Предпосылкой зарождения контроля за освобожденными из мест лишения свободы XIX века явился положительный опыт разных стран (Англии, США, Швейцарии и др.), после введения которых существенно стало уменьшаться количество повторных преступлений. Так в начале XIX века в связи с появлением указа Александра 1-го «Правил попечительного общества о тюрьмах» 1819 года, возникшая под влиянием известного английского филантропа Уолтера (Вальтера) Венинга не учитывалась прямая помощь лицам, отбывшим наказание. Данный документ следует считать одним из первых нормативных документов, явившимся основой и фундаментом построения постпенитенциарного контроля, так как в 1924 году в Санкт-Петербургский комитет (который являлся первым подобнымобществом в российской империи) попечительного общества о тюрьмах вносятся изменения согласно которым, бывшим осужденным после отбытия наказания начали оказывать социальную помощь, которая заключалась в моральной и материальной поддержке (небольшой сумме денег, пище, одежде) [1, c.84]. Позже, на основании вышеуказанного нормативного акта Уолтер (Вальтер) Венинг, заручившись поддержкой императора, в Санкт-Петербурге организовал «временный пункт убежища» для лиц, освобождающихся из мест заключения, где каждый пришедший мог остановиться на несколько дней и получить оплачиваемую работу (при наличии такового). Финансовым обеспечением данного «убежища» явился сбор добровольных пожертвований, но так как оно на первоначальном уровне было особо слабой (финансирование) то соответственно распалось и само «убежище» ввиду отсутствия финансирования, и нехватки денег на дальнейшее существование. Внесенные изменения в «попечительное общество о тюрьмах» в 1851 году явились предпосылкой для первого зарождения института патронатства в России [2, c.48–50].
В России патронат развивался небольшими темпами, но безусловно, не стояло на месте. К 1 января 1913 года Главным Тюремным Управлением было зарегистрировано 117 обществ, причем большинство из них существовало 1909 года, только 22 возникли ранее 1909 года. Так, например, за 1909 г. необходимую постпенитенциарную помощь получили чуть менее 1000 человек, для сравнения в 1912 году — более 2300 человек, но эти цифры ничтожно малы по соотношению с количеством лиц освобождающихся из мест заключения, но именно развитие данного института явилось основным фундаментом для установления контроля за постпенитенциарным поведением лиц освободившихся из мест лишения свободы.
Также, одним из основных документов истории постпенитенциарной адаптации бывших осужденных являлся «Инструкция смотрителя губернского тюремного замка», где было прописано, что осужденным в тюрьме предоставлялась работа ему соответствующая «дабы, по возвращении в недра общества, соделались они полезными сами себе и семействам своим, вообще клонились бы к исправлению нравственности и привычки трудиться», согласно которому общество приходит к мысли, что карательная система должна уйти в прошлое.
В 1909 вводится принципиально новое направление в системе исполнения наказаний — условно досрочное освобождение. Применялось оно в отношении лиц, отбывших ¾ всего срока наказания, и характеризующихся исключительно положительным поведением с момента начала отбывания наказания. Самым главным условием являлось — примерное поведение после освобождения, в противном случае освобожденный возвращался обратно в места лишения свободы уже с большим сроком наказания и без права на условно досрочное освобождение (далее — УДО). Вопрос о предоставлении УДО в обязательном порядке должен был решаться на заседании «Особого совещания», где председательствующим являлся региональный судья.
Следует отметить, что за все время существования пенитенциарной системы в России, социальную помощь освободившимся из мест заключения осужденным оказывали различные общественные организации. В данном случае, особую роль в становлении постпенитенциарного контроля являлся «патронат», конечно же не в том виде, в котором он представлен в сегодняшней правовой системе. В конце XIX — начале XX веков под патронатом понималась некая социальная помощь и контроль над лицами, освобожденными из мест заключения. Ее развитию предшествовали многие общегосударственные задачи в области борьбы с повторяющимися преступлениями включая рецидивную преступность.
Патронат, как элемент постпенитенциарного контроля впервые возник и развивался в США, Дании, Англии и Швейцарии. Первое общество патроната возникло в конце XVIII столетия, в 1776 г. в Филадельфии, по инициативе Ричарда Уистера, а также в числе его учредителей был и знаменитый Франклин. В настоящее время все государства покрыты более или менее густой сетью патроната. В Англии уже в конце 80-х годов XIX века при каждой тюрьме было особое общество патроната, а при некоторых тюрьмах даже несколько обществ, которые, не без вреда для дела, конкурировали друг с другом.
В конце 1912 года законом было создано Общество помощи и покровительства лицам, освобожденным из мест заключения, которая была призвана оказывать социальную помощь бывшим осужденным. Данное общество осуществляло исключительно благотворительную деятельность, направленную на поддержание и социальную адаптацию бывших осужденных [3, c.75].
Несомненно, одним из основных составляющих факторов существования постпенитециарного контроля является присутствие элемента реабилитации бывших осужденных. Первым нормативно-правовым источником в истории реабилитации осужденных является изменение форм судопроизводства в отношении несовершеннолетних, где впервые вводится положение о реабилитации несовершеннолетних осужденных на законодательном уровне. В данном законе конечно же только частично осуществлена идея реабилитации, но тем самым послужило основой для включения в новое уголовное уложение [4, c. 36–42]. Так по уложению 1845 за преступления, совершенные несовершеннолетними могли налагаться поверх лишения свободы следующие виды дополнительных наказаний:
1) почетных титулов, дворянства, почетного гражданства и всяких знаков отличия;
2) права наследования по закону после лица, потерпевшего от преступления, и по завещанию от потерпевшего, составленному до совершения преступления;
3) вступать на государственную или общественную (гражданскую) службу;
4) записываться в гильдии или получать какого-либо рода свидетельства на торговлю; быть свидетелем при каких-либо договорах и давать по делам гражданским свидетельские показания под присягой или без присяги, кроме требований судов;
5) избираться в третейские и иные суды;
Таким образом, с конца XIX века необходимость нравственной и материальной поддержки для отбывших тюремное заключение являлась вполне очевидной и пользовался общегосударственным признанием. Построение новой рационально-организованной тюремной системы должна была поднять нравственный уровень заключенного, приучить его к честной трудовой жизни и удержать от повторной преступной деятельности. Огромное количество осужденных, освобождающихся из мест заключения сталкиваются с большими трудностями (чаще всего материальными): найти какую-либо работу бывшему осужденному являлось крайне трудной задачей в связи с тем, что он повсюду встречает недоверие, почти никто не хочет связываться с бывшими «сидельцами», а небольшая сумма денежных средств, заработанных во время отбывания наказания очень скромна, очень быстро и безрассудно растрачивается в первые же дни на свободе [5, c.341]. Также, за период отбывания в пенитенциарном учреждении, особенно если это был длительный срок лишения свободы, то в самой личности преступника происходят большие изменения. В частности, многие личные социально-полезные связи утрачиваются и обрываются, он чувствует себя отверженным от общества, и в этот самый период отбывания наказания начинает устанавливать различные дружеские связи с другими осужденными, как правило отрицательно характеризующимся. В период, после освобождения осужденного, при столкновении с социальными трудностями внешнего мира, отсутствием финансовых средств для проживания и трудностями в заработке денежных средств лицо, в недавнем освобожденное из мест заключения, в большинстве случаев возвращается к прежней преступной деятельности. Именно тот факт, что повторяющаяся преступность находилась на высоком уровне, привело государство и общество к разработке системы контроля и социальной помощи лицам, освободившимся из мест заключения. Начало широкого развития системы Патронатства над лицами, освободившимися из мест заключения являлась несомненно началом здравой уголовной политики государства и необходимым условием совершенствования тюремной системы. Хотя идея контроля за бывшими заключенными возникла не в России, она отлично подходила и для Российской правовой системы.
Литература:
- Елеонский, В. А. Уголовное наказание и воспитание позитивной ответственности личности / В. А. Елеонский. — Рязань: Рязанская высшая школа МВД СССР, 1979.
- Кононов П. И., Кикоть В. Я., Килясчанов И. Ш. // Административное право России: учебник для студентов вузов, обучающихся по специальности 030501 «Юриспруденция» / 3-е изд, перераб. и доп. М., 2008. С. 508–509.
- «Правила попечительного общества о тюрьмах» от 19 июля 1819 года изданная указом императора Всероссийского, Александра 1-го. Идею создания данного общества привил член Лондонского общества улучшения тюремного порядка, созданного в 1816 г.
- Б. С. Утевский // Проблемы преступности. — 1928. — Вып. 3.
- Чубинский М. П. Очерки уголовной политики: понятие, история и основные проблемы уголовной политики как составного элемента науки уголовного права/ Сост. и вступит. статья В. С. Овчинского, А. В. Федорова. М.: ИНФРА-М, 2008; Фельдштейн Г. С. Главные течения в истории науки уголовного права в России. Под ред. В. А. Томсинова. М.: Издательство «ЗЕРЦАЛО», 2003