Ключевые слова: модернизация образования, УУД, ФГОС
Модернизация в системе образования — это приведение системы образования, образовательной деятельности к текущим и опережающим требованиям жизни. М. О. Муходадаев в своей работе говорит, что модернизация, это «процесс перехода образования из одного состояния в другое, с чётко артикулированными, общественно одобряемыми целями». [2]
В нашей стране с 1990 года по 2017 наблюдалось пять попыток модернизации сферы образования, но к сожалению, не все они были успешными.
Первая образовательная реформа относится к 1990–1992гг. В этот период в Российской Федерации принимают Закон «Об образовании». Он явился положительным стартом реформирования системы образования. Так как образование и экономика в нашей стране взаимосвязаны, то плохое финансирование сферы образования в эти годы повлекло за собой и провал реформы.
29 августа 2001 г. состоялось заседание Госсовета РФ «О развитии образования в Российской Федерации» — и это считается второй попыткой модернизации системы образования нашей страны. Выделили два основных направления модернизации: экономика системы образования и кардинальное обновление содержания. Считалось, что содержание образования не соответствует нормам и требованиям, предъявляемым обществом к нему, т. к. сильно устарело.
9 декабря 2004 г. на заседании Кабинета министров был рассмотрен вопрос о приоритетных направлениях развития образования. Там было заявлено: «Бизнес-сообщество должно определять, чему и как учить!" Это и стала третья попытка модернизации нашего образования, где упор сделали на усиление коммерческих начал в образовании
Но в реальной жизни, получилось так, что образовательная политика стала исполнять роль единоначалия, контроля и формальных проверок. Благодаря чему, позитивные модернизационные элементы ушли на второй план из сферы образования. Приняли реформы, ориентированные на коммерцию. В сфере образования появилось бюрократия, из-за безграничной коммерциализации образования, силовое внедрение ошибочного и некачественного ОГЭ и ЕГЭ, аттестации педагогических кадров, аккредитации. В итоге мы получили деление образование на элитарное — для немногих и массовое для большинства.
Когда осознали провал третий попытки модернизации, власти попытались вывести сферу образования из отрицательной динамики. Именно в это время появляются Национальные проекты. В результате осуществления из бюджета страны были выделены огромные деньги на реализацию Национального проекта «Образование», но это не спасло ситуацию в системе образования, бюрократия не исчезла, и мы получили ухудшение качества образования: школьного и вузовского.
Д. А. Медведев не смог остаться в стороне от этой проблемы в нашей стране и предложил модернизацию образования, которая уже являлась пятой. Новая попытка модернизации системы образования вылилась в проект «Наша новая школа».
В своём послании Федеральному Собранию он отметил: «В ХХI веке нашей стране вновь необходима всесторонняя модернизация. И это будет первый в нашей истории опыт модернизации, основанной на ценностях и институтах демократии. Вместо примитивного сырьевого хозяйства мы создадим умную экономику, производящую уникальные знания, новые вещи и технологии, вещи и технологии, полезные людям». В ноябре 2008 г. он поручил Правительству РФ в самое ближайшее время разработать новые принципы работы школ, а также их проектирования, строительства и формирования материально-технической базы. [5]
Д. А. Медведев предложил стратегию, которая состояла из пяти основных задач:
- В школах должны быть центры самоподготовки, кружки и секции для занятий спортом и творчеством, т. е. школа теперь не была лишь центром обязательного образования. Школы в нашей стране не должны быть ветхими. Нужно строить новые здания и проектировать кабинеты в уже существующих школах. Министерство и партия Единая Россия, в 2014 году одобрили предложение депутата Ирины Винер по модернизации сельских спортзалов.
- Кадровый состав преподавателей должен пополняться, а также необходимо сохранить, улучшить уже имеющийся состав преподавателей. Разработка системы моральных и материальных стимулов для сохранения в школах лучших педагогов и постоянного повышения их квалификации.
- Улучшение здоровья подрастающего поколения.
- Организация работы с одаренными детьми и талантливыми воспитанниками.
- Обновление содержания образования и образовательных стандартов.
12 ноября 2009г. Д. А. Медведев объявил о модернизации всех сфер жизни на основе демократических норм жизни в Послании Федеральному Собранию РФ «В XXI-ом веке нашей стране вновь необходима всесторонняя модернизация, основанная на ценностях и институтах демократии, для того, чтобы создать «умную экономику». [1]
В своей работе мы выделили условия для успешной модернизации в системе образования, которые необходимо соблюдать:
1) отмена некачественного ОГЭ и ЕГЭ;
2) использование текущих и итоговых форм контроля знаний обучающихся без кучу бумажной волокиты;
3) внедрение устных форм контроля учащихся;
4) обновление форм, содержания образования;
5) перейти от госконтроля к общественным формам контроля учащихся;
6) использование современных гаджетов в образовании, т. е. использование отечественной компьютерной техники, ноутбуков по разумной цене;
7) разработка научно-обоснованных показателей качества учебного процесса.
Мы считаем, чтобы повысить уровень образования в РФ, необходимы вузы распределенного типа с множеством качественно работающих филиалов. На сегодняшний день, в нашей стране взят противоположный курс, т. е. ликвидирование филиалов из-за низкого качества их работы. Мы пришли к выводу, что нужно создавать новую учебно-технологическую среду для образования студентов. В общеобразовательных школах необходимо более широко развивать личность учащихся, отойти от натаскивания на ОГЭ, ЕГЭ.
Для настоящей модернизации, которая необходима системе образования, нужны структурные преобразования. Бюрократически устроенное государство заметно далека от общества, что мешает процессу модернизации. Это и есть главная политическая проблема модернизации российского образования.
Д. А. Медведев сказал в Послании Федеральному Собранию, когда был президентом нашей страны, что успехи российской образовательной системы признаны во всем мире. Сегодня, несмотря на старание власти и даже небольшие позитивные сдвиги, положение дел в образовании оставляет желать лучшего. Так, В. В. Путин заметил, что с передовых позиций мы уже «откатились» и подчеркнул, что слабость образовательной системы — это угроза конкурентоспособности страны в целом.
Повышение доступности, качества и эффективности образования — основные задачи модернизации российского образования в наше время. Так, наша система образования перешла на ФГОС. Он активно внедрился в образовательную среду, так в школах в 2017–2018 уч.г. с 1 по 7 классы идут по этому новому стандарту. Так в обучении на разных этапах стали выделять УУД, которые содействует целостному представлению содержания школьного образования и деятельностному его освоению. Так, согласно ФГОС, учащиеся школ должны быть вовлечены в неурочную деятельность, исследовательские проекты, творческие занятия, спортивные мероприятия. В процессе которых, они научатся изобретать, понимать и осваивать новое, быть открытыми и способными выражать собственные мысли, уметь принимать решения и помогать друг другу, формулировать интересы и осознавать возможности.
В школах также стоит одна из важнейших задач, это обеспечение индивидуализированного психолого-педагогического сопровождения каждого обучающегося. С этой инициативой выступила министр образования РФ О. Ю. Васильева. Так, согласно предложению Д. А. Медведева, в школах работает программа доступная среда, согласно которой, дети с ОВЗ включены в образовательное пространство, где успешно социализируются. Поэтому, закономерно, что в школе нужны новые учителя, подготовленные к работе с такими детьми.
Постепенное изменение образовательного мировоззрения, вот что нужно заложить в основу модернизации системы образования. Мы понимаем, что это долговременная задача, т. к. необходимо поменять подход к обучению педагогов, в сознании которых в немалой степени присутствуют авторитарность, оторванность от потребностей общества. Необходимо произвести изменения в содержании, организации самой образовательной деятельности. Ведь иногда перед ней стоят задачи прошлого дня.
Хотелось бы отметить, что процесс модернизации образования — это не быстрый процесс, который должен соответствовать развитию общества, отвечать на его вызовы, а самое главное — формировать из школьника личность, вооруженную современными знаниями, способную их наращивать и уметь превращать в практические дела. [4;17]
Как мы видим, модернизация системы образования — это масштабная программа государства, осуществляемая при активном содействии общества. В итоге мы должны получить более качественное образование в школах, вузах. Ведь оно должно соответствовать актуальным и перспективным запросам современной жизни страны.
Литература:
- Медведев Д.А. http://www.kremlin.ru/transcripts/5979
- Муходадаев М. О. Политика модернизации отечественного образования: особенности и противоречия // Известия РГПУ им. А. И. Герцена. — СПб.,2008. — № 10 (56). — С. 137- 149
- Ожегов С. И., Шведова Н. Ю. Толковый словарь русского языка: 80 000 слов и фразеологических выражений. — 7-е изд., М.: Высшая школа, 2007. — 944 с.
- С. Л. Катанандова. «Модернизация российского образования». ГУ ВШЭ, М.: 2002, с. 17.
- Смолин О. Н. О проекте нового базового федерального закона об образовании в Российской Федерации 13.10.2010. http://www.smolin.ru/duma/audition/2010–10–13.htm