Представляемая нами работа выполняется в рамках работы над корпусом чеховской художественной прозы и драматургии, проводимой в лаборатории общей и компьютерной лексикологии и лексикографии филологического факультета Московского государственного университета имени М. В. Ломоносова.
В рамках данной статьи нами будет предпринят предварительный комплексный анализ системы жанров в художественной прозе и драматургии А. П. Чехова. Нами проанализированы 583 прозаических и 17 драматургических текстов писателя (Мы позволили себе разделить «Два романа» (1882) на два произведения — «Два романа (Роман доктора)» и «Два романа (Роман репортёра)». Первоначально они были опубликованы самим Чеховым как разные рассказы под названиями «Роман доктора» и «Роман репортёра», хотя и в одном выпуске журнала «Осколки» (1883, № 2, 8 января). Рассказы были объединены в одно произведение издателями академического издания сочинения и писем Чехова). Тексты произведений анализировались по академическому изданию [2]. Нами пока не включались и не анализировались произведения с пометой «dubia», «незаконченное», «коллективное», «редактированное», а также письма, официальные и деловые бумаги, гимназические и стихотворные опыты писателя, подписи к рисункам и записи в альбомах, статьи, «Остров Сахалин» и «Из Сибири».
В результате сплошной разметки текстов нами было выделено 7 жанров, встречающихся в творчестве Чехова. В таблице мы приводим список этих жанров с указанием их частотности:
Жанр |
Всего |
Водевиль |
8 |
Очерк |
3 |
Повесть |
15 |
Пьеса |
10 |
Рассказ |
412 |
Сценка |
50 |
Юмореска |
102 |
Следующим важным аспектом исследования является выяснение вопроса, каким образом соотносятся жанры в творчестве анализируемого писателя с периодами его творчества. В данном случае мы сталкиваемся с достаточно трудной проблемой: невозможно однозначно разделить творчество Чехова на хронологические периоды. Любое деление вынужденно захватывает неоднородные тексты: так, рассказ «В Москве», написанный в 1891 г., представляет собой типичный случай поэтики «Антоши Чехонте». Поэтому одной — окончательной — периодизации мы пока не предлагаем и в рамках данной статьи рассмотрим все известные нам варианты.
Одна из периодизаций основана на том, что повесть «Степь», опубликованная в марте 1888 года, воспринималась Чеховым (и являлась по сути) как рубеж, попытка начать «заново». Поэтому Р. Б. Ахметшин и И. Е. Гитович предлагают такое деление: (1) Ранний период — до повести «Степь»; (2) Поздний период — начиная с повести «Степь».
В нижеследующей таблице представлена статистика распределения чеховских жанров по этим двум периодам:
Период Жанр |
Ранний период |
Поздний период |
Водевиль |
2 |
6 |
Очерк |
2 |
1 |
Повесть |
5 |
10 |
Пьеса |
3 |
7 |
Рассказ |
361 |
51 |
Сценка |
50 |
0 |
Юмореска |
102 |
0 |
(Общий итог) |
525 |
75 |
При биографическом подходе к проблеме периодизации (этого подхода придерживаются В. Б. Катаев и П. Н. Долженков) критерий выделения периодов — вехи жизни автора. Такими вехами можно признать переезд Чехова из Таганрога в Москву, затем в Мелихово и т. п. Такая периодизация устроена двухуровнево: (1) Ранний период: 1а) Первый подпериод раннего периода (до 1887 года; Москва) (Ранний (1)); 1б) Второй подпериод раннего периода (1888–1891; разъезды по России, заграничные путешествия) (Ранний (2)); (2) Поздний период: 2а) Первый подпериод позднего периода (1892–1898; Мелихово) (Поздний (1)); 2б) Второй подпериод позднего периода (после 1899 года; Ялта) (Поздний (2)).
В нижеследующей таблице представлена статистика распределения чеховских жанров по этим периодам (естественно, с учётом подпериодов):
Период Жанр |
Ранний (1) |
Ранний (2) |
Поздний (1) |
Поздний (2) |
Водевиль |
3 |
5 |
||
Очерк |
2 |
1 |
||
Повесть |
5 |
4 |
5 |
1 |
Пьеса |
3 |
3 |
2 |
2 |
Рассказ |
359 |
14 |
32 |
7 |
Сценка |
50 |
|||
Юмореска |
102 |
|||
(Общий итог) |
524 |
27 |
39 |
10 |
А. П. Чудаков [3] предлагает разделение произведений на периоды в зависимости от структуры повествования. (1) Субъективное повествование (1880–1887 гг.), для которого характерно господство «субъективного плана повествователя над субъективностью персонажей», присутствие прямых авторских оценок в тексте; (2) «Объективная манера» (1888–1894), состоящая из «речи нейтрального рассказчика и речи, насыщенной лексикой и фразеологией героя», его оценками. Художественный мир в данном случае описывается через восприятие персонажа; (3) Повествование в 1895–1904 гг., где «сталкивается несколько языковых планов разных персонажей и несколько речевых струй самого повествователя», при этом сохраняется «принцип изображения мира через конкретное воспринимающие сознание».
В нижеследующей таблице представлена статистика распределения чеховских жанров по этим трём периодам:
Период Жанр |
Суб. повеств. |
Об. повеств. |
Повеств. 1895–1904 |
Водевиль |
3 |
5 |
|
Очерк |
2 |
1 |
|
Повесть |
5 |
6 |
4 |
Пьеса |
3 |
3 |
4 |
Рассказ |
359 |
31 |
22 |
Сценка |
50 |
||
Юмореска |
102 |
||
(Общий итог) |
524 |
46 |
30 |
Несмотря на то, что мы имеем дело с периодизациями творчества Чехова, основанных на разных принципах, всё же, основываясь на них, мы можем сделать самые общие выводы относительно динамики жанров в творчестве писателя. Так, очевидно, что такие жанры, как водевиль, юмореска и сценка привлекали внимание писателя в первой половине его творческого пути; в жанре рассказа и пьесы Антон Павлович работал на протяжении всей своей жизни. Бросается в глаза также количественный перевес общего числа произведений всех жанров, созданных в первой половине писательской «карьеры», над числом текстов, написанных в более поздние годы.
Говоря о системе жанров писателя, нельзя не обратить внимание на соотношение жанров с речевыми жанрами, изучаемыми собственно лингвистическим дисциплинами. Речевой жанр, по определению М. М. Бахтина, есть «типовая модель построения речевого целого» [1, с. 151]. Построение (процесс создания), структура (архитектоника) жанра определяются многими факторами, но все они находятся в состоянии соподчинённости между собой и образуют определённую целостность на базе внутреннего единства всех формообразующих компонентов. Сложность и одновременно перспективность данного направления исследований состоит в том, что чеховское произведение можно отнести к какому-то одному литературоведческому жанру и к одному либо к двум речевым жанрам. Предварительные результаты изучения соотношения литературоведческих и речевых жанров в прозе и драматургии Чехова изложены в следующей таблице:
Литературо- ведческий жанр Речевой жанр |
водевиль |
очерк |
повесть |
пьеса |
рассказ |
сценка |
юмореска |
Анкета |
1 |
||||||
воспоминание |
2 |
||||||
Диалог |
1 |
5 |
3 |
||||
дневниковые записи |
4 |
1 |
|||||
документ, отчёт |
1 |
||||||
Документы |
1 |
||||||
завещание, перечень |
1 |
||||||
Заявление |
1 |
||||||
изречение, перечень |
4 |
||||||
корреспонденция |
2 |
||||||
математические задачи |
1 |
||||||
модель книги (предисловие, рассказы, заключение) |
1 |
||||||
Обращение |
1 |
||||||
Объявление |
1 |
4 |
|||||
Описание |
1 |
17 |
1 |
5 |
|||
описание, перечень |
2 |
3 |
|||||
Отчёт |
1 |
||||||
Переписка |
1 |
||||||
Перечень |
1 |
30 |
|||||
перечень, описание |
1 |
||||||
Письмо |
7 |
4 |
|||||
письмо, повествование |
1 |
||||||
письмо; описание |
1 |
||||||
повествование |
1 |
15 |
369 |
41 |
18 |
||
повествование, описание |
1 |
||||||
повествование, счёт |
1 |
||||||
подборка объявлений |
1 |
||||||
Правила |
2 |
||||||
Примеры |
2 |
||||||
Протокол |
1 |
||||||
Пьеса |
8 |
10 |
1 |
3 |
3 |
||
рассуждение |
1 |
1 |
4 |
||||
рассуждение, дневниковые записи |
1 |
||||||
Словарь |
1 |
||||||
Тост |
2 |
||||||
Трактат |
1 |
||||||
Указ |
1 |
||||||
(Общий итог) |
8 |
3 |
15 |
10 |
412 |
50 |
102 |
В настоящей статье были представлены предварительные результаты комплексного анализа системы жанров художественной прозы и драматургии А. П. Чехова. Дальнейшая разработка темы предполагает более детальный анализ особенностей функционирования каждого жанра в творчестве писателя.
Литература:
- Бахтин М. М. Проблемы текста. Опыт философского анализа // Вопросы литературы. 1976. № 10.
- Чехов А. П. Полное собрание сочинений и писем. В 30 томах. Сочинения: В 18 томах; Письма. В 12 томах. М.: Наука, 1974–1983.
- Чудаков А. П. Поэтика Чехова. М., 1971.