В статье рассмотрены особенности развития эмоциональной сферы детей дошкольного возраста. Доказано, что целенаправленное и систематическое использование различных форм фольклора в работе с девочками и мальчиками дошкольного возраста способствует развитию социально-эмоциональной сферы детей данной возрастной категории.
Ключевые слова: социально-эмоциональна сфера, устное народное творчество, гармоничное развитие, индивидуально-личностные особенности
Дошкольный возраст — время активной социализации ребенка, вхождения в культуру, формирования эстетических чувств.
Актуальность изучения социально-эмоциональной сферы детей дошкольного возраста в психолого-педагогической практике определяется традиционным интересом к проблеме развития личности и социализации детей, общественными потребностями в эмоционально развитой личности, современными изменениями учебно-воспитательного процесса в дошкольных образовательных учреждениях, глубоким внедрением личностно-ориентированной модели обучения и воспитания в образовательный процесс.
В отечественной психологии и педагогике недостаточно отражены исследования, которые бы всецело охватили проблему социально-эмоционального развития детей дошкольного возраста. Некоторые ее аспекты затрагиваются в работах таких известных психологов как Л. С. Выготского, А. Н. Леонтьева, А. В. Запорожца, П. М. Якобсона, Л. И. Божович, М. И. Лисиной, их учеников и последователей Я. 3. Неверович, А. Д. Кошелевой, В. К. Котырло. Но эмпирические исследования этой проблемы в основном ограничиваются изучением особенностей эмоциональной сферы детей из неполных семей и влияния различных типов воспитания на личность ребенка и представляют статическую картину, не отражая динамики эмоционального развития ребенка.
В настоящее время в России идет процесс активного поиска новых, эффективных методов работы с подрастающим поколением, позволяющих учитывать индивидуально-личностные особенности детей. Усилившийся в последние годы интерес к влиянию эмоций и чувств на развитие детей в психолого-педагогической науке и практике вызван теми изменениями, которые возникают у ребенка в ходе смены различных событий в его жизни.
Гармоничное развитие в дошкольном детстве необходимо предполагает достаточно высокий уровень развития социально-эмоциональной сферы, социальной ориентации и нравственной позиции.
Детская музыкальная деятельности через приобщение к устному народному творчеству есть условие вхождения ребенка в мир социальных отношений, открытия и презентации своего «я» социуму. Это основной ориентир для специалистов в преломлении музыкального содержания программы в соответствии со Стандартом [2].
Изучение литературы и собственный опыт показали, что неоценимую помощь в решении вопроса развития социально-эмоциональной сферы детей дошкольного возраста может оказать народный фольклор. Народное творчество предоставляет широкий спектр различных произведений, которые помогут осуществить ведущую цель дошкольного образования — разностороннее развитие детей. Для этого целесообразно использовать фольклорное творчество русского народа при работе с детьми
Поэтому в практике воспитания детей дошкольного возраста нами отводится значительное место развитию эмоциональной сферы именно средствами фольклорной музыкально-художественной деятельности.
Целью нашего исследования являлось изучение особенностей развития социально-эмоциональной сферы дошкольников посредством приобщения к устному народному творчеству в преломлении музыкального содержания программы ДОУ в соответствии со Стандартом.
Исследование было проведено на базе детского сада № 50 ст. Анастасиевской, где проводились занятия по социально-эмоциональному развитию детей дошкольного возраста посредством приобщения к устному народному творчеству с января 2016 по сентябрь 2017 года.
Нами были проанализированы следующие составляющие эмоционального развития:
– способность воспринимать эмоциональное состояние человека по наблюдаемым признакам (перцептивный компонент);
– совокупность знаний о причинах и формах проявлений эмоций (эта составляющая была нами условно обозначена как когнитивный компонент, что подчеркивает опосредованность мышлением, в отличие перцептивного компонента, в основе которого лежит непосредственное зрительное восприятие);
– развитие «языка эмоций» и способность к вербализации эмоциональных состояний (вербальный компонент);
– способность понимать собственные эмоциональные состояния и ориентироваться в своем эмоциональном опыте (рефлексивный компонент).
Выделенные компоненты эмоционального развития изучались при помощи методик «Эмоциональная идентификация» Е. И. Изотовой и «Диагностическая беседа» Т. А. Данилиной.
Детям предлагался перечень стимулов, включающий в себя как основные (радость, грусть, гнев, страх), так и более сложные для понимания и идентификации моральные (стыд, вина) и интеллектуальные (интерес, удивление) эмоции.
С целью выявление степени умения определять эмоциональное состояние человека и уровня взаимосвязи вербальной и невербальной информации нами применялась методика «Графическое изображение эмоциональных состояний человека» Т. М. Грабенко, И. М. Михаленкова.
Для того чтобы определить уровень освоения детьми умений знаний фольклора, нами была проведена диагностика детей по следующим показателям: знание потешек, пальчиковых игр; речевая культура; эмоционально-образное развитие; навыки кукловождения; основы коллективной творческой деятельности.
На первом этапе нами были получены следующие результаты.
Общая структура эмоциональной сферы детей 4-х лет носит слабо интегрированный характер; показатели, отвечающие за вербальный компонент эмоционального развития, оказываются изолированными от остального комплекса. В 5 лет структура приобретает более интегрированный характер, показатели вербального компонента включаются в общую плеяду, но перцептивный компонент оказывается изолированным от остального комплекса. К 6-ти годам уровень интегрированности еще более усиливается по сравнению с предшествующими возрастами, но перцептивный компонент в этом возрасте связан с остальными составляющими отрицательной связью.
По тесту «Графическое изображение эмоциональных состояний человека» были получены следующие результаты.
В общей сложности, неадекватное выполнение всего задания или значительной его части отмечалось у большинства детей (75 %). При восприятии картинок у них наблюдались существенные затруднения в понимании изображенных действий и ситуаций, узнавании эмоциональных состояний персонажей.Вместо объяснения своей оценки дети либо просто перечисляли изображенные предметы, либо демонстрировали изображенную ситуацию с помощью выразительной мимики и пантомимики, и только в некоторых случаях описывали ситуацию вербально. Таким образом, можно сделать вывод, что большинство детей исследуемой группы не способны адекватно определять основные эмоции и особенности их проявления. Отмечается недостаточность знаний об уровне взаимосвязи вербальной и невербальной информации.
При определении уровня освоения детьми умений знаний фольклора нами было установлено, что проявляют устойчивый интерес к чтению потешек 10 процентов детей, знают несколько потешек, самостоятельно их рассказывают — 35 %. Внимательно слушают потешки 20 %, имеет место отраженная речь у 50 %, не проявляют интереса к чтению потешек 70 % дошкольников.
Называют различные виды фольклора (потешки, загадки, песня, сказка), используют свои знания в театрализованной деятельности — 8 %, используют свои знания в театрализованной деятельности 10 % детей, затрудняются в осуществлении театрализованной деятельности по фольклору — 82 %.
Творчески интерпретируют единицы сюжета на основе произведения 8 % детей, повторяют единицы сюжета — 20 %, затрудняются выделить единицы сюжета — 72 %.
Таким образом, мы установили, что несформированность социально-эмоциональной сферы отмечается почти у всех детей. Также нами был отмечен недостаточный уровень знаний форм народного фольклора. Для решения данной проблемы нами был составлен цикл занятий с использованием разнообразных видов народного творчества.
Первое знакомство детей с народной поэзией мы начинали с малых фольклорных форм: пестушек, потешек, прибауток, считалок, поговорок, скороговорок, песенок-небылиц. И хотя они состоят из нескольких строк незатейливых по содержанию и простых по форме, однако, таят в себе жанровые богатства. Поэтому малые формы народного фольклора (загадки, потешки) мы широко использовали при организации непосредственной образовательной деятельности [1].
Также нами использовались малые формы фольклора и для развития театрализованной игры. Театрализованная игра развивает личность ребенка, прививает устойчивый интерес к театру, совершенствует артистические навыки детей в плане переживания и воплощения образа, побуждает их к созданию новых образов. При использовании фольклора театрализованная деятельность пронизывает все режимные и учебные моменты. Основа этой работы лежит в использовании потешек, приговорок, прибауток, колыбельных песен. Большое и разностороннее влияние устного народного творчества и театрализованных игр на личность ребенка позволяет использовать их как сильное, но ненавязчивое педагогическое средство. Для того чтобы ребенок проявил творчество, мы стремимся обогатить его жизненный опыт яркими художественными впечатлениями, дать необходимые знания и умения.
Одной из задач дошкольного воспитания является овладение детьми первоначальными представлениями о собственной половой принадлежности, аргументируя ее по ряду признаков (одежда, прическа). В решении этой задачи может помочь народный фольклор, где большое внимание нами уделялось внешним особенностям мальчиков и девочек: одежде, прическе.
Достаточно важный прием в работе — слушание музыки. Определение эмоционального состояния человека (удивления, радости, горя, гнева) в соответствии с характером музыки [3]. Кроме того, в наших занятиях мы использовали арт-терапию, в частности, развитие эмоциональной сферы через музыку и рисование.
Хочется отметить особую роль семьи в приобщении детей к народному поэтическому слову. Поэтому мы в своей работе как можно шире и многообразнее используем возможности семьи. Было уделено внимание подбору народных игрушек: богородская, дымковская, матрешки и др. Народная игрушка — свидетельство педагогической мудрости народных масс, высокой педагогической культуры народа.
В ходе повторной диагностики нами было установлено, что большинство детей знают основные эмоции, и используют свои знания в практической деятельности: на занятиях, во внеучебной деятельности.
По тесту «Графическое изображение эмоциональных состояний» установлено, что самостоятельное воспроизведение изображенных эмоций детьми существенно улучшилось. Они использовали комплексы выразительных движений, соответствующие эмоциональному состоянию персонажа, в отличие от первого этапа, когда дети просто копировали воспринимаемое ими изображение эмоции на своем лице.
Большинство дошкольников самостоятельно называли изображенное эмоциональное состояние, пытались предположить его причину и оценить поступок персонажа. Они также поясняли эмоционально-нравственное содержание картинки, используя слова, обозначающие эмоции и их проявления. Это свидетельствует об адекватном понимании ими изображенных эмоциональных ситуаций.
Данные представлены на рисунке 1.
Подводя итог вышесказанному, можно говорить о том, что устное народное творчество является одним из средств развития социально-эмоциональной сферы детей дошкольного возраста.
Литература:
- Агапова И. А., Давыдова М. А. Лучшие музыкальные игры для детей — М.: ООО «ИКТЦ», «ЛАДА», 2016. — 224с.- (Серия «Талантливому педагогу — заботливому родителю»).
- Усова А. П. «Русское народное творчество в детском саду». М: ООО «ИДРИПОЛ классик», ООО Издательство «Дом. XXI век», 2016. — 189с.
- Фадеева С. Музыка как объединяющее начало в эстетическом развитии. // Дошкольное воспитание № 7 / 2014.