Разностороннее влияние социальных сетей интернета на социализацию молодежи | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Юрьева, Е. А. Разностороннее влияние социальных сетей интернета на социализацию молодежи / Е. А. Юрьева, С. А. Горошкина. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2010. — № 7 (18). — С. 297-300. — URL: https://moluch.ru/archive/18/1764/ (дата обращения: 19.12.2024).

Социальные сети стали неотъемлемой частью современного общества. Есть сайты для загрузки фотографий, видео файлов, сервисов изменений, встреч с новыми людьми и для нахождения старых друзей. В наше время фактически идёт информационная война. И самое ценное – информация. Поэтому социальные сети активно используются старшими школьниками для добычи самой разной информации о людях или организациях.

Термин социальная сеть был введён в 1954 г. социологом из «Манчестерской школы» Джеймсом Барнсом в работе «Классы и собрания в норвежском островном приходе». Он развил и дополнил изобретенный в 1930-х гг. подход к исследованию взаимосвязей между людьми с помощью визуальных диаграмм, в которых отдельные лица представлены в виде точек, а связи между ними – в виде линий.
            Таким образом, социальная сеть – это универсальная система связей, которая призвана удовлетворять глубинные потребности людей, связанные с группировкой участников социальных сетей по определённым интересам.[1]

Современное понятие социальных сетей в простом виде означает некий круг знакомых человека, где есть сам человек – центр социальной сети, его знакомые – ветки этой социальной сети и отношения между этими людьми – связи. Если рассматривать социальную сеть более глубоко, можно обнаружить, что связи делятся по типам: односторонние и двусторонние; сети друзей, коллег, одноклассников, однокурсников и т.д.

Во второй половине 20 века социальные сети стали активно развиваться как научная концепция, сначала они стали популярны на западе, чуть позже пришли и к нам. Затем это обычное профессиональное понятие социологов превратилось в модную концепцию, являющуюся одной из центральных в концепции веб 2.0, которую как понятие впервые ввёл Тим О’Рейли 30 сентября 2005 года в своей статье «Tim O’Reilly — What Is Web 2.0».[2]

Социальные сети опутывают Интернет и кардинально меняют способы общения и взаимодействия между людьми. То, что когда-то казалось простым увлечением, теперь управляет вниманием школьников по всему миру. Так, что же такое социальная сеть с точки зрения школьника?

Прежде всего -  это средство развлечения, а уж потом источник знаний и помощник в учёбе. Очень малый процент школьников используют социальные сети в учебных целях.

В российском интернет-пространстве, как и прежде, среди старших школьников доминируют две социальные сети - "Одноклассники" и "В Контакте". По итогам опроса,  еще в 2008 году "Одноклассников" предпочитали 71 процент российских школьников, а год спустя их доля снизилась до 60 процентов. На первое место в нынешнем году вырвался сайт "В Контакте". Сейчас им пользуются, по данным SuperJob.ru, 63 процента школьников в России. Еще год назад этот показатель составлял 48 процентов. У того и другого портала - своя аудитория. Если "В Контакте" является платформой, главным образом, для школьников и студентов до 20 лет (91 процент пользователей), то на "Одноклассниках" большинству - от 30 до 40 лет (68 процентов пользователей).[3]

Более 150 миллионов школьников используют Facebook для поддержания контакта с друзьями, обмена фотографиями и видео и регулярного обновления своих мыслей и действий. Еще шесть миллионов пользуются Twitter, сервисом позволяющим пользователям распространять текстовые сообщения о себе.

На сегодняшний день все большее число родителей беспокоит влияние средств массовой информации на развитие их детей. Школьники всё больше времени проводят у монитора, всё больше общение через интернет вытесняет общение «вживую». Всё больше школьники сидят в интернет - кафе  и дома, всё меньше на улице и в гостях. Внутреннее чувство одиночества не пропадает, а только усиливается. Всё больше школьники жалуются, что им скучно, а ведь это чувство возникает, когда человек перестаёт заниматься полезными делами.  Старшим школьникам, проживающим свою жизнь в социальных сетях зачастую необходима социальная поддержка, у них большие трудности в общении, они испытывают неудовлетворенность, низкую самооценку, закомплексованность, застенчивость и т.п. Все эти проблемы "решают" социальные сети! Школьники спешат уйти в безопасную для них среду, ни к чему не обязывающую жизнь. Таким образом, они, во-первых, усугубляют те свои черты характера, от которых хотели бы избавиться, а также приобретают новые: уход от реальности посредством изменения своего психического состояния, виртуально изменяя свой пол, возраст... Безусловно, постепенно такой образ жизни, образ мысли, пропитывает все уровни их жизни. Человек начинает действовать и думать по-другому. Он по-другому решает бытовые вопросы, семейные, личные, профессиональные, партнерские и т.д. 

Принято считать, что пристрастие к интернету имеют школьники, лишенные родительского внимания. Однако, были проведены исследования, в результате которых выяснилось, что старшие школьники приобретают привычки общаться в интернете в процессе общения со взрослыми. [4] Ведь большинство родителей тоже проводят достаточно большое количество времени в социальных сетях. Школьники смотрят на взрослых, впитывают информацию как губка - и что они получают из социальных сетей? Достаточно зайти на некоторые сайты и вы сами всё поймете.

Большинство родителей ограничивают школьника  в использовании социальных сетей. Безусловно, трудно представить, что использование интернета и социальных сетей  не отражается на развитии школьников и их поведения. Чем больше школьники используют социальные сети, тем меньше у них развито творческое мышление, так как социальные сети предоставляет готовые, легко интерпретируемые образы.

            Было доказано, что чем больше времени школьник проводит у компьютера,  тем меньше времени он уделяет чтению книг. Есть и другое мнение: школьники, которые мало читают, в конце концов начинают больше пользоваться компьютером. Для мало читающих школьников час, проведенный в социальной сети, естественно замещает какую-то деятельность, но этот час дети все равно не стали бы тратить на чтение.

Нами было проведено исследование среди старших школьников. Обобщая исследования, можно выделить следующие признаки зависимости школьников от социальных сетей:

  • Школьник не может контролировать время, проводимое в сети. Обещает уменьшить его и выйти из программы и не в силах это сделать (как правило, очень сердится на тех, кто его отвлекает от компьютера).
  • Лжет относительно времени, которого он провел в социальной сети, либо уменьшая оценку длительности работы, либо скрывая, какого рода занятиями он был увлечен (например, говорит, что пять часов подряд писал реферат в то время, как на самом деле все это время он играл в сетевую игру или болтал по сети Интернет).
  • Страдает от негативных последствий от времени, проведенного в сети (в их число могут войти как несделанные важные дела в реальной жизни, так и головные боли).
  • Переоценивает роль социальных сетей в своей жизни, закрывая глаза на порождаемые им проблемы и отказываясь от критических оценок; глух к мнению окружающих на эту тему.
  • Испытывает смешанное чувство эйфории и вины за работу в социальных сетях — либо по причине чрезмерного времени, проводимого за «виртуальными» занятиями, либо по причине ненормального (от просто раздраженного до психопатологического) поведения при общении в сетях.
  • Ощущает депрессию или тревогу, когда что-то вмешивается в его планы посидеть в социальных сетях (например, препятствует игре, сокращает срок работы в сети или прерывает возможность работы).
  • Погружен в виртуальную активность, будучи вне доступа к компьютеру (например, думает о том, как пройти на следующий уровень компьютерной игры)
  • Использует социальную сеть как отдушину в минуты грусти или подавленности, как способ скрыться от проблем или избежать чувства неадекватности в реальной жизни.

            Как известно, именно через интернет школьники усваивают социальные стереотипы поведения женщин, мужчин, пожилых людей и многих других групп, включая и самих школьников. Социальные сети  дают иллюзию вседозволенности, вытаскивая из школьников самое худшее что в них есть. В социальных сетях существуют клубы самоубийц, клубы наркоманов, клубы обучающие начинающих террористов. В таких клубах можно заказать собственную смерть, купить пару шашек динамита, обучится правильно подбирать и колоть наркотики. Насилие в интернете  и детская агрессивность совершенно очевидны. Исследования последних лет показали, что насилие, демонстрируемое средствами массовой информации - это одна из причин, ведущих к агрессивному поведению. Кроме этого, в социальных сетях  полно порнографии. Большинство школьников используют социальные сети лишь для того, что бы зайти на порносайт. В социальных сетях легко найти группы, где свободно продаются видеоматериалы с детской порнографией. К сожалению вычислить авторов этих сайтов практически невозможно, даже для спецслужб, так как эти нелюди регистрируют сайты на подставных лиц. В реальности этого существенно меньше. Ведь на подобный сайт может зайти любой человек, и школьники в  13-16 лет в том - и что  они увидят.

Что касается физического развития, то использование социальных сетей также ведет к уменьшению времени, отводимого на занятия спортом. Школьники, подолгу просиживающие в социальных  сетях, ведут малоподвижный образ жизни, часто едят во время общения в интернет - порталах. Результаты воздействия социальных сетей зависят не только от количества, но и от того, какие именно сайты смотрят дети. Больше всего родителей беспокоит усвоение стереотипов, усвоение агрессивного поведения и чрезмерная подверженность влиянию интернет - рекламы.

Хотя сами школьники считают, что социальные сети вполне безобидны. По крайней мере для здоровья. Ну что может быть плохого в возможности пообщаться со старыми приятелями и завести новые знакомства? Известно, что социальные сети планомерно ослабляют организм и оказывают негативное влияние на здоровье, прежде всего психическое. Раньше в этом обвиняли лишь компьютерные игры. Однако выяснилось, что и "Одноклассники", и "Вконтакте" вполне могут вызвать патологическую зависимость старших школьников. На наш  взгляд, это всё та же интернет-зависимость, которую официально признали психологическим заболеванием, только в более конкретной форме. Постоянно пребывая в виртуальном пространстве, школьники неосознанно начинают мыслить общемировыми категориями.

Ученые обнаружили, что зависимость старших школьников от интерактивных сетей намного выше, чем от компьютерных игр.  Среднестатистический обладатель страницы в любой из популярных социальных сетей проводит на сайте вдвое больше времени, нежели он бы потратил на компьютерную игру. Психологи подсчитали, что минимальное время, которое проводит школьник в социальных сетях, равняется трем часам в день. Как правило, школьник в  тех же "Одноклассников" просматривает странички друзей, оценивает и комментирует фото и просто перекидывается с товарищами парой фраз. В запущенных случаях старший школьник может беспрерывно сидеть на сайте до 30 часов.

Вызваны данные проблемы желанием старших школьников  общаться с большим количеством знакомых в социальных сетях. По началу эту зависимость школьник  не чувствует, по крайней мере, пока получает то, от чего зависит, но стоит ему лишиться доступа к социальной сети, как сразу возникают симптомы зависимости. Специалисты в области психологии полагают, что подобная зависимость может привести к проблемам со сном, чувством тревоги или страха, перепадам настроения или даже сексуальным расстройствам. Избавиться от такой зависимости довольно сложно. В данном случае будет эффективно переключиться на реальное общение с друзьями, которые в свою очередь должны помогать школьнику вылечиться.

Выявляется зависимость от социальных сетей довольно просто: нужно на некоторое время, например на месяц, запретить школьнику использовать социальные сети и, если с этим проблем не возникнет, зависимости нет, если начнёт появляться непреодолимое желание – зависимость однозначно есть.

Социальные сети вызывают изменения в мозге у молодых пользователей, предупреждают ученые. Как утверждается, такие сайты как Facebook, Twitter и Bebo рассеивают внимание и делают молодых людей более эгоцентричными. Психологи также утверждают, что цифровые технологии меняют образ нашего мышления. Например, школьникам больше не нужно планировать структуру сочинения или доклада, они могут изменить ее по ходу написания.[5]

Опровергая популярную точку зрения о том, что социальные сети способствуют установлению контактов между людьми, биолог утверждает, что социальные сети дают пользователям лишь иллюзию общения.[6] Ученые отмечают, что родители проводят все меньше времени с детьми, все меньше детей ужинают вместе с родителями.

"Одноклассники" стирают реальную личность.  Исследователи уверены, что старшие школьники, которые и составляют большинство пользователей социальных сетей, после создания идеального образа самого себя начинают выстраивать свою личность таким образом, чтобы она полностью соответствовала виртуальному образу.

ІCQ, блоги, «Одноклассники» и мэйл-агенты заменяют сегодня людям общественные собрания, культпоходы и пикники. Через социальные сети легко проводить коллективный «мозговой штурм» через наиболее активных членов социальной сети, и влиять на других участников социальной сети.

Очевидно, что в наши дни родителям стоит предостерегать школьников от чрезмерного увлечения социальными сетями, которые  все больше заменяют общение с живыми людьми. Ясно, что отсутствие реального общения может негативно влиять на работу иммунной системы организма, гормональный баланс, работу артерий и процессы мышления. В долгосрочной перспективе это повышает риск появления и развития различных болезней, среди которых рак, сердечно - сосудистые заболевания и слабоумие.[7]

Биологи начали бить тревогу неспроста: количество времени, которое школьники проводят в живом общении, сокращается. Например, средний школьник в 1987 году проводил в общении с родными в среднем 6 часов в день, в 2007 году это время сократилось до  до почти 2 часов. За этот же период времени использование электронных СМИ и интернета выросло с 4 до почти 8 часов в день. Получается, что меньше, чем за два десятилетия количество людей, которым, по их словам, не с кем обсудить важные вопросы, почти утроилось.[8]

Физиологические процессы в организме протекают по-разному в зависимости от того, находится человек в одиночестве, в чьем-то обществе или в виртуальной реальности. Многое из этого еще предстоит исследовать, но, существует разница между влиянием реального присутствия кого-то и виртуальным заменителем общения.

Среди множества различных социальных сетей, школьник доверяют прежде всего рекомендациям от друзей и знакомых.

На наш взгляд, нужно сделать предупреждение миллионам родителей школьников, чья социальная жизнь зависит от посещения любимых веб-сайтов каждый день. Старшие школьники разучилась общаться и концентрироваться вдали от компьютеров. Современный школьник не мыслит уже свое существование без интернета. Из вышесказанного следует вывод о необходимости ограничивать время, которое школьник проводит в социальных сетях.

Вывод прост:  вместо того, чтобы способствовать установлению контактов между молодыми людьми и увеличению социальной активности людей,   социальные сети заменяют общение.

Литература:

1.      Барнс, Джеймс. «Классы и собрания в норвежском островном приходе»/Джеймс Барнс// - 1954.- C. 15.

2.      URL: http://tim.oreilly.com/

3.      Возвахова, Л. Социальные сети: друзья или враги? //«Служба кадров и персонал». – 2009.  - № 2 – С.12-13.

4.      Санин, В. «Одноклассники» рулят.15.05.2008.

5.      Кузнецов, П. Социальная зависимость: о пользе и вреде соц. сетей / Павел Кузнецов // PR в России. – 2008. – № 1. – С. 26–27.

6.      Там же

7.      Нестик, Т. А. Социальный капитал организации : соц.-психол. анализ / Т. А. Нестик // Психол. журнал. – 2009. – Т. 30, № 2. – С. 29–42.

8.      Солоув, Д. Конец приватности? / Дэниэл Солоув ; пер. И. Е. Сацевич // В мире науки. – 2008. – № 12. – С. 72–77.

9.      Там же

 

 



 

Основные термины (генерируются автоматически): сеть, школьник, социальная сеть, время, интернет, сайт, час, агрессивное поведение, компьютерная игра, крайняя мера.


Похожие статьи

Влияние интернет-сообществ на региональные социальные процессы

Интернет-сеть как социально-педагогический феномен в жизни современной молодежи

Влияние корпоративной культуры на повышение эффективности деятельности предприятия

Психологические особенности коммуникации участников интернет-сообществ по вопросам психического здоровья

Актуальность использования технологии игрового моделирования в ходе развития педагогических способностей будущих учителей

Влияние адаптивного спорта на социальную адаптацию инвалидов

Компетентность учителей и учащихся в области применения информационно-коммуникационных технологий

О проблеме воздействия рекламы на потребностную сферу подростков

Функциональное влияние инфраструктуры на развитие региона

Социальные сети как актуальный способ самовыражения массового человека

Похожие статьи

Влияние интернет-сообществ на региональные социальные процессы

Интернет-сеть как социально-педагогический феномен в жизни современной молодежи

Влияние корпоративной культуры на повышение эффективности деятельности предприятия

Психологические особенности коммуникации участников интернет-сообществ по вопросам психического здоровья

Актуальность использования технологии игрового моделирования в ходе развития педагогических способностей будущих учителей

Влияние адаптивного спорта на социальную адаптацию инвалидов

Компетентность учителей и учащихся в области применения информационно-коммуникационных технологий

О проблеме воздействия рекламы на потребностную сферу подростков

Функциональное влияние инфраструктуры на развитие региона

Социальные сети как актуальный способ самовыражения массового человека

Задать вопрос