Авторы предлагают использовать в военно-образовательном процессе технологию обучения взрослых. Предлагают ввести специальный раздел в военную педагогику, касающуюся андраго-педагогического подхода, что позволит, по мнению авторов, обеспечить активную деятельность курсанта, его высокую мотивацию и, следовательно, высокую эффективность процесса обучения.
Ключевые слова: андраго-педагогический подход, технология обучения взрослых, курсант, военно-образовательный процесс
Внедрение в теорию и практику военного обучения основных андрагогических принципов и механизмов, применение в военно-образовательном процессе технологии обучения взрослых, позволит успешнее решать военно-педагогические проблемы. Более того, представляется возможным разработка и введение специального раздела в структуре военной педагогики, касающегося теоретического обоснования андраго-педагогического подхода и соответствующей ему технологии обучения военнослужащих в высшей военной школе.
Вопрос о целостном внедрении андрагогического подхода в военно-педагогический процесс на данном этапе развития системы военного образования мало вероятен. Это объясняется прежде всего особым статусом Вооружённых Сил, их предназначением, необходимостью строго выполнять военно-образовательной системой общественно-государственного заказа по подготовке военных специалистов.
Наверное, ни у кого не вызывает сомнения тот факт, что служба в Вооружённых Силах является социально значимой деятельностью в нашем обществе. К этому следует добавить, что возраст, в котором пребывают курсанты, позволяет им создавать свои семьи, заводить детей, что отчасти и происходит.
Итак, взрослый человек — это лицо, выполняющее социально значимые продуктивные роли (гражданина, работника, члена семьи, военнослужащего), обладающее физиологической, психологической, социальной, нравственной зрелостью, относительной экономической независимостью, жизненным опытом и уровнем самосознания, достаточными для ответственного самоуправляемого поведения. По многим, если не сказать по всем, параметрам военный человек в лице курсанта высшего военно-учебного заведения подходит под это определение. Кроме того, он занимается конкретным делом, его потребность в обучении в определённой степени связана с предстоящей основной военно-профессиональной деятельностью, а также с выполнением других социальных ролей, поэтому он будет преследовать достаточно конкретные, практические и реальные цели.
Андраго-педагогический подход к военно-педагогическому процессу, на наш взгляд, включает ряд основных моментов, которые лучше рассмотреть, сопоставляя традиционную педагогическую и андраго-педагогическую модели обучения [1].
Под моделью обучения обычно понимается систематизированный комплекс основных закономерностей деятельностей обучающегося и обучающего при осуществлении обучения. При этом необходимо учитывать и другие компоненты процесса обучения, но основное в модели обучения — это именно деятельности обучающегося и обучающего.
В педагогической модели курсант полностью зависит от преподавателя, который и определяет, что и как должно быть изучено и как это изучено (то есть цели, содержание и результаты обучения). Ощущая себя зависимым, несамостоятельным, подчинённым, обучаемый в педагогической модели принципиально не может быть активным участником процесса обучения. Его роль и деятельность пассивны, направлены на восприятие (рецептивная деятельность). Отсюда и основными методами обучения являются передаточные, трансляционные [2, 3, 4].
С точки зрения андраго-педагогического подхода курсанты, испытывающие глубокую потребность в самостоятельности, в самоуправлении (хотя в определенных ситуациях они и могут быть временно зависимы от кого-либо), должны заметно повысить свою роль в процессе обучения, конкретно, в определении большего числа параметров этого процесса. Задача преподавателя сводится в конечном итоге к тому, чтобы поощрять и поддерживать развитие обучающегося от полной зависимости к возрастающему самоуправлению, оказывать помощь обучающемуся в определении параметров обучения и поиске информации. Основной характеристикой процесса обучения становится процесс самостоятельного определения курсантом параметров обучения и поиска знаний, умений, навыков и качеств [1, 6].
Значение опыта обучаемого в педагогической модели весьма незначительно. Он может быть использован лишь в качестве отправной точки обучения. Основное же значение имеет опыт преподавателя либо автора учебника. Поэтому основным видом учебной деятельности является деятельность по образцам, представляемым обучающим. Соответственно, основными видами технологии обучения являются передаточные: лекции, рекомендованное чтение.
С точки зрения андраго-педагогической модели обучения курсант по мере своего роста и развития аккумулирует значительный опыт, который может быть использован в качестве источника обучения как самого обучающегося, так и других людей. Функцией обучающего в этом случае является оказание помощи обучающемуся в выявлении наличного опыта обучающегося. Соответственно, основными при этом становятся те формы занятий, которые используют опыт обучающихся: практические и семинарские занятия, лабораторные эксперименты, дискуссии, решение конкретных задач, различные виды игровой деятельности и т. п.
В рамках педагогической модели готовность курсанта к учению определяется в основном внешними причинами: принуждением, давлением общества на человека, угрозой его жизненной неудачи в случае отказа от обучения и т. д. Обучающиеся согласны и вынуждены учить одни и те же предметы, поэтому их обучение можно построить по единому стандарту, предусматривающему единообразное постепенное изучение отдельных, не связанных друг с другом дисциплин. Главной задачей обучающего в этом случае становится создание искусственной мотивации, а также деятельность по определению целей обучения, заинтересовывающих обучаемых [2, 3, 4, 6].
В андраго-педагогической модели готовность курсантов учиться определяется их потребностью в изучении чего-либо для решения конкретных жизненных и служебных проблем. Поэтому сам обучающийся постепенно начинает играет ведущую роль в формировании мотивации и определении целей обучения. В этом случае задача обучающего состоит в том, чтобы создать обучающемуся благоприятные условия для обучения, снабдить его необходимыми методами и критериями, которые помогли бы ему выяснить свои потребности в обучении. Учебные программы в этом случае должны быть построены на основе их возможного применения в практической профессиональной деятельности военного специалиста и вообще в жизни, а их последовательность и время изучения должны определяться не только системными принципами, но и готовностью обучающихся к дальнейшему обучению. Основой организации процесса обучения в связи с этим становится индивидуализация обучения на основе индивидуальной программы обучения, преследующей индивидуальные, конкретные цели обучения каждого обучающегося.
При обучении по педагогической модели курсанты ориентируются на приобретение знаний впрок, зная заранее, что большинство из них, если и пригодится им в жизни, то позже. Целью обучаемых становится заучивание как можно большего количества знаний, умений, навыков и качеств про запас и чаще это делается без конкретной связи с практической деятельностью. А задачей обучающего является передача как можно большего количества знаний, умений, навыков и качеств также не всегда в определенной связи с практикой. Курс обучения строится, естественно, по разделам учебных дисциплин, следуя логике данного предмета.
В рамках андраго-педагогической модели курсанты хотят быть в состоянии применить полученные знания и навыки в условиях реальной армейской действительности и сразу по окончании высшей военной школы, чтобы стать более компетентными в решении служебно-профессиональных проблем, чтобы более эффективно действовать в службе и в жизни. Соответственно, курс обучения строится на основе развития определенных аспектов компетенции обучающихся и ориентируется на решение их конкретных жизненных задач. Деятельность обучающегося заключается в приобретении тех конкретных знаний, умений, навыков и качеств, которые необходимы ему для решения жизненно важной проблемы. Деятельность обучающего сводится к оказанию помощи курсантам в отборе необходимых им знаний, умений, навыков и качеств. Обучение строится по междисциплинарным модулям (блокам) [1, 5].
Исходя из вышесказанного и учитывая особенности взрослых обучающихся, в педагогической модели обучения часто декларируемая педагогикой совместная деятельность обучающихся и обучающих практически не осуществляется. Она принципиально не может осуществляться на этапах планирования, оценивания и коррекции процесса обучения. Она частично реализуется и то в форме пассивного участия курсанта в учебной деятельности, лишь на этапе реализации процесса обучения.
В андраго-педагогической модели весь процесс обучения строится именно на совместной деятельности обучающихся и обучающих. Без этой формы деятельности процесс обучения просто не может быть реализован. Обучающий организует совместную деятельность с обучающимся на всех основных этапах процесса обучения, а обучающийся активно участвует в этой деятельности.
Таким образом, андраго-педагогическая модель обучения предусматривает и обеспечивает активную деятельность курсанта, его высокую мотивацию и, следовательно, высокую эффективность процесса обучения.
Литература:
- Змеёв С. И. Андрагогика: основы теории и технологии обучения взрослых. — М.: ПЕРСЭ, 2003. — 207 с.
- Смирнов С. Д. Педагогика и психология высшего образования: от деятельности к личности: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. — М.: Издательский центр «Академия», 2003. — 304 с.
- Левина М. М. Технологии профессионального педагогического образования: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. — М.: Издательский центр «Академия», 2001. — 272 с.
- Беспалько В. П. Слагаемые педагогической технологии. — М., «Педагогика», 1989.
- Кулюткин Ю. Н. Психология обучения взрослых. — М., 1985.
- Лернер И. А. Теория современного процесса обучения, ее значение для практики. // Сов. педагогика. — М., 1989.- № 11.