Изучена активизация учащихся с применением систем понятий при обучении химии, определены факторы, влияющие на активизацию и возможности их применения в обучении химии.
Необходимость активизации учащихся способом применения знаний, а не просто оценка учителем конечного результата их действий очевидна, опыт передовых учителей показывает возможность осуществления этой методической идеи. Однако при ее реализации в практике преподавания возникают трудности, определяющиеся следующими обстоятельствами [1]:
1. Учителя не всегда точно представляют, активизация каких умений должна быть сформирована у учащихся и какая именно доведена до навыка в процессе обучения. Работа по формированию некоторых активизаций умений проводится эпизодически. Поэтому активизация умения не всегда достигает уровня, который предусмотрен в программах по химии.
2.Ссылаясь на уплотненность школьных программ, учителя нередко планируют небольшое число тренировочных упражнений. Поэтому сформированная у учащихся активизация умения иногда недостаточно совершенствуется либо вообще «угасает».
3.Целенаправленная работа по активизации умений учащихся не всегда осуществляется. Поэтому даже старшеклассники иногда применяют знания на уровне их восприятия, а их действия в различных видах учебного труда часто бывают недостаточно самостоятельными и точными.
В старших классах не всегда удается на одном уроке объяснить учебный материал, повторить его существенную часть и написать в форме конспекта изложенное. Учителю необходимо тщательнее отбирать материал для изложения, не перегружая его, продумывать текст записей на доске, их объем и расположение. Хорошо подготовленная и выполненная учителем запись на доске, сохраненная в течение всего объяснения, облегчает учащимся составление конспекта. Необходимо рассматривать с учащимися учебный материал с разных точек зрения и в разных связях и не требовать от них, чтобы составленный ими конспект урока точно повторял содержание и последовательность расположения записи, сделанной на доске во время объяснения. Более того, учителю надо поощрять учащихся, если сделанную на доске запись они по своему усмотрению перестроят, «свернут» или дополнят [2-4].
Целесообразно полнее использовать методический аппарат учебника и в старших классах. Трудоемкие записи уравнений реакций в органической химии можно предложить учащимся сначала рассмотреть по учебнику, затем воспроизвести.
При конспектировании материала старшеклассниками учитель в основном оказывает помощь в систематизации и обобщении ими знаний, контролирует их умения. При проверке конспектов следует обращать особое внимание на правильность и полноту отбора опорных знаний и установление взаимосвязей между ними. Порядок расположения материала в конспекте может быть произвольным.
Достижение в ходе обучения химии качественных знаний основ науки и творческого мышления у учащихся стало социальной необходимостью.
Это в значительной степени зависит от эффективности формирования основных химических понятий. Существующая методика, ориентированная преимущественно на индуктивно-эмпирическую схему образования понятий и результаты обучения химии, не удовлетворяют современным требованиям. Необходима ее коренная перестройка.
В качестве основы для перестройки данного учебно-воспитательного процесса мы предлагаем концепцию интенсивного формирования и продуктивного функционирования общих теоретических систем понятий в развивающем обучении химии.
Составной частью этой концепции являются следующие принципы [5]:
1.Повышение обобщенности, системности и функциональности основных химических понятий курса химии средней школы в процессе обучения:
2.Интенсификация процесса формирования систем понятий и личности учащихся;
3.Активизация и самоорганизация понятийно-теоретической деятельности учащихся в условиях усиления сотрудничества с учителем и друг с другом.
Концепцию раскрывают следующие методические положения:
1.Основы химии, составляющие главную часть учебного предмета, включают в себя важнейшие теоретические системы знаний, адекватные научные и отражающие в своем содержании основные объекты и проблемы химии, ее диалектику, способы решения ее непереходящей задачи-производства веществ с заданными свойствами. Их раскрытие в обучении химии позволяет выделить в качестве главных и связать в один узел понятия о веществе, химической реакции и химической технологии. Эти знания передаются учащимся не в готовом завершенном виде, а формируются в активной деятельности и усваиваются в форме открытых развивающихся теоретических систем.
2.Обобщение отдельных понятий в общие теоретические системы рассматриваются как необходимое условие комплексного решения задач образования, воспитания и развития учащихся, поскольку они составляют главное содержание учебного предмета, укрупненную единицу его усвоения, объект напряженной умственной деятельности учащихся. Обладая высоким познавательным и развивающим потенциалом, вследствие присущих этим системам продуктивных функций и способности минимальными средствами проецировать максимум новых знаний, концентрировать и интегрировать их, общие системы понятий о веществе, химической реакции и химической технологии ускоряют процесс обучения и формирования в нем творческой деятельности, научно-диалектического мышления и мировоззрения учащихся.
3.Формирование общих теоретических систем понятий в предметном обучении строится на основе системного, концептуального и деятельного подходов, широкой реализации метода восхождения от абстрактного к конкретному, что соответствует их химической и познавательно-логической природе.
4.Проявление в обучении двуединой сущности общих теоретических понятий, способности отражать концептуально химическую природу и быть одновременно мыслительной деятельностью, возможно лишь при условии соответствующего структурирования их содержания, так как именно структура отражает инвариант системы и обеспечивает ее познавательные и методологические функции; при условии отражения в структуре важнейших систем химических понятий адекватной их природе структуры умственной деятельности учащихся по овладению этими знаниями, при условии полноценного моделирования и функционирования этих систем понятий.
5.Формирование теоретических систем понятий в обучении химии возможно лишь на основе «видения» целостности этого процесса и перспектив развития основных химических понятий. Это облегчается использованием содержательных и процессуальных моделей обучения, служащих ориентировочной основой организации процесса обучения и синхронной деятельности учителя и учащихся.
6.Важным средством концентрации содержания и обзорного предъявления структуры общих понятий, методом формирования и инструментом оперирования понятиями являются символико-графические обозначения и их различные конструкции, которые существенно ускоряют развитие мышления учащихся. Активное их применение в процессе формирования систем химических понятий возможно лишь после того, как учащиеся осознают их значение и смысл, приобретут умения знаковой деятельности.
7.Подлинно творческая понятийная деятельность возможна после того, как у учащихся будут сформированы абстрактные инварианты основных систем понятий курса химии, а следовательно, они смогут использовать в обучении продуктивные функции этих знаний. Добиться этого на более ранних этапах обучения можно при условии интенсификации процесса обучения и рационализации его методического обеспечения.
8.Системное и функциональное усвоение химических понятий служит основой формирования научного мировоззрения и мышления учащихся. Механизмом включения понятий в структуру мировоззрения является категориальный синтез, мировоззренческое, методологическое осмысление учащимися его результатов, а итогом конкретное проявление и применение знаний, умений, убеждений на практике.
Таким образом, важнейшими направлениями практического воплощения данной концепции формирования систем понятий являются:
1.Полноценная реализация выбранных методологических подходов.
2.Ориентация на современные требования общества и общие теоретические системы понятий как укрупненные единицы обучения и на диалектической метод их формирования.
3.Повышение роли и расширение функций теории и символико-графических средств в процессе формирования систем химических понятий.
4.Интенсификация процесса формирования систем понятий в обучении химии в целях повышения их функциональность и развития личности учащихся.
5.Мотивация потребностей учения и активизация понятийно-теоретической деятельности учащихся.
Цели формирования систем химических понятий:
1.Системное раскрытие содержания и усвоения учащимися основных химических понятий и адекватных им обобщенных умений.
2.Развитие в процессе формирования и функционирования систем понятий диалектического подхода и специфических способов.
3.Создание на основе этих знаний химической картины природы.
4.Выработка у учащихся ценностно-ориентировочных и методологических основ учения, необходимых норм отношений к окружающей действительности.
Особенностью реализации целей является применение комплексного подхода обеспечивающего в единстве с формированием химических понятий интеллектуальное развитие и воспитание учащихся, а также единство целей преподавания к учению.
Для формирования систем понятий существенное значение имеет понятийное содержание. Оно придает предметность всему процессу обучения и познавательной деятельности учащихся. В целях системного усвоения понятий надо представить системы в виде содержательно-логических моделей, отражающих их существенные признаки, связи и отношения, структура определяет функции понятий и деятельность. В свою очередь, функции понятий и их систем служат звеном, связывающим содержательную и процессуальную стороны формирования этих знаний.
Интенсивное формирование систем понятий – значительная часть такого учебно-воспитательного процесса.
Интенсификация и эффективность – категории взаимосвязанные, но не тождественные. Интенсификация отражает тип и уровень обучения преимущественно в качественном плане, являясь одновременно предпосылкой и средством повышения его эффективности. Эффективность обучения является одним из критериев интенсификации этого процесса. Термин «технология обучения» также утвердился в международной дидактике. Он отражает три взаимосвязанных аспекта; совокупность знаний, нужных учителю для конструктивного решения вопроса относительно организации учебно-воспитательного процесса, сам процесс обучения и его технологию его техническое оснащение.
Анализ литературы, обобщение передового опыта и экспериментальное преподавание химии позволяет выделить следующие пути интенсификации обучения химии и формирования в нем систем понятий.
Активизация формирования систем понятий в обучении химии выражает также особое отношение учителей и учащихся к выбору и применению путей, средств и методов изучения учебного материала, к организации учебно-познавательного процесса и их сотрудничеству.
Литература:
1. Зуева М.В. Обучение учащихся применению знаний по химии. М.: Просвещение, 1997г, с. 41-42.
2. Кузнецова Н. Е. Формирование систем понятий при обучении химии. М.: Просвещение, 1999г., с. 37-38.
3. Байдалина О. В. О прикладном аспекте химических знаний. //Химия в школе, 2005г., №:5, с. 45-46.
4. Сурин Ю. В. Проблемно-развиваюший эксперимент в обучении химии. //Химия в школе, 2005г., №:5, с. 53-54.
5. Гузеев В.В. Познавательная самостоятельность учащихся и возможности ее проявления в образовательной технологии. //Химия в школе, 2004г, №:3, с. 16-22.
6. Добротин Д.Ю. О формировании приемов познавательной деятельности. //Химия в школе, 2004г, №:10, с. 23-29.