Русский народ создал огромную изустную литературу. Напрасно думать, что эта литература была лишь плодом народного досуга. Она была достоинством и умом народа. Она становила и укрепляла его нравственный облик, была его исторической памятью, праздничными одеждами его души и наполняла глубоким содержанием всю его размеренную жизнь, текущую по обычаям и обрядам, связанным с его трудом, природой и почитанием отцов и дедов.
Фольклор Воронежской области и по сей день поражает своим многообразием. Хочется поглубже заглянуть в это огромное наследие, понять, как и чем жили наши предки на территории нашего района.
Фольклор раскрывает душу народа, его достоинства и особенности. С точки зрения науки, фольклор — это феномен, который заслуживает особого изучения и внимательной оценки. [5,с. 5]
Территорию Хохольского района Воронежской области в разное время постепенно осваивали выходцы из других регионов России, которые на новых местах продолжали следовать своим хозяйственным и культурным традициям. Таким образом, сложился самобытный облик традиционной культуры нашего края, представленный большим разнообразием местных вариантов народных обычаев, обрядовых действий, музыкального фольклора.
Изучив песенный материал Хохольского района Воронежской области можно выделить следующие особенности. Во-первых, это преобладание игрового начала в обрядах.
Во-вторых, природа образности календарной поэзии теснейшим образом связана с другой важнейшей особенностью древнего мышления — установлением аналогий между различными явлениями как способом их познания, которое приводило к олицетворению явлений природы, к созданию мифических образов календарной обрядовой поэзии. Коляда, Овсень, Масленица и другие образы календарной обрядовой поэзии, полуприродные-получеловеческие, фантастические и как будто реальные, увлекающие воображение и в то же время внушающие серьезную мысль о единстве человека и природы, о зависимости их друг от друга.
Олицетворение как способ восприятия и познания жизни сопровождалось идеализацией и гиперболизацией важных для человека явлений природы и живых существ. Это тоже необходимые свойства древнего сознания, нашедшие выражение в образах и картинах календарной обрядовой поэзии.
В-третьих, большинство песен (во всяком случае святочных и масленичных) и песнями в полном смысле слова назвать нельзя, так как мелодия у них не развита и они не столько поются, сколько «выкрикиваются». Уже это, то есть сама манера исполнения, свидетельствует о синкретизме календарных произведений. О том же говорит единство магических и эстетических функций; неразрывность заклинательных, величальных и игровых интонаций и мотивов, нерасчлененность признаков разных поэтических родов и стилистических форм.
Так, в значительной мере условно можно выделить девять типов мотивов, повторяющихся в календарных песнях разных циклов.
Первый тип — мотивы, связанные с языческими и христианскими персонажами. Их «портреты» составлены из особых наименований, постоянных эпитетов и простейших действий-характеристик, — все это дается в форме обращения или описательно-повествовательной форме.
Второй тип — мотивы (в частности величальные), идеализирующие персонажей песни, их действия или окружающую их обстановку.
Третий тип — мотивы дарения и пожеланий разного рода, прежде всего хозяйственного, а также семейного благополучия. С ними напрямую связано появление языческих и христианских персонажей, обращение к которым придает этим мотивам заклинательный характер.
Четвертый тип, тесно связанный с предыдущим, — это мотивы, которые содержат просьбу-требование об одаривании исполнителей песни и поэтому выполняют не заклинательную, а бытовую функцию.
Приговор на Егорьев день
На бычицу, на телицу,
На кудрявую хвостицу.
На поле идет — помыкивает,
С поля идет — побрыкивает.
с. Оськино
Непосредственным продолжением мотивов, содержащих требование подарков, часто становятся разного рода «корилки» (пятый тип), заключающие в себе действия, направленные на причинение вреда. Эти мотивы носят бытовой шутливо-пародийный характер.
Кто не даст нам яйца — околеет овца,
Кто не даст нам пирог — околеет телок,
Хотите, чтоб корова пала –
Не давайте хлеб и сала.
с. Хохол
Шестой тип — это игровые мотивы, основанные чаще всего на диалоге и имеющие исключительно развлекательную, эстетическую функцию.
***
Черной вереницей,
Осеннею порой
Едут воза с пошаницей
На рынок городской.
В обратный путь с обновой:
Рубашки кумачевы,
Сапожки до колен.
с. Оськино
Некоторые песни целиком состоят из этих мотивов.
***
А в лелей холоду, а в лелей холоду,
Да катилося да с гор-горы, с гор-горы
Да катилося колесо.
Прикатилося ко торгу:
— Да что у вас во торге дорого?
— У нас во торге дороги девушки.
А в лелей холоду, а в леле холоду,
Да за девушку, да сто рублей,
За пригожую — тысячу,
За хорошую — смету нету.
А в лелей холоду, а в леле холоду,
— А что у вас во торге дешево?
— У нас во торге, да у нас
Дешевы да молодцы:
За молодца — лык пушню;
За пригожего — две дадуть,
За хорошего — три дадуть.
с. Оськино
Седьмой тип мотивов — это описательно-повествовательные мотивы-комментарии, называющие те или иные действия обряда, определяющие их последовательность и пространственно-временные отношения.
***
Приехали сговорнички да на сговор,
Ух, везут писаря за собой,
За собой, за собой.
Да у писаря написано: разлука,
Ой, разлука, да разлука.
Да хотяти нашу Марьюшку разлучити,
Разлучити, да разлучити
С родненьким батюшкой,
Батюшкой да батюшкой.
Ох, да с родненькой мамушкой,
Мамушкой, да с матушкой.
Ох, да со всею любезной семеюшкой,
Любезной семеюшкой,
Родною семеюшкой.
с. Костёнки.
Восьмой тип — условно-метафорические образы и картины. В их основе лежит, как правило, динамический эпизод-действие человека, животного, неодушевленного предмета или антропоморфного существа.
Девятый тип мотивов — это разного рода поэтические формулы, афористические выражения, начиная с припевов-восклицаний колядных песен, имеющих магический характер, до игровых припевов троицко-семицких хороводных песен, выполняющих лишь эстетическую функцию. Сюда же можно отнести и «закрепки» подблюдных песен, играющие роль магического предсказания.
Именно такие мотивы составляют костяк жанра, демонстрируют его художественную специфику.
Безусловно, все эти мотивы переплетаются, создавая тем самым неповторимые образы.
Отдельно стоит сказать о лирических песнях, которые вобрали в себя разнообразные мотивы. Сколько красоты, мелодичности, разнообразной интонации содержат в себе эти песни.
Была Маша на зорюшке….
Ой, да была Маша, она чей на зо…,
Е, ох(ы), чей на зорюшке, чей на зорюшке,
Е-ох(ы), ну да, ох(ы), чей на зо…рюшке.
Ой, да была Маша, она невесёлая,
Е, ох(ы), не…, невесёлая да, невесёлая,
Е, лох(ы), ну да, ох(ы), невесе…лая.
Ой, назвала дружка Ваню
горький пьяницай…
Е, ох(ы), горький пья…, пьяницай,
Е, ох(ы), ну да, ох(ы),
горький пья…ницай.
с. Яблочное
Песни Хохольской земли полны озорства и горечи, задора и грусти, дерзости и уныния, бесстрашия и жалобы.
Особого внимания заслуживает песенный язык: простые обращения к героям песни превращаются в необыкновенно красивые и ласковые названия (соседушка, сговорнички, гусынька, молодки-молодушки, Марьюшка); бытовые предметы приобретают другое звучание и значение (сундучок, сошенька, боронушка, семешка, гняздечко); и, конечно же, устаревшие слова, которые дают нам огромное количество исторической информации (шукать, чурать, утирка, танок и многие другие).
Песенная культура родного края имеет не только историческое, социальное значение, в ней заложен глубокий нравственный потенциал местных жителей: ведь каждая строчка пронизана добром, любовью, радостью. Песня объединяла людей, сплачивала, помогала выжить.
Литература:
- Виноградова Л. Зимняя календарная поэзия западных и восточных славян: Генезис и типология колядования. — М., 1982. — 258 с.
- Пухова Т. Ф., Христова Г. П. Календарные обряды и обрядовая поэзия Воронежской области. // Афанасьевский сборник. Материалы и исследования.. — Воронеж: Афанасьевский сборник. Материалы и исследования, 2005. — 249 с.
- Крюкова Т. А. «Вождение русалки» в селе Оськино Воронежской области (по материалам экспедиции Государственного Музея этнографии 1936 г.) // Советская этнография. — 1947. — № 1. — С. 185–192.
- Лазутин. С.Г. Очерки по истории русской народной песни: (Филол. исслед.). — Воронеж: Изд-во ВГУ, 1964. — 151 с.
- Пухова Т. Ф. Народная культура и проблемы её изучения. // Материалы научной региональной конференции 2008 года. — Воронеж: Изд-во ВГУ, 2008. — С. 7–28.
- Пашина О. А. Календарно-песенный цикл у восточных славян.. — СПб.: Композитор, 2006. — 292 с.