Моделирование асинхронного двигателя с переменными Ψm – IS на выходе апериодических звеньев в системе абсолютных единиц в Simulink-Script
Емельянов Александр Александрович, доцент;
Бесклеткин Виктор Викторович, ассистент;
Пестеров Дмитрий Ильич, студент;
Одинцов Василий Олегович, студент;
Антоненко Илья Александрович, студент;
Коновалов Илья Дмитриевич, студент;
Бабкин Виталий Андреевич, студент
Российский государственный профессионально-педагогический университет (г. Екатеринбург)
В работе [1] дано математическое моделирование асинхронного двигателя с переменными ψm – is в системе относительных единиц. В этой работе приведена модель асинхронного двигателя с этими же переменными в системе абсолютных единиц.
Векторные уравнения асинхронного двигателя имеют следующий вид:
Обозначим токи, потокосцепления и индуктивности:
Переведем систему уравнений к изображениям :
|
(1) |
(2) |
|
(3) |
|
(4) |
|
(5) |
|
(6) |
|
(7) |
Схема замещения и векторная диаграмма в системе абсолютных единиц [3] даны на рис. 1 и 2.
Рис. 1. Схема замещения асинхронного двигателя в системе абсолютных единиц
Рис. 2. Качественная картина расположения векторов в двигательном режиме в системе абсолютных единиц
Расписываем векторы через проекции:
Записываем уравнения (1), …, (4) по проекциям.
Уравнение (1):
По оси (+1): |
|
(1’) |
По оси (+j): |
|
(1”) |
Уравнение (2):
По оси (+1): |
|
(2’) |
По оси (+j): |
|
(2”) |
Уравнение (3):
По оси (+1): |
|
(3’) |
По оси (+j): |
|
(3”) |
Проекции потокосцепления ΨSx и ΨSy можно выразить и в следующей форме:
Уравнение (4):
По оси (+1): |
|
(4’) |
По оси (+j): |
|
(4”) |
Проекции потокосцепления ΨRx и ΨRy можно выразить и в следующей форме:
Уравнение (5):
По оси (+1): |
|
(5’) |
По оси (+j): |
|
(5”) |
Рассмотрим систему уравнений (1’), …, (5’) по оси (+1):
Из уравнения (5’) выразим IRx:
|
(6’) |
Подставим IRx в уравнение (4’):
Обозначим :
|
(7’) |
Рассмотрим систему уравнений (1”), …, (5”) по оси (+j):
Из уравнения (5”) выразим IRy:
|
(6”) |
Подставим IRy в уравнение (4”):
|
(7”) |
Для уравнений (1’) и (2’) по оси (+1):
В первое уравнение подставим ΨSx и ΨSy из выражений (3’) и (3”):
|
(8) |
Из уравнения (8) выделим (Ψmx · s):
|
(8’) |
Подставим в уравнение (2’) выражения IRx, ΨRx и ΨRy из уравнений (6’), (7’) и (7”):
Затем внесем в полученное уравнение выражение (Ψmx · s) из (8’):
|
(9) |
Перенесем в левую часть слагаемые с ISx:
Обозначим:
Умножим обе части полученного уравнения на kr:
В левой части вынесем за скобку RS1:
Отсюда определим ISx:
Структурная схема проекции статорного тока ISx на ось (+1) приведена на рис. 3.
Рис. 3. Структурная схема проекции статорного тока ISx на ось (+1)
Для уравнений (1”) и (2”) по оси (+j):
В первое уравнение подставим ΨSy и ΨSx из выражений (3”) и (3’):
|
(10) |
Из уравнения (10) выделим (Ψmy · s):
|
(10’) |
Подставим в уравнение (2”) выражения IRy, ΨRy и ΨRx из уравнений (6”), (7”) и (7’):
Внесем в полученное уравнение выражение (Ψmy · s) из (10’):
|
(11) |
Перенесем в левую часть слагаемые с ISy и умножим обе части на kr:
Отсюда ток ISy:
Структурная схема для реализации ISy приведена на рис. 4.
Рис. 4. Структурная схема для определения проекции статорного тока ISy на ось (+j)
Определение потокосцепления Ψmx.
Из уравнения (8) выделим (ISx · s):
|
(12) |
Подставим в уравнение (2’) выражения IRx, ΨRx, ΨRy и (ISx · s) из уравнений (6’), (7’), (7”) и (12):
|
(13) |
Перенесем в левую часть слагаемые с Ψmx:
В левой части вынесем за скобки :
Обозначим:
и
Потокосцепление Ψmx определится следующим образом:
Структурная схема для определения потокосцепления Ψmx приведена на рис. 5.
Рис. 5. Структурная схема для определения потокосцепления Ψmx
Определение потокосцепления Ψmy.
Из уравнения (10) выделим (ISy · s):
|
(14) |
Подставим в уравнение (2”) выражения IRy, ΨRy, ΨRx и (ISy · s) из уравнений (6”), (7”), (7’) и (14):
|
(15) |
Перенесем в левую часть слагаемые с Ψmy:
В левой части вынесем за скобки :
Определим потокосцепление Ψmy:
Структурная схема для определения потокосцепления Ψmy приведена на рис. 6.
На рис. 7 представлена структурная схема для реализации уравнения электромагнитного момента (6):
Рис. 6. Структурная схема для определения потокосцепления Ψmy
Рис. 7. Математическая модель определения электромагнитного момента M
Наконец, из уравнения движения (7) выразим механическую угловую скорость вращения вала двигателя (рис. 8):
Рис. 8. Математическая модель уравнения движения
Математическая модель асинхронного двигателя с короткозамкнутым ротором с переменными Ψm – IS на выходе апериодических звеньев в системе абсолютных единиц приведена на рис. 9. Параметры асинхронного двигателя рассмотрены в работах [2] и [3].
Рис. 9. Математическая модель асинхронного двигателя с переменными Ψm – IS на выходе апериодических звеньев в системе абсолютных единиц
Расчет параметров производим в Script:
PN=320000; UsN=380; IsN=324; fN=50; Omega0N=104.7; OmegaN=102.83; nN=0.944; cos_phiN=0.92; zp=3; Rs=0.0178; Xs=0.118; Rr=0.0194; Xr=0.123; Xm=4.552; |
J=28; Ub=sqrt(2)*UsN; Ib=sqrt(2)*IsN; OmegasN=2*pi*fN; Omegab=OmegasN; Zb=Ub/Ib; Psib=Ub/Omegab; Lb=Psib/Ib; rs=Rs/Zb; lbs=Xs/Zb; rr=Rr/Zb; lbr=Xr/Zb; lm=Xm/Zb; Lm=lm*Lb; |
betaN=(Omega0N-OmegaN)/Omega0N; kr=lm/(lm+lbr); lbe=lbs+lbr+lbs*lbr*lm^(-1); roN=0.9962; rrk=roN*betaN; RRk=rrk*Zb; RS1=Rs+kr*RRk; LbS=lbs*Lb; LbR=lbr*Lb; Le=LbS+kr*LbR; TS1=Le/RS1; dR=RRk-Rs*LbR/LbS; TM1=Lm*(LbS+kr*LbR)/(RRk*kr*LbS); |
Числовые значения параметров выводятся в окне Workspace (рис. 10).
Рис. 10. Числовые значения параметров в окне Workspace
Результаты моделирования асинхронного двигателя представлены на рис. 11.
Рис. 11. Графики скорости и момента
Литература:
- Емельянов А.А., Бесклеткин В.В., Антоненко И.А., Коновалов И.Д., Харин В.С., Ченцова Е.В., Федосеев П.В., Дугин П.И., Некрасова В.Н., Глух К.Ю., Солодова А.С. Математическая модель асинхронного двигателя с переменными ψm – is на выходе апериодических звеньев в Simulink-Script // Молодой ученый. - 2016. - №26. - С. 105-115.
- Шрейнер Р.Т. Математическое моделирование электроприводов переменного тока с полупроводниковыми преобразователями частоты. – Екатеринбург: УРО РАН, 2000. - 654 с.
- Шрейнер Р.Т. Электромеханические и тепловые режимы асинхронных двигателей в системах частотного управления: учеб. пособие / Р.Т. Шрейнер, А.В. Костылев, В.К. Кривовяз, С.И. Шилин. Под ред. проф. д.т.н. Р.Т. Шрейнера. - Екатеринбург: ГОУ ВПО «Рос. гос. проф.-пед. ун-т», 2008. - 361 с.