Ключевые слова: проективный подход, индивидуальный образовательный проект, индивидуальный учебный план
Модернизация системы образования в России предполагает создание устойчивого механизма ее развития и достижения ее главной цели — обеспечение нового современного качества образования.
В этой связи особую актуальность приобретает следующая проблема исследования — какими должны быть педагогические условия формирования готовности обучающихся общеобразовательной школы при решении учебно-исследовательских и проектных задач.
В период перехода современного общества от индустриальной к информационной экономике, от традиционной технологии к гибким наукоёмким производственным комплексам исключительно высокие темпы развития наблюдаются в росте не только высоких технологий (роботизация, прототепирование, работа со станками ЧПУ), но и информационных потоков. Человеческий мозг за весь свой период бодрствования не справляется с лавированием в мировом информационном пространстве.
Анализ федеральных государственных образовательных стандартов, примерных программ показал, что исследование и проект носят полидисциплинарный характер, и в первую очередь, направлены на социализацию старшеклассника, его адаптацию к социокультурным рамкам жизни.
Таким образом, нам стоит рассмотреть потенциальные возможности проективного похода и степень разработанной теоретической базы его применения в построении моделей личностных образовательных траекторий учебно-исследовательской и проектной деятельности обучающихся.
История развития проективного подхода начинается с концепции З. Фрейда о первичных и вторичных психических процессах в конце XIX века (от лат. projectio — выбрасывание) и работах из области гештальт-психологии [1].
В своей книге «Толкование сновидений» (1900г.) З. Фрейд упоминал, что в психике человека первичные процессы «даны с самого начала», а вторичные процессы «развиваются лишь постепенно, парализуют первые, но полного господства над ними достигают лишь в зените жизни». Под вторичными процессами мы понимаем: мышление, восприятие, память и другие познавательные процессы, которые напрямую связаны с сознанием человека, а значит, управляемы и позволяют нам мыслить.
В свою очередь гештальтисты рассматривали то, как личностные параметры влияют на формирование образов и субъективное восприятие реальности. Личность становится источником активности восприятия. Экспериментальные исследования «New Look» внесли в проективный метод новые объяснительные категории: «контроль» и «когнитивный стиль». С позиции New Look, проекция рассматривается как результат сложной познавательной деятельности, в которой воедино спаяны как когнитивные (познавательные). [2].
В 50-х-60-х гг. XX века произошла первая когнитивная революция, Н.Хомский, заявляет о когнитивных состояниях: состояния знания, понимания, интерпретаций, верований и т. п. Через серию проективных методик, что у каждого испытуемого индивидуальная стратегия познания субъекта, что является результатом сложной познавательной деятельности, в которой осознанные и разумные индивидуальные особенности личности неразделимы.
В 90-е годы ХХ века мы приходим к новому открытию: «любой проективный тест генерирует информативные данные» И.Вайнер (1993г). При диагностике проективной методикой создаются условия, где необходимо принять решение, тем самым, создавая проекцию своей жизненной реальной ситуации и ряд ассоциаций, которые появляются после субъективного восприятия, выдают позицию диагостируемого.
Д. Н. Узнадзе (1961г) и В. Г. Норикадзе (1975г.) исследовали установку восприятия, которая, в ходе деятельности субъекта, связана с прошлым опытом нереализованных установок (проекция из прошлого), что позволяет проявляться особенности структуры личности и её мотивы
Д. А. Леонтьев (1998г.) соотносил то, как личностные параметры связаны с ситуационными факторами (человек поступает в зависимости от ранее пережитых ситуаций), что дало возможность перестроить деятельностную модель объяснения.
Одни из выводов, который мы можем представить лежит в особенностях процесса восприятия человеком окружающего мира. В основе проективного подхода лежит активность восприятия, как фактор, принимающий непосредственное участие в формировании образов действительности; а использование неоднозначной стимуляции при отсутствии строго определённой мотивации деятельности позволяет изучить влияние несенсорных, личностных факторов. [1]
На начало ХХI века мы находим исследования проективного подхода в работах Пака Н. И. Познавательные процессы в момент своего функционирования стремятся к неопределённости. Чем больше мы увеличиваем неопределённость, тем сильнее активизируется деятельность субъекта и актуализируется прошлый опыт. «Информация и информационные процессы становятся главными категории и понятиями в философии, науке и практике» [4].
Таким образом, весь прошлый опыт, накопленный человеком состоит из образов окружающего мира, накопленных при взаимодействии с субъектами и объектами окружающего мира. Значит, успешность выполнения индивидуального учебного проекта старшеклассника напрямую должна быть связана с его прошлым опытом: посещения музеев, выставок, конференций; учебные поездки; наличие хобби и жизненных принципов и т. д.
В условиях проективного подхода (информации много, а продолжительности жизни не хватает всё изучить) возможно обучать старшеклассника прогнозированию, предвидению и планированию своей деятельности с учётом накопленных в прошлом опыте знаний и информации.
Предпроектные идеи, цели и описание необходимых ресурсов должны быть направлены, в первую очередь, на формирование новых образов объектов и событий будущей жизни. Под объектами будем понимать новые профессии и условия труда, а под событиями — пути решения профориентационных задач.
В данных условиях мы можем максимально индивидуализировать обучение старшеклассника и выстроить индивидуальную траекторию развития его проекта.
Если обучение интерпретируется, как информационный процесс с сетевым взаимодействием субъектов образовательного процесса, то при создании педагогических условий выполнения исследовательских и проектных работ старшеклассника имеет смысл создавать индивидуально каждому учащемуся проективные информационно-образовательные среды, проективные методические системы обучения, виртуальные сообщества, сетевое профильное обучение «школа-вуз», «школа-производство» и готовить учителей к работе в инновационной профильной школе.
Мы имитируем выбор обучающихся через образы вышеуказанных объектов, тем самым моделируем его будущее пространство. Не управляем и навязываем ему определённые виды работ, а, обращаясь к прошлому опыту, сопровождаем его познавательные навыки; совместно конструируем модели ЕГО знаний; учим ориентироваться в информационном пространстве, формулировать и решать проблему; как эффект, развиваем системное мышление, которое необходимо для освоения ряда новых профессий — профессий 2020–2030гг. таких, как архитектор живых систем, проектировщик личной безопасности, продюсер смыслового поля, эковожатый и др.
Учащийся должен получить осязаемый практический результат, оформленный тем или иным образом. Необходимо расширить знания и умения учащихся в области мультимедиа, показать другие эффективные способы представления информации, а также в области интегрирования знаний из различных дисциплин.
Поскольку через несколько лет в учебные обязанности старшеклассники будет включен индивидуальный образовательный проект (уточнение: проект может нести исследовательский характер, а исследование не противоречит наличию внутри проекта) и в итоговом аттестационном документе будет выставлена количественная оценка выявлены перспективные направления такой деятельности: социальное и бизнес-проектирование, исследования в технических (инженерных) и естественно-научных дисциплинах и информационное направление.
Обучающиеся смогут массово решать задачи, находящиеся на стыке нескольких дисциплин; изучить методологию исследовательской и проектной деятельности; использовать научные методы исследования в современно оборудованных лабораториях и технопарках; искать сферы применения своих результатов работы в общем культурном пространстве. Так же на передовую выходят технологии поиска необходимых ресурсов — фандрайзинг, причём не только материальных, но и интеллектуальных.
Индивидуальный проект старшеклассника.
Что ещё изменилось в подходе к выполнению исследовательских и проектных работ обучаемых? Была задана конкретная предметная область, конкретная тема, закреплён конкретный руководитель, чаще всего, учитель; так же был фиксированный набор профилей в ОУ и образовательные программы курсов по выбору и элективных курсы тоже разработаны учителем.
На сегодняшний день, индивидуальная образовательная программа (А) старшеклассника — это платформа для реализации индивидуального образовательного проекта (В) учащегося. По ходу обучения в конкретном образовательном пространстве (ОП) ОУ индивидуальный образовательный проект рождается на пересечении образовательных (С, D, E) и НЕобразовательных пространств (F) и событий. А мотивационный вектор (МВ), как стимул к действию, — поддерживается субъектами гимназии: учитель, ученик, психолог, родитель, друг, родственник — любой «участник» прошлого опыта, на который будет опираться исследовательская и проектная работа обучающегося. Сообщества конкретного (СКО) ОУ: профиль, класс, лаборатория в свою очередь несут тоже определяющий характер, являются мостом от образовательного процесса к другим образовательным и необразовательным пространствам; переходом от замысла к местам предъявления результата.
Рис. 1. Место индивидуально образовательного проекта старшеклассника с точки зрения проективного подхода
Таким образом, в рамках проективного подхода, когда образование становится сетевым, в ходе выполнения старшеклассником исследовательской или проектной работы зарождается культура сетевого взаимодействия в пространстве и времени. Любой проект и/или исследование становятся результатом сетевой совместной деятельности разных субъектов как образования, так и необразовательных сообществ.
Литература:
- Присоходиагностика. Бурлачук Л. Ф. Учебник для вузов. СПб: Питер, 2006–351 с. Стр.298–302.
- Белова О. В. Общая психодиагностика. Методические указания. Теоретические источники проективного метода: психоанализ, холистическая психология, экспериментальные исследования New Look. Новосибирск: Научно-чебный центр психологии НГУ, 1996г.
- Проективный подход в обучении как информационный процесс [монография]. Пак. Н.И., 2008
- Модель инновационной профильной школы будущего [статья из журнала] Ломаско П. С., Пак Н. И., Сорокина О. В., Асташов Б. А., Багинская Т. П., Котова Л. А., Садовская С. В. 2008, Педагогическая информатика
- Примерная основная образовательная программа среднего общего образования (от 28.06.2016, № 2/16–3)
- Intel: обучение для будущего.