В процессе научно- технического прогресса, а также находящейся на пике развития межгосударственной и межрегиональной конкуренции, регионы стран с высоким уровнем развития экономики, рыночной экономикой, и стран, в области передовых технологий и ноу-хау относящихся к переходной экономике, с главной целью внедрения технических достижений в производство, повышения конкурентоспособности страны, уровня ее жизни, активно разрабатывают меры по креплению своих экономических позиций. Для решения таких проблем особо важную роль все страны участницы мирохозяйственных связей отводят территориальным структурам, которые имеют особый статус «свободные экономические зоны».
Ключевые слова: свободная экономическая зона, инвестиции
In the process of scientific and technological progress, as well as at the peak of the development of interstate and interregional competition, regions of countries with a high level of economic development, market economy, and countries in the field of advanced technologies and know-how relevant to the transition economy, with the main goal of introducing technical achievements in production, increasing the country's competitiveness, the level of its life, are actively developing measures to strengthen their economic positions. To solve such problems, all countries participating in world economic relations assign a particularly important role to territorial structures that have a special status of «free economic zones».
Key words: free economic zone, investment
Понятие «Свободная экономическая зона» (далее- СЭЗ) в своем общем виде было закреплено в 1973 году Международной конвенцией. По своей природе возникновения, развития и классификации СЭЗ определены как территории внутри страны для предпринимателей национального и иностранного уровней, а также территории с правом обладания определенного юридического статуса, льготных условий по ведению экономической деятельности.
Целью создания ограниченных территорий служит решение стратегических задач по развитию государства и его территориальных регионов, а именно: общеэкономических (активизация экономики региона, путем привлечения иностранных инвестиций), внешнеторговых (путем роста экспортного потенциала территории страны), социальных (повышение уровня занятости населения и подготовка высококвалифицированных кадров) и научно- технических задач (ускорение научно- технического прогресса).
Основными характеристиками СЭЗ определены внедрение в мировое хозяйство и привлечение иностранного капитала. Свободные экономические зоны, как правило, создаются на пересечении важных транспортных магистралей, рядом с морскими и речными портами, международными аэропортами. В СЭЗ устанавливается особые юридические правила. Чтобы привлечь иностранный капитал, импорт сырья и оборудования и экспорт готовой продукции освобождается от налогов, таможенный контроль сводится к минимуму, ограничения на права собственности упраздняются.
Общей характерной чертой различных видов свободных экономических зон является наличие благоприятного инвестиционного климата, включающего в себя таможенные, финансовые, налоговые льготы и преимущества по сравнению с общим режимом для предпринимателей, существующим в той или иной стране. Конкретные льготы и стимулы имеют некоторые количественные отличия по зонам разных стран, по существу они, как правило, сходны.
Выделяют четыре основные группы льгот:
- Внешнеторговые льготы. Они предусматривают введение особого таможенно-тарифного режима (снижение или отмену экспортно-импортных пошлин) и упрощенного порядка осуществления внешнеторговых операций.
- Налоговые льготы содержат нормы, связанные с налоговым стимулированием конкретных видов деятельности или поведения предпринимателей. Эти льготы могут затрагивать налоговую базу (прибыль, стоимость имущества и т. д.), отдельные ее составляющие (амортизационные отчисления, издержки на зарплату, научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы, транспорт), уровень налоговых ставок, вопросы постоянного или временного освобождения от налогообложения.
- Финансовые льготы включают различные формы субсидий. Они предоставляются в виде более низких цен на коммунальные услуги, снижения арендной платы за пользование земельными участками и производственными помещениями, льготных кредитов и др.
- Административные льготы предоставляются администрацией зоны с целью упрощения процедур регистрации предприятий и режима въезда-выезда иностранных граждан, а также оказания различных услуг.
Свободные экономические зоны, функционирующие в развивающихся странах, имеют ряд общих черт и моментов развития. Так, наибольшее распространение в этих странах получили, во-первых, экспортно-производственные зоны. Как было сказано выше, целесообразность создания экспортно-производственных зон определяется рядом экономических причин и, прежде всего: потребностью развития индустрии и производства промышленных товаров на экспорт, привлечением в страну иностранного капитала, передовой науки и технологии, современной технической информации.
Во-вторых, особый режим хозяйствования в СЭЗ развивающихся стран становится более либеральным и льготным для иностранных предпринимателей. Это связано с усилением международной конкуренции между зонами и, соответственно, попытками продемонстрировать ее сравнительные преимущества перед другими подобными свободными экономическими зонами.
В-третьих, в процессе функционирования свободных экономических зон происходит торгово-промышленная диверсификация их деятельности, комплексное развитие. Современная научно-техническая революция на первый план выдвигает такие экономические зоны, в которых сосредоточиваются наукоемкие отрасли производства, связанные с разработками новой и высокой технологий.
Литература:
- Попович Н. Н. Преодоление региональных диспропорций: опыт России, Сербии и некоторых стран ЕС / Н. Н. Попович. — М.: Экономика, 2009–159с.
- Шемяченков В. Г. Европейская интеграция: учебное пособие / В. Г. Шемяченков. — М.: Международные отношения, 2003–400с.
- Политика сплочения на 2007–2013 URL: htth://ec.europa.eu
- Министерство экономического развития Российской Федерации URL: http://economy.gov.ru/minec/main