Проективный подход в организации проектной и учебно-исследовательской деятельности старшеклассника | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №44 (178) ноябрь 2017 г.

Дата публикации: 06.11.2017

Статья просмотрена: 261 раз

Библиографическое описание:

Хромова, О. В. Проективный подход в организации проектной и учебно-исследовательской деятельности старшеклассника / О. В. Хромова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2017. — № 44 (178). — С. 169-172. — URL: https://moluch.ru/archive/178/46258/ (дата обращения: 16.11.2024).



Ключевые слова: проективный подход, индивидуальный образовательный проект, индивидуальный учебный план

Модернизация системы образования в России предполагает создание устойчивого механизма ее развития и достижения ее главной цели — обеспечение нового современного качества образования.

В этой связи особую актуальность приобретает следующая проблема исследования — какими должны быть педагогические условия формирования готовности обучающихся общеобразовательной школы при решении учебно-исследовательских и проектных задач.

В период перехода современного общества от индустриальной к информационной экономике, от традиционной технологии к гибким наукоёмким производственным комплексам исключительно высокие темпы развития наблюдаются в росте не только высоких технологий (роботизация, прототепирование, работа со станками ЧПУ), но и информационных потоков. Человеческий мозг за весь свой период бодрствования не справляется с лавированием в мировом информационном пространстве.

Анализ федеральных государственных образовательных стандартов, примерных программ показал, что исследование и проект носят полидисциплинарный характер, и в первую очередь, направлены на социализацию старшеклассника, его адаптацию к социокультурным рамкам жизни.

Таким образом, нам стоит рассмотреть потенциальные возможности проективного похода и степень разработанной теоретической базы его применения в построении моделей личностных образовательных траекторий учебно-исследовательской и проектной деятельности обучающихся.

История развития проективного подхода начинается с концепции З. Фрейда о первичных и вторичных психических процессах в конце XIX века (от лат. projectio — выбрасывание) и работах из области гештальт-психологии [1].

В своей книге «Толкование сновидений» (1900г.) З. Фрейд упоминал, что в психике человека первичные процессы «даны с самого начала», а вторичные процессы «развиваются лишь постепенно, парализуют первые, но полного господства над ними достигают лишь в зените жизни». Под вторичными процессами мы понимаем: мышление, восприятие, память и другие познавательные процессы, которые напрямую связаны с сознанием человека, а значит, управляемы и позволяют нам мыслить.

В свою очередь гештальтисты рассматривали то, как личностные параметры влияют на формирование образов и субъективное восприятие реальности. Личность становится источником активности восприятия. Экспериментальные исследования «New Look» внесли в проективный метод новые объяснительные категории: «контроль» и «когнитивный стиль». С позиции New Look, проекция рассматривается как результат сложной познавательной деятельности, в которой воедино спаяны как когнитивные (познавательные). [2].

В 50-х-60-х гг. XX века произошла первая когнитивная революция, Н.Хомский, заявляет о когнитивных состояниях: состояния знания, понимания, интерпретаций, верований и т. п. Через серию проективных методик, что у каждого испытуемого индивидуальная стратегия познания субъекта, что является результатом сложной познавательной деятельности, в которой осознанные и разумные индивидуальные особенности личности неразделимы.

В 90-е годы ХХ века мы приходим к новому открытию: «любой проективный тест генерирует информативные данные» И.Вайнер (1993г). При диагностике проективной методикой создаются условия, где необходимо принять решение, тем самым, создавая проекцию своей жизненной реальной ситуации и ряд ассоциаций, которые появляются после субъективного восприятия, выдают позицию диагостируемого.

Д. Н. Узнадзе (1961г) и В. Г. Норикадзе (1975г.) исследовали установку восприятия, которая, в ходе деятельности субъекта, связана с прошлым опытом нереализованных установок (проекция из прошлого), что позволяет проявляться особенности структуры личности и её мотивы

Д. А. Леонтьев (1998г.) соотносил то, как личностные параметры связаны с ситуационными факторами (человек поступает в зависимости от ранее пережитых ситуаций), что дало возможность перестроить деятельностную модель объяснения.

Одни из выводов, который мы можем представить лежит в особенностях процесса восприятия человеком окружающего мира. В основе проективного подхода лежит активность восприятия, как фактор, принимающий непосредственное участие в формировании образов действительности; а использование неоднозначной стимуляции при отсутствии строго определённой мотивации деятельности позволяет изучить влияние несенсорных, личностных факторов. [1]

На начало ХХI века мы находим исследования проективного подхода в работах Пака Н. И. Познавательные процессы в момент своего функционирования стремятся к неопределённости. Чем больше мы увеличиваем неопределённость, тем сильнее активизируется деятельность субъекта и актуализируется прошлый опыт. «Информация и информационные процессы становятся главными категории и понятиями в философии, науке и практике» [4].

Таким образом, весь прошлый опыт, накопленный человеком состоит из образов окружающего мира, накопленных при взаимодействии с субъектами и объектами окружающего мира. Значит, успешность выполнения индивидуального учебного проекта старшеклассника напрямую должна быть связана с его прошлым опытом: посещения музеев, выставок, конференций; учебные поездки; наличие хобби и жизненных принципов и т. д.

В условиях проективного подхода (информации много, а продолжительности жизни не хватает всё изучить) возможно обучать старшеклассника прогнозированию, предвидению и планированию своей деятельности с учётом накопленных в прошлом опыте знаний и информации.

Предпроектные идеи, цели и описание необходимых ресурсов должны быть направлены, в первую очередь, на формирование новых образов объектов и событий будущей жизни. Под объектами будем понимать новые профессии и условия труда, а под событиями — пути решения профориентационных задач.

В данных условиях мы можем максимально индивидуализировать обучение старшеклассника и выстроить индивидуальную траекторию развития его проекта.

Если обучение интерпретируется, как информационный процесс с сетевым взаимодействием субъектов образовательного процесса, то при создании педагогических условий выполнения исследовательских и проектных работ старшеклассника имеет смысл создавать индивидуально каждому учащемуся проективные информационно-образовательные среды, проективные методические системы обучения, виртуальные сообщества, сетевое профильное обучение «школа-вуз», «школа-производство» и готовить учителей к работе в инновационной профильной школе.

Мы имитируем выбор обучающихся через образы вышеуказанных объектов, тем самым моделируем его будущее пространство. Не управляем и навязываем ему определённые виды работ, а, обращаясь к прошлому опыту, сопровождаем его познавательные навыки; совместно конструируем модели ЕГО знаний; учим ориентироваться в информационном пространстве, формулировать и решать проблему; как эффект, развиваем системное мышление, которое необходимо для освоения ряда новых профессий — профессий 2020–2030гг. таких, как архитектор живых систем, проектировщик личной безопасности, продюсер смыслового поля, эковожатый и др.

Учащийся должен получить осязаемый практический результат, оформленный тем или иным образом. Необходимо расширить знания и умения учащихся в области мультимедиа, показать другие эффективные способы представления информации, а также в области интегрирования знаний из различных дисциплин.

Поскольку через несколько лет в учебные обязанности старшеклассники будет включен индивидуальный образовательный проект (уточнение: проект может нести исследовательский характер, а исследование не противоречит наличию внутри проекта) и в итоговом аттестационном документе будет выставлена количественная оценка выявлены перспективные направления такой деятельности: социальное и бизнес-проектирование, исследования в технических (инженерных) и естественно-научных дисциплинах и информационное направление.

Обучающиеся смогут массово решать задачи, находящиеся на стыке нескольких дисциплин; изучить методологию исследовательской и проектной деятельности; использовать научные методы исследования в современно оборудованных лабораториях и технопарках; искать сферы применения своих результатов работы в общем культурном пространстве. Так же на передовую выходят технологии поиска необходимых ресурсов — фандрайзинг, причём не только материальных, но и интеллектуальных.

Индивидуальный проект старшеклассника.

Что ещё изменилось в подходе к выполнению исследовательских и проектных работ обучаемых? Была задана конкретная предметная область, конкретная тема, закреплён конкретный руководитель, чаще всего, учитель; так же был фиксированный набор профилей в ОУ и образовательные программы курсов по выбору и элективных курсы тоже разработаны учителем.

На сегодняшний день, индивидуальная образовательная программа (А) старшеклассника — это платформа для реализации индивидуального образовательного проекта (В) учащегося. По ходу обучения в конкретном образовательном пространстве (ОП) ОУ индивидуальный образовательный проект рождается на пересечении образовательных (С, D, E) и НЕобразовательных пространств (F) и событий. А мотивационный вектор (МВ), как стимул к действию, — поддерживается субъектами гимназии: учитель, ученик, психолог, родитель, друг, родственник — любой «участник» прошлого опыта, на который будет опираться исследовательская и проектная работа обучающегося. Сообщества конкретного (СКО) ОУ: профиль, класс, лаборатория в свою очередь несут тоже определяющий характер, являются мостом от образовательного процесса к другим образовательным и необразовательным пространствам; переходом от замысла к местам предъявления результата.

Рис. 1. Место индивидуально образовательного проекта старшеклассника с точки зрения проективного подхода

Таким образом, в рамках проективного подхода, когда образование становится сетевым, в ходе выполнения старшеклассником исследовательской или проектной работы зарождается культура сетевого взаимодействия в пространстве и времени. Любой проект и/или исследование становятся результатом сетевой совместной деятельности разных субъектов как образования, так и необразовательных сообществ.

Литература:

  1. Присоходиагностика. Бурлачук Л. Ф. Учебник для вузов. СПб: Питер, 2006–351 с. Стр.298–302.
  2. Белова О. В. Общая психодиагностика. Методические указания. Теоретические источники проективного метода: психоанализ, холистическая психология, экспериментальные исследования New Look. Новосибирск: Научно-чебный центр психологии НГУ, 1996г.
  3. Проективный подход в обучении как информационный процесс [монография]. Пак. Н.И., 2008
  4. Модель инновационной профильной школы будущего [статья из журнала] Ломаско П. С., Пак Н. И., Сорокина О. В., Асташов Б. А., Багинская Т. П., Котова Л. А., Садовская С. В. 2008, Педагогическая информатика
  5. Примерная основная образовательная программа среднего общего образования (от 28.06.2016, № 2/16–3)
  6. Intel: обучение для будущего.
Основные термины (генерируются автоматически): проективный подход, прошлый опыт, индивидуальный образовательный проект, окружающий мир, образ, образовательный процесс, проект, процесс, сложная познавательная деятельность, старшеклассник.


Ключевые слова

проективный подход, индивидуальный образовательный проект, индивидуальный учебный план

Похожие статьи

Теоретические основы организации дифференцированного подхода в обучении орфографии младших школьников

Деятельностный подход при организации проектной деятельности в рамках воспитательной работы в средней школе

В статье рассматриваются деятельностный аспект проектной технологии. Также акцентируется внимание на воспитательные возможности учебных проектов.

Индивидуальный образовательный маршрут как способ реализации личностно ориентированного подхода в системе современного образования

Организация проектной деятельности в образовательных учреждениях СПО

В статье рассматривается актуальность проектно-исследовательской деятельности как инновационной технологии вовлечения обучающихся в учебный процесс.

Творческий подход к обучению в проектной графике

Статья рассказывает о проектной графике, как средстве профессиональной подготовки студентов-дизайнеров и необходимости творческого подхода в системе проектной деятельности.

Системно-деятельностный подход на уроках обществоведческих дисциплин в условиях дистанционного обучения детей-инвалидов: опыт реализации

Реализация дидактических принципов системно-деятельностного подхода на уроках истории и обществознания

Деятельность тьютора в условиях инклюзивного образования

В статье рассматривается работа тьютора в инклюзивном образовании по сопровождению обучающегося с особыми образовательными потребностями при разработке индивидуального образовательного маршрута.

Продуктивные формы методической работы как условие развития профессионализма педагога

Проектная деятельность как инновационная форма организации методического объединения учителей-логопедов

В статье рассматривается вопрос применения метода проектирования в целях профессионального развития учителя-логопеда, возможность овладения предложенным методом в результате обучающей работы.

Похожие статьи

Теоретические основы организации дифференцированного подхода в обучении орфографии младших школьников

Деятельностный подход при организации проектной деятельности в рамках воспитательной работы в средней школе

В статье рассматриваются деятельностный аспект проектной технологии. Также акцентируется внимание на воспитательные возможности учебных проектов.

Индивидуальный образовательный маршрут как способ реализации личностно ориентированного подхода в системе современного образования

Организация проектной деятельности в образовательных учреждениях СПО

В статье рассматривается актуальность проектно-исследовательской деятельности как инновационной технологии вовлечения обучающихся в учебный процесс.

Творческий подход к обучению в проектной графике

Статья рассказывает о проектной графике, как средстве профессиональной подготовки студентов-дизайнеров и необходимости творческого подхода в системе проектной деятельности.

Системно-деятельностный подход на уроках обществоведческих дисциплин в условиях дистанционного обучения детей-инвалидов: опыт реализации

Реализация дидактических принципов системно-деятельностного подхода на уроках истории и обществознания

Деятельность тьютора в условиях инклюзивного образования

В статье рассматривается работа тьютора в инклюзивном образовании по сопровождению обучающегося с особыми образовательными потребностями при разработке индивидуального образовательного маршрута.

Продуктивные формы методической работы как условие развития профессионализма педагога

Проектная деятельность как инновационная форма организации методического объединения учителей-логопедов

В статье рассматривается вопрос применения метода проектирования в целях профессионального развития учителя-логопеда, возможность овладения предложенным методом в результате обучающей работы.

Задать вопрос