В статье рассматривается проблема, которая стала актуальной на сегодняшний день. В ней прослеживается разнообразная среда семей учащихся, их влияние на образовательный процесс. Естественно, что социальный состав во многом определяет интеллектуальные, коммуникативные возможности и личную направленность каждого ребенка.
Ключевые слова: социальная среда, личностно-ориентированный подход, содержание образования, качество
В условиях кардинальных изменений социальной жизни нашей страны, модернизации содержания образования особенно актуальными становятся проблемы эффективного развития и проявления школьником своих личностных качеств, формирования его индивидуальности, способности к творческой реализации своих возможностей, готовности жить в существующем обществе. Наиболее полно реализует данную задачу личностно ориентированный подход к обучению, целью которого является создание максимально благоприятных условий для развития и саморазвития ученика, выявления и активного использования его индивидуальных особенностей в учебной деятельности. Актуальность проблемы определяется противоречиями, стоящими перед современной школой.
Постановка во главу угла педагогического процесса развития личности ученика как залога его успешной самореализации позволяет разрешить следующие противоречия:
‒ между целями традиционной педагогики, ориентированной на передачу знаний, и теми целями, которые ставит современное общество: получение востребованных знаний, полезных практических навыков, в том числе самоориентации в условиях конкуренции и самообразования;
‒ между уникальностью каждой личности, её стремлением быть услышанной и понятой и авторитарной методикой обучения с её набором педагогических штампов;
‒ между преобладанием фронтальных и групповых форм работы в практике учителей и возможностями индивидуального и дифференцированного подхода к обучению;
‒ между однотипным построением уроков учителями, предпочитающими сообщать знания в готовом виде, и современными требованиями к систематическому развитию творческого потенциала каждого ученика.
Анализ противоречий позволяет сформулировать ведущую педагогическую идею — создание условий для развития творческого потенциала обучающихся на основе использования личностно ориентированного подхода.
Идея личностно ориентированного подхода, целью которого является создание максимально благоприятных условий для развития и саморазвития ученика, выявления и активного использования его индивидуальных особенностей в учебной и внеурочной деятельности — основа педагогических взглядов учителя. В рамках личностно ориентированных технологий как самостоятельные выделяются гуманно-личностные технологии, технологии сотрудничества, которым в своей педагогической практике учитель отдает предпочтение. Именно эти технологии отличаются гуманистической сущностью, «исповедают» идеи всестороннего уважения и любви к ребёнку, оптимистическую веру в его творческие силы.
При обучении школьников на уроках русского языка и литературного чтения учителю необходимо опираться на принципы данного подхода, основанного на уважении личности ученика и внимании к его внутреннему миру. На каждом уроке учитель старается создать «соответствующую интеллектуальную и эмоциональную психосферу образования, атмосферу психологической поддержки» (концепция Роджерса К.).
Очень ярко показаны системный, проблемный, деятельностный и интегративный подходы к обучению в преподавании по технологии Ю. А. Поташкиной. Для освоения теоретического материала учащиеся пользуются логико-структурными схемами, позволяющими не только представить материал обобщенно, системно, но и способствующими развитию устной речи, интеллектуальных способностей, произвольного внимания и самых разных видов памяти, без которых невозможно полноценное формирование ни устной, ни письменной речи. Алгоритмизация помогает учащимся системно представить русское правописание, обходясь при этом без текстуального заучивания формулировок правил и вооружив школьников великолепными тренажерами для поддержания нужных навыков.
Наряду с инновационными используются и традиционные формы ии методы в преподавании, опирающиеся на теорию целостного анализа и заявленные в отечественном литературоведении Г. А. Гуковским. Эта теория базируется на системе понятий и терминов, характеризующих содержание и форму произведения в их диалектическом единстве.
На уроках каждому учитель необходимо подвести учащихся через активное, творческое восприятие поэзии к самоутверждению, самоопределению в современных социокультурных условиях. Учитель, идя репродуктивно-поисковым путем, опирается на достижения современной педагогики и литературоведения. В то же время это путь постоянного отбора оптимальных средств, приемов, форм эффективного изучения литературы с целью нравственного и духовного обогащения личности, развития природных задатков.
Литература:
- 1. Якиманская И. С. Личностно ориентированное образование в современной школе. М.,1996.
- 2.Якиманская И. С. Технология личностно ориентированного обучения в современной школе. М.: Сентябрь, 2000.
- Разработка технологии личностно ориентированного обучения //Вопросы психологии, 1995.,- № 2. — с.13–21.
- Алексеев Н. А. Личностно ориентированное обучение в школе — Ростов на Д: Феникс, 2006.-332 с.
- Новые педагогические и информационные технологии в системе образования: Учеб. пособие для студ. пед. вузов и системы повыш. квалиф. пед. кадров: Под. ред. Е. С. Полат. — М.: «Академия», 2001.
- Селевко Г. К. Современные образовательные технологии. — М., 1998.
- Скаткин, М. Н. Проблемы современной дидактики [Текст]/М. Н. Скатин. — М.: Просвещение, 2004. — С.316.