иной мере тоже пытались вести психологическую войну, но в значительно меньшей степени, чем это делали союзники по АНТАНТЕ. Власти Германии до августа 1918 года запретили заниматься выпуском листовок для войск и населения противника, так как, по мнению немцев это, противоречило правилам ведения войны. Была только издаваемая на французском языке для населения оккупированных немецкими войсками территорий Франции газета «Gazette des Ardennes» Аденская газета, которая, с помощью воздушных шаров распространялась и за линией фронта.

Первой серией листовок во время Первой мировой войны стали письма немецких военнопленных, находящихся в британских лагерях, своим родственникам, в которых говорилось о хороших условиях содержания. Копии писем военнопленных готовились британцами очень тщательно, даже цвет чернил в них соответствовал оригиналу. Зачастую немецкие солдаты принимали эти листовки за оригиналы писем и пересылали их по почте родственникам пленного. В годы Первой мировой войны начали применяться листовки с дублированием текста на нескольких языках.

Австрия отличилась тем, что печатала специальные номера хорошо известных в северной Италии газет с отчетами о происшедших волнениях и списками пострадавших, при этом основной упор делался на информацию о расправах полиции над женщинами, протестовавшими против трудностей с продовольствием. Так 24 октября 1917 года с помощью авиации газеты были распространены среди итальянских военнослужащих из части, укомплектованной выходцами из Турина и провинции Пьемонт. Прочитав газеты, бойцы оставили свои позиции и направились домой для наведения порядка. 25 октября фронт был прорван. Сразу после окончания первой мировой войны в западных странах были написаны десятки исследований по вопросам психологической войны, были созданы специальные кафедры во многих университетах, которые приступили к подготовке квалифицированных специалистов.

Таким образом, богатый опыт и накопленные теоретические познания были сформулированы в единую теорию, которую немецкий ученый Фуллер в 1921 году назвал теорией психологической войны. В Англии Уорбертон специалист в области психологии писал: «В современное время основной задачей в войне является не уничтожение вооруженных сил противника, как это было раньше, а подрыв морального состояния населения вражеской страны в целом до такого уровня, чтобы оно заставило своё правительство пойти на мир. Вооруженное столкновение армий — это лишь одно из средств, для достижения этой цели».

Время шло, и свое развитие в годы Второй мировой войны получило не только стрелковое и тяжёлое оружие, танки и самолеты, но и методы ведения психологической войны.

Так за ведение психологической войны в вермахте отвечали роты пропаганды, задачами которых были ведение пропаганды среди немецкого населения и военнослужащих, ведения пропаганды в прифронтовой полосе и ведения пропаганды среди войск противника. Кроме того, подготовкой и распространением листовок, а также обратным отпуском военнопленных занимались группы по разложению противника из состава команд и армейских групп «Абвера». Самого крупного успеха немецкая пропаганда добилась в 1940 году, когда за несколько месяцев до вторжения во Францию немцы стали активно использовать так называемые «черные» передатчики, которые выдавали себя за французские радиостанции. По этим каналам распространялись всевозможные слухи, подвергалось критике французское правительство, сеялись неуверенность и панические настроения среди населения и военнослужащих. Так к началу наступления немецких войск французская армия была не в состоянии ни обороняться, ни наступать, хотя и силы, и средства были в хорошем состоянии.

Перед началом Великой Отечественной войны «Абвер» осуществлял засылку в СССР разведчиков и диверсантов, специально подготовленных агентов-пропагандистов из числа эмигрантов и лиц, свободно владеющих русским языком и языками других народов СССР. Переброска в тыл Советской территории осуществлена была в период с февраля по май 1941 года. Агенты расположились в приграничных военных округах, с задачей до начала военных действий «подготовить почву» для предстоящих психологических акций против военнослужащих РККА и населения. К 22 июня 1941 г. министерство пропаганды отпечатало свыше 30 млн. листовок, красочных пропагандистских брошюр карманного формата на 30 языках народов СССР и подготовило несколько радиопередач. На Восточном фронте было сосредоточено 17 рот пропаганды. В течение первых двух месяцев войны ими было распространено около 200 млн. листовок. К 1943 году пропагандистские войска стали самостоятельным родом войск, их численность достигает 15 тысяч человек.

Так в начале войны британцы сбрасывали над Германией листовки, в которых крупным шрифтом указывались суммы, якобы помещенные в иностранные банки руководством третьего Рейха обывателям внушалась мысль о том, что соратники Гитлера сами не верят в победу.

В сентябре 1943 года британцы издали листовку, содержание которой выдавалось за обращение гауляйтера Коха, к немецкому народу которого конечно не было. Так внушали немцам мысль о том, что в руководстве рейха существует раскол. К концу войны западные союзники разбрасывали над Германией фальшивые почтовые марки рейха с портретом Гиммлера в расчете на то, что это сможет вызвать подозрения у Гитлера и тем самым спровоцировать конфликт среди нацистского руководства.

Для деморализации немецкой армии британцы сбрасывали листовки со стихами о смерти, радио Люксембург одно время транслировало передачу «Письма, которые вы не получили», в которой приятный женский голос зачитывал отрывки из писем, найденных на телах убитых немецких солдат. В ход шли любые способы борьбы продовольственный кризис в любом его проявлении использовался в виде сбрасывания красочных открыток с изображением различных блюд и деликатесов. В листовках также использовались темы детей, ждущих возвращения отца, жен, изменяющих фронтовикам с «тыловыми крысами».

Эффективность применения психологической войны можно рассмотреть на примере Тунисской наступательной операции в 1943 г. Так перед наступлением были выпущены американские листовки-пропуска в плен и сброшены на Итальянские войска, расположенные в Тунисе. Солдаты, имеющие данную листовку понимая свою учесть в неминуемом поражении были готовы покупать пропуск по цене, которая доходила до 600 франков. Это заставило многих военачальников изменить своё скептическое отношение к методам психологической войны.

В Советском Союзе органы психологической войны распространили свыше 20 тысяч наименований различных видов информационно-пропагандистских печатных материалов на 20 иностранных языках общим тиражом 2 миллиарда 706 миллионов экземпляров.

Использование мощных громкоговорящих установок и окопные громкоговорящие установки, рупоры приводило к положительным результатам в достижении военных задач. Всего за время войны было проведено более 1 миллиона устных передач для войск противника. Неплохо зарекомендовал себя метод обратного отпуска военнопленных, однако эффективность этого способа зависела от успехов советских войск. Так, если в январе 1943 года из состава 96-й дивизии в район окружения под Сталинградом было заслано 34 пленных, из которых смогли вернуться только пятеро, приведя с собой 312 военнослужащих противника, то в мае 1945 года все 54 засланных военнопленных вернулись из окруженного гарнизона г. Бреслау, приведя с собой около 1500 солдат и офицеров противника. Исходя из полученного положительного опыта командование 2-го Белорусского фронта в 1945 году издало приказ, разрешавший всем офицерам в должности командира взвода и выше, не дожидаясь разрешения вышестоящего командования, засылать военнопленных в тыл противника с задачей агитации за сдачу в плен.

Поводя краткий итог, хотелось бы отметить что слухи и сплетни, распространяющиеся в процессе войн, приводили к тяжелым последствиям в морально-психологическом состояния воюющих сторон.

В последние десятилетия в информационную войну активно включились и различные террористические организации, которые добиваются своих целей путем запугивания простых граждан.

Мы становимся свидетелями информационных войн и видим в современном мире противоборство можно вести и без применения вооружённых сил. В этом случае цели информационной войны очень просты: привести к смене политического режима в стране или максимально ослабить его. Полномасштабная война энерго- и финансово дорогостоящее мероприятие чего не скажешь об информационном способе воздействия довольно эффективная и не требующая от агрессора жертв. Повсеместное распространение интернета позволяет современным пропагандистам проникнуть в каждый дом любой страны.

По прогнозам специалистов, основной удар будет наносится по руководству страны, подрывается работа государственных органов что приведет к понижению авторитета властей всех эшелонов. Населению демонстрируются факты коррупции, уголовных преступлений, чем провоцируется рост протестных настроений. Среди граждан любой страны создается атмосфера конфликта, безысходности, происходит активное управление общественным мнением. При этом к данной работе подключаются СМИ, которые становятся «рупором» протестного движения.

Выходом из ситуации полного крушения государственного строя можно отметить то, что в России СМИ полностью или частично находятся под контролем государства, спецслужбы жестко контролируют интернет, не задумываясь, убирая из поля зрения неугодные ресурсы, тем самым уничтожая слухи и сплетни. Обычные пользователи социальных сетей уже сейчас получают реальные тюремные сроки за создание виртуальных сообществ, которые распространяют слухи и сплетни в интернете. За последние годы в нашей стране создана огромная пропагандистская машина, которая не только обрабатывает собственных граждан, но и ведет крайне агрессивную информационную политику за рубежом, реализуя принцип «Лучшая защита — это нападение».

Литература:

  1. Управление подразделениями в мирное время: Учебник. — М.: изд. «Голден Би», 2007. — 256 с.
  2. Управление подразделениями в мирное время. Часть.1: Учебное пособие. — Краснодар, КВАИ, 2001. — 84 с.
  3. Д. А. Иванов, В. П. Савельев, П. В. Шеманский. Основы управления войсками. — М.: Воениздат, 1971.
  4. Барабаншиков А. В. Феденко И.Ф «Психология воинских клолективов» стр 96-М воениздат,1967
Основные термины (генерируются автоматически): психологическая война, слух, сплетня, мировая война, ведение пропаганды, листовка, Великая Отечественная война, военная пропаганда, информационная война, французская армия.


Задать вопрос