Актуальность внедрения микропроцессорной горочной централизации | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Технические науки

Опубликовано в Молодой учёный №45 (179) ноябрь 2017 г.

Дата публикации: 13.11.2017

Статья просмотрена: 1414 раз

Библиографическое описание:

Голицына, Е. С. Актуальность внедрения микропроцессорной горочной централизации / Е. С. Голицына. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2017. — № 45 (179). — С. 43-45. — URL: https://moluch.ru/archive/179/46409/ (дата обращения: 19.12.2024).



Неотъемлемой частью перевозочного процесса на железнодорожном транспорте является технологическая работа, связанная с переработкой грузовых составов на специальных станциях; называемых сортировочными.

Для выполнения сортировочной работы широко используются различные специальные устройства, среди которых основными являются сортировочные горки. В настоящее время сортировочная горка — это сложнейший комплекс технических сооружений, систем и устройств, реализующий современные достижения в области технологии, управления транспортными объектами с широким использованием микропроцессорной техники и ЭВМ [1].

Сортировочные горки являются наиболее сложными и важными звеньями технологического процесса переработки составов, от эффективности которых существенно зависят показатели работы сортировочной станции в целом. Поэтому всем работникам необходимо иметь хорошую техническую подготовку. Роспуском составов и регулировкой скорости скатывания вагонов на сортировочных горках управляют дежурные по сортировочной горке (далее — дежурный по горке) и операторы горки с помощью комплекта постовых и напольных технических средств. Чтобы умело пользоваться и эффективно управлять техникой операторы горки должны знать особенности технологии работы горок, а также назначение и принципы действия технических устройств и использовать правильные приемы работы.

В зависимости от потребных размеров и структуры перерабатываемого вагонопотока в соответствии с планом формирования поездов на станциях проектируются основные и вспомогательные сортировочные устройства. Для выполнения функций основных сортировочных устройств сооружаются горки повышенной, большой, средней и малой мощности, работа которых основана на использовании силы тяжести вагонов при их скатывании с более высокого уровня.

Для выполнения функций вспомогательных сортировочных устройств на станциях могут проектироваться горки малой мощности и негорочные устройства — вытяжные пути со стрелочными горловинами на уклоне или горизонтальной площадке, где используется преимущественно сила тяги локомотива.

Тип и мощность сортировочных устройств устанавливается в зависимости от среднесуточных объемов переработки:

‒ горки повышенной мощности (ГПМ) — более 5500 вагонов в сутки;

‒ горки большой мощности (ГБМ) — более 3500 вагонов в сутки,

‒ горки средней мощности (ГСМ) — от 1500 до 3500 вагонов в сутки;

‒ горки малой мощности (ГММ) — от 250 до 1500 вагонов в сутки.

В соответствии с реорганизацией структуры управления перевозочным процессомсортировочные станции сети железных дорог России поделены на две категории: сетевые и региональные, утвержден их перечень. Несмотря на относительно небольшое число сортировочных станций на железных дорогах России, их значимость неуклонно возрастает. Об этом свидетельствует внимание ОАО «РЖД» к комплексной реконструкции сортировочных горок и станций.

Крупнейшая в Омске железнодорожная погрузочная станция — Комбинатская. Основные клиенты Комбинатской Западно-сибирской железной дороги представляют нефтехимический комплекс и стройиндустрию. Обслуживает главным образом, крупнейший Омский нефтеперерабатывающий завод, а также ТЭЦ-4, заводы синтетического каучука, строительных конструкций, подъемных машин, «Нептун», картонно-рубероидный, пластмасс, «Стройбетон» и другие. Всего ее услугами пользуется свыше 150 предприятий, ключевым из которых является Омский нефтеперерабатывающий завод. Ежедневно Омский нефтеперерабатывающий завод (ОНПЗ) отправляет по железной дороге свыше 30 тыс. тонн ГСМ. Общий объем погрузки — 650–680 вагонов в сутки. «Газпром нефть» проводит на Омском НПЗ масштабную модернизацию, внедряя передовые технологии нефтепереработки. Цель — сделать предприятие одним из мировых лидеров по эффективности и глубине переработки нефти [2].

Только за последние 5 лет вагонопоток, проходящий через горочный комплекс станции, увеличился с 1400 до 1600 вагонов в сутки, а в отдельные сутки до 1900 вагонов.

К 2020 году нефтеперерабатывающий комбинат планирует установить и запустить в действия (к дополнительно используемым эстакадам, где осуществляют налив до полутора тысяч вагонов в сутки) дополнительные эстакады под налив порожних вагонов, тем самым увеличить погрузку до трёх тысяч вагонов в сутки, соответственно на участке Газовая — Московка возрастает грузоперевозка как порожних так и грузовых вагонов и переработка этих вагонов сортировочной горой и подачи вагонов под налив. Механизированная гора станции Комбинатская по классности относится к средней. Автоматизация горочного комплекса — это совместный проект ОАО «РЖД» и ПАО «Газпром нефть».

Согласно техническому проектированию механизированная гора станции Комбинатская оснащена и оборудована системой БГАЦ в 1976 году и за время эксплуатации произошло техническое старение и износ оборудования как релейного так и напольного оборудования эксплуатируемых устройств.

Для увеличения пропускной способности и перерабатывания, сортировочного процесса горки станции Комбинатская требуется:

1) усовершенствовать и модернизировать напольное, релейное оборудование применяемых в эксплуатации устройств,

2) автоматизировать систему регулировки скорости первой, второй тормозной позиции с последующей заменой вагонных замедлителей,

3) для обеспечения безопасности охраны труда на производственных местах, экономии средств для обслуживающего персонал участвующих в процессе роспуска состава, требуется установить в под горочном парке на под горочных путей, электрифицировать и механизировать вагонными замедлителями,

4) установить дополнительные ресиверы воздуха для бесперебойной работы вагонных замедлителей третей тормозной позиции,

5) проложить один километр трубопровода для подачи воздуха к питающий аппаратуре вагонных замедлителей,

6) оборудовать первую и вторую гору системой автоматического задания роспуска состава,

7) укомплектовать первую и вторую гору весомером,

8) оборудовать первую, вторую и третью тормозную позицию радиолокационными измерителями скорости,

9) заменить и уложить кабель для ввода в эксплуатацию вновь вводимых устройств,

10) установить, ввести в действие новые светодиодные светофоры с маршрутными указателями,

11) установить три шкафа типа ШКН,

12) установить загородительные колонки для передачи вагонных замедлителей на местное управления,

13) заменить датчики педалей ДП 50–80–50 на ИДП, 14) установить приёмо-отправочную станцию для оправки документов.

Модернизация системы роспуска составов проект длительный и дорогостоящий. Реализовывается в несколько этапов.

В 2012 году введено и запущено в действие:

‒ Построен и введен в эксплуатацию новый горочный пост с переключением действующей аппаратуры,

‒ укладка двух километров кабеля от горочного поста до шкафов типа ШКН,

‒ переключения пульт — управления 1 и 2 оператора,

‒ ввод в действия шести модульных компрессорных типа БКК (блок — контейнер компрессорный), для бесперебойной работы питающих установок вагонных замедлителей,

‒ ввод в действие энергетического модуля бесперебойного питания компрессорных модулей,

‒ пневматическая почта, осуществляющая пересылку документов от поста ГАЦ на пост ЭЦ,

‒ заменена и установка четырёх ресиверов воздуха по В-10,

‒ усовершенствована трубопроводная система подачи воздуха смежным организациям,

‒ дистанции пути для обдувки и отчистки стрелок в зимний период работы устройств, пункты технического обслуживания вагонов ПТО, для заполнения тормозной системы поездов.

В 2014 году путевым хозяйством организована и проведена масштабная работа по подъемке профиля пути:

‒ первого и второго пути надвига,

‒ спусковой части горы,

‒ путей подгорочного парка.

В соответствии со стратегическими целями развития ОАО «РЖД» поставлена задача резкого повышения производительности труда, сокращения эксплуатационных расходов, перехода на малолюдные технологии работы сортировочных станций с одновременным повышением безопасности прохождения технологических процессов формирования-расформирования составов на сортировочных станциях. Особое внимание обращается на необходимость концентрации сортировочной работы на крупных сортировочных станциях сетевого и регионального значения, на которых должны быть обеспечены высокопроизводительная переработка вагонов и выполнение жестких нормативов простоя вагонов.

Одним из решающих звеньев в цепи технологического процесса переработки вагонов на сортировочных станциях является процесс расформирования составов на сортировочных горках, который состоит из следующих операций:

  1. Надвиг состава на горку, расцеп его на маршрутные группы — отцепы.
  2. Управление маршрутами скатывания отцепов путем перевода стрелок.
  3. Регулирование скорости движения отцепов путем торможения их на замедлителях тормозных позиций с целью обеспечения необходимых интервалов между скатывающимися отцепами и соединения их на путях сортировочного парка с допустимой скоростью.

Горочный комплекс состоит из следующих подсистем:

— микропроцессорная ГАЦ с ведением накопления вагонов в сортировочном парке (ГАЦ МН). Система ГАЦ МН выполняет следующие задачи: — коррекцию программы роспуска; предварительное задание маршрутов; восстановление маршрутов при разделении отцепов; программный автовозврат стрелки; автоматическое предотвращение взреза при маневрах; контроль исполненных маршрутов; ведение накопления в сортировочном парке; контроль перестановок вагонов локомотива; формирование сортировочного листка повторного роспуска.

Роспуск под управлением ГАЦ МН может производиться в следующих режимах:

  1. В автоматическом режиме, при котором запрашиваемый с автоматизированного рабочего места дежурного по горке (АРМ ДСПГ) сортировочный листок автоматически преобразуется в программу роспуска и загружается в ГАЦ МН для исполнения.
  2. В маршрутном режиме, при котором набор программы производится по маршрутам, последовательно набранным для отцепов, последующие маршруты могут быть набраны как предварительно, так и во время роспуска.

В этих режимах перевод стрелок производится автоматически: предварительным переводом всех стрелок по маршруту в момент освобождения предыдущим отцепом измерительных участков ГАЦ МН,

‒ подсистема автоматизированного регулирования скоростей скатывания отцепов и управления прицельным торможением (АРС-УУПТ) с функциями контроля и диагностики процесса торможения (СКДТ),

‒ контрольно-диагностический комплекс станционных устройств горочной зоны (КДК СУ ГАЦ).

Высокая перерабатывающая способность горок сетевых сортировочных станций, при которой интервалы между роспусками составляют не более 30 секунд, потребовала создания высоконадежных комплексов горочной автоматики со встроенными средствами диагностики напольных устройств и самодиагностики управляющего вычислительного комплекса (УВК). Для обеспечения непрерывности управления в подсистемах ГАЦ МН и АРС-УУПТ использован УВК с нагруженным резервом [3].

Программное обеспечение подсистем горочной автоматики работает под управлением операционной системы реального времени LINUX, которая обеспечивает многозадачный режим с поддержкой приоритетов. В прикладном программном обеспечении ГАЦ МН и АРС-УУПТ применены алгоритмы, позволяющие по данным функциональной диагностики, в том числе предотказной, исключать из контура управления отказавшие или нестабильно работающие напольные устройства путем внутренней реконфигурации подсистем. Это позволяет производить роспуски в автоматическом режиме без снижения количества перерабатываемых вагонов.

Практическая реализация в новых экономических условиях «Программы обновления и развития систем железнодорожной автоматики и телемеханики (СЖАТ), реализуемой ОАО РЖД на сортировочных станциях сетевого и регионального значения, обращает основное внимание разработчиков на интенсификацию технологических процессов, снижение риска брака, резкое снижение затрат времени на обнаружение неисправности низовых устройств СЖАТ, а во многих случаях и предотвращение аварийных ситуаций за счёт всесторонней обработки и своевременного предоставления диагностической информации оперативному и обслуживающему персоналу.

Литература:

  1. В. И. Шелухин Автоматизация и механизация сортировочных горок: Учебник для техникумов и колледжей железнодорожного транспорта. — М.: Маршрут,2005. — 240с
  2. Главная страница — АО «ГАЗПРОМНЕФТЬ-ОНПЗ» — Омск onpz.gazprom-neft.ru
  3. Монгольская горка: импульс для разбега. Пульт управления 2017 № 3 http://www.pult.gudok.ru/archive/detail.php?ID=12
Основные термины (генерируются автоматически): сортировочная, вагон, устройство, малая мощность, станция, сутки, тормозная позиция, автоматический режим, бесперебойная работа, Омский нефтеперерабатывающий завод.


Задать вопрос