В статье приводятся результаты исследования мышления дошкольников среднего возраста, а также методические приемы обучения детей построению логических конструкций и абстрактных понятий.
Мышление — это, прежде всего осознание и понимание не конкретных, а общих свойств и закономерностей, которые прямо, «наглядно» человеку в его опыте не даны. Их надо осмыслить и создать определенный мыслительный алгоритм. Следовательно, мышление — это психологический процесс с открытием нового знания, решение проблем на основе переработки полученной информации.
Являясь динамическим процессом, мышление находится в постоянном развитии, совершая поэтапный переход от наглядно-действенного к наглядно-образному и далее, к словесно-логическому. В дошкольном возрасте мы можем наблюдать у ребенка оперирование конкретными представлениями, имеющими наглядную основу и отражающими внешние признаки предметов, постепенно переходящий к понятиям, отражающим наиболее существенные свойства предметов и явлений и соотношения между ними.
Совершенствование мышления положительно влияет на умственное развитие детей, а своевременная и систематическая помощь позволяет преодолеть общее недоразвитие логического мышления и в определенной мере предотвратить обусловленные им последствия.
Дети среднего дошкольного возраста пользуются приемами наглядно-образного мышления, воспринимая информацию буквально, так, как ее подают воспитатели и родители. В своей работе, дошкольные педагоги часто используют большое количество детской литературы, не всегда задумываясь о том, понимают ли дети услышанное. В процессе наблюдения за группой дошкольников среднего возраста не имеющих речевых нарушений, нами было установлено, что нелепицы, присутствующие в стихотворении К. И. Чуковского «Путаница», не воспринимаются детьми как юмористические элементы, а принимаются как данность. В связи с этим, нами был сделан вывод о том, что любую нелепицу необходимо подробно объяснять детям на занятиях по развитию речи. Разумеется, у детей с общим недоразвитием речи данный параметр мыслительной деятельности затруднен в большей степени.
В качестве подкрепления результатов эмпирических методов исследования развития мышления, мы использовали диагностику Роберта Семеновича Немова «Нелепицы», целью которой является оценка элементарных образных представлений ребенка об окружающем мире и о логических связях и отношениях, существующих между некоторыми объектами этого мира: животными, их образом жизни, природой. С помощью методики определяется умение ребенка рассуждать логически и грамматически правильно выражать свою мысль. Экспериментальное исследование детей проводилось в ГБОУ Школа № 2086 города Москвы в средней группе для детей с речевыми нарушениями и группе детей с нормой речевого развития. Для проведения обследования было отобрано 50 детей среднего дошкольного возраста (4–5 лет). В состав экспериментальной группы вошли 30 детей (19 девочек и 11 мальчиков) с логопедическим заключением: ОНР, III уровень речевого развития. Группу для сопоставительного анализа составили дошкольники без речевых нарушений. Исследование проводилось в течение 2-х недель. Обследование проходило в первую половину дня в группе.
Процедура проведения методики такова. Вначале ребенку показывают картинку, в которой имеются несколько довольно нелепых ситуаций с животными. Во время рассматривания картинки ребенок получает инструкцию следующего содержания: «Внимательно посмотри на эту картинку и скажи, все ли здесь находится на своем месте и правильно нарисовано. Если что-нибудь тебе покажется не так, не на месте или неправильно нарисовано, то укажи на это и объясни, что здесь не так. Далее ты должен будешь сказать, как на самом деле должно быть».
Рис. 1. Диагностика «Нелепицы» Р. С. Немова
Результаты оцениваются в баллах: от 0 — за отведенное время ребенок успел обнаружить меньше четырех из семи имеющихся нелепиц и до 10 баллов — такая оценка ставится ребенку в том случае, если за отведенное время (3 мин), он заметил все 7 имеющихся на картинке нелепиц, успел удовлетворительно объяснить, что не так, и, кроме того, сказать, как на самом деле должно быть.
Важно отметить, что обе части инструкции нелепицы выполняются последовательно. Сначала ребенок просто называет все нелепицы и указывает их на картинке, а затем объясняет, как на самом деле должно быть. Время экспозиции картинок и выполнения задания ограничено 3 минутами. За это время ребенок должен заметить, как можно больше нелепых ситуаций и объяснить, что не так, почему не так и, как на самом деле должно быть.
Рис. 2.
Из результатов исследования нами был сделан вывод о том, что дети среднего дошкольного возраста не могут самостоятельно овладеть понятием «нелепица», находить и объяснять несуразные явления окружающего мира, представленные на рисунке.
В процессе логопедической работы с детьми экспериментальной группы, нами был разработан алгоритм обучения детей операциям логического мышления, включающий в себя приемы комбинированного обучения. На каждом индивидуальном и подгрупповом занятии, особое время уделялось рассматриванию разнообразных картинок-нелепиц. Наглядному материалу сопутствовали подробные объяснения, в ходе которых логопед выяснял, какая лексическая тема требует дальнейшей работы (будь то «Пространственные представления», «Времена года», «Домашние и дикие животные», «Время суток» и т. п.), включая данную тему в свои дальнейшие занятия с дошкольниками с общим недоразвитием речи.
Блок занятий по развитию речи был отведен для разбора стихотворения «Путаница». Дети в игровой форме узнавали обо всех присутствующих в тексте нелепицах, учились распознавать их на слух.
Повторная диагностика развития мышления дошкольников среднего возраста показала положительную динамику усложнения мыслительных процессов, овладения большинством детей экспериментальной группы понятием «нелепицы», а также способностью не только указать на несоответствие, но и объяснить его.
Рис. 3.
По результатам формирующего эксперимента, нами был сделан вывод о том, что полученные в ходе первичной диагностики данные нашли свое отражение на составлении образовательного маршрута, в котором учитывалась специфика ошибок, допущенных детьми экспериментальной группы в процессе поиска и объяснения нелепиц. В ходе проведения эксперимента нами были замечены как лексико-грамматические, так и логические ошибки, в связи с чем мы считаем оправданным включение в логопедическую работу заданий на развитие мышления и в целом расширение данного блока заданий в период работы над развитием лексической компетенции.
Литература:
- Выготский Л. С. Мышление и речь. — М.: Прогресс, 1984.
- Немов Р. С. Общая психология. В 3 томах. — М.: Юрайт, 2017.
- Цветкова Л. С. Методика нейропсихологической диагностики детей. — М.: Педагогическое общество России, 2002.