Технология формирования репродуктивной культуры у студенческой молодёжи | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №7 (18) июль 2010 г.

Статья просмотрена: 347 раз

Библиографическое описание:

Кенджабаева, Н. М. Технология формирования репродуктивной культуры у студенческой молодёжи / Н. М. Кенджабаева. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2010. — № 7 (18). — С. 266-268. — URL: https://moluch.ru/archive/18/1768/ (дата обращения: 16.11.2024).

На современном этапе глобализации, в период  широкого использования  достижений научно-технического  прогресса серьезное  влияние на  здоровье человека оказывают экологические проблемы. Заболевание среди матерей, смертность среди детей, рождение детей с физическим недостатком и детей-инвалидов, ухудшение здоровья матери и ребенка требуют особого внимания на проблемы здоровья семьи и здорового поколения. Наряду с подготовкой молодёжи к самостоятельной семейной жизни рождению ребенка и связанные с этим проблемы, требуют формирования репродуктивной культуры, предоставления необходимых научно-методических рекомендаций, своевременных и высококвалифицированных знаний.                                                                                              

Исследования показывают, что здоровье человека видоизменяется на 20-25% под влиянием окружающей среды, на 20% на основе генетического фона, остальные 55% по различным причинам и жизненным обстоятельством.  Показатели по проблемам  здоровье  подтверждают, что одним из основных феноменов развития и роста человека являются представление человека о своем здоровье, степени грамотности, об образе жизни.   

Известно, что важное место в воспитании здорового образа жизни, репродуктивного здоровья, рождения здорового ребенка, его воспитания занимают  медико-биологические и педагогико-психологические науки, преподаваемые в вузах.  В процессе исследовательских работы мы определили систему интерактивных методов обучения, служащих повышению активности в усвоении  знаний в области репродуктивной культуры. В систему методов входят «Работа малыми группами», «Ролевые игры», «Предпринимательские игры», «Дебаты», «SCORE», «Ming mapping», «Круглый стол», «Упражнение проблемных положений» и др.                                                                                                                                                                                                                                                          

Экспериментальные работы проводились в вузах педогогического направления Ташкентского ГПУ имени Низами и Термезского ГУ. 

На изучаемых в вузах предметах «Социальная психология», «Семейная психология», «Валеология», и спец курса «Основы репродуктивной культуры» при помощи отдельных методов были организованы семинары-тренинги на темы «Здоровья-это культура», «Здоровая мать-означает здоровый ребенок», «Социально -психологические положения в подготовке молодежи к семейной жизни», «Здоровье женщин репродуктивного возраста», «Здоровый образ жизни и благополучная жизнь», «Наркомания-чума века».                                                                                                                       Мы представляем технологическую разработку одного из этих семинаров-тренингов.                                                                                                                                                                                         

Цель тренинга:  Знакомства с социально -психологическими положениями в подготовке молодежи к семейной жизни. Обучение правильному  выходу  из  различных ситуаций  в  семье. Ознакомление  с  некоторыми ситуациями  в  репродуктивной культуре. 

               Предполагаемый результат:  Данный тренинг даёт возможность определить неподготовленность молодёжи к семейной жизни, низкий уровень репродуктивной  культуры, позволяет овладеть знаниями и навыками репродуктивной   грамотности для решения различных ситуаций и проблем семейной жизни, пути их преодоления и ликвидации.

Технология осуществления учебного процесса:

            Вид: семинар – тренинг  в малых группах.

            Метод: «Упражнение проблемных ситуаций», устное изложение,  «Мозговой штурм».

            Средство: слайды, раздаточный материал , средства мультимедиа.

            Контроль: межгрупповой опрос (устно), презентация.

            Оценка: поощрение, индивидуальная оценка в системе рейтинга.

Ход семинара-тренинга

1 степень. В начале тренинга тренер-учитель путём рисунков, знаков, чисел, жеребьевки или другими путями делит участников на мини группы в 5-7 человек. Создав группы, учитель знакомит участников с порядком и правилами проведения занятия и обьявляет учащимся проблемную  ситуацию.

         «Мне 20 лет. По требованию родителей я вышел замуж за человека старше меня на 10 лет . Сразу же после окончания школы. Сначала мы жили хорошо, но со временем у нас родился ребенок. Ребенку не исполнилось и года, как я опять забеременела. Когда я об этом сказала мужу, он заявил , что ребенок появится на свет и твёрда настаивал на этом. Я согласилась ,боясь потерять семью и из-за безвыходности положения. Через некоторое время по состоянию здоровья я потеряла ребенка. Отношения между нами ещё более обострились. С ухудшением здоровья муж отправил меня для лечения к матери. Сейчас я у своей матери, лечусь, но не могу определиться в отношениях со своим мужем».  

              Учитель просит группы  по этой ситуации высказаться ясно, приводя конкретные доводы и выражая  своё отношение.

               Предлагает учащимся анализировать по следующим этапам:

1.           Найти выход из сложившейся  проблемной ситуации.

2. Проанализировать  социальные, психологические ,  биологические факторы учебный  проблемы

 3. Предложить решение учебной проблемы и рекомендации.                                       2-ступень. Группы предложили свои анализы по проблемной ситуации. Например, 1-я группа по ситуации предложила «Муж и жена безграмотны в планировании семье», прокомментировала причины данной проблемы так:

во- первых, несоответствие возраста и характеров супругов;

во-вторых, репродуктивная неграмотность

 в-третьих, наличие неправильного представления и взглядов по вопросу  планирования молодой семье

в-четвертых, ранняя выдача замуж девушек.  

              в-пятых, неправильное использование контрацептивов мужчиной в семье.                                                                              Для решения группой предложены следующие рекомендации:   

 - обратить особое внимание на формирование репродуктивной культуры при подготовке молодёжи к семейной жизни, на  проблемы планирования семьи.

 -  знакомить родителей с биологическими, социально-психологическими положениями в вопросах подготовки создания семьи.

 -воспитывать сознательное отношение юношей в использовании контрацептивных средств для  предупреждения преждевременной  беременности

 - увеличить число брошюр, рекомендаций со сведением о здоровье женщин репродуктивного возраста о перерывах предусматриваемых между рождениям детей.

В том же порядке все группы зачитывают свои предложения.

3 степень. После завершения презентации групп  учитель обобщает все предложения и даёт дополнительные научно-теоретия сведения по вопросам семейной жизни.

Такие семинары-тренинги проводятся и на вышеуказанных предметах как «Валеология», «Семейная психология», «Физиология и гигиена молодых».

В процесс занятий сознательное отношение учащихся к здоровому образу жизни, к формированию репродуктивной культуры. Степень педагогико-психологической грамотности выяснилась путём проведение бесед, вечеров, вопросов и ответов, круглого стола, раздаточного материала, самостоятельных творческих работ.

Анализируя результатов, мы пришли к выводу, что организация занятий в формирование репродуктивной культуры у студенческой молодёжи, использование передовых форм и методов обучения, предложенными нами направление привели к росту степени усвоения.

Это означает, что формирование репродуктивной культуры у студенческой молодёжи требует присущих только ему условий, специальной организации процесса обучения,а именно:

-          технологическое отношение к учебному процессу, использование передового опыта педагогики, новых педагогических технологий;

-          находить и использовать на практике новых формы и методы обучения в формировании репродуктивной культуры у студенческой молодёжи.

-           Обеспечить непрерывность в формирование репродуктивной культуры в системе средного специального и общего среднего образования.     

 

            Литература:

1.       Азизходжаева Н.Н. Педагогические технологии и педагогическое мастерство – Т.: Чулпон, 2005.

2.       Асмолов А.Г. Психология личности.  М., 1995.

3.       Кларин М.В. Инновации в мировой педагогике – Рига, 1995.

4.       Фарберман Б.Л. и др. Современные методы преподавания в вузах. – Т., 2001 г.

5.       Ходиев Б., Голиш А. Способы и средства организации самостоятельной учебной деятельности. – Т., 2006г.

6.         Овчарова В.Н. Социальная педагогика. М.; Сфера, 2000г. С 356.

7.         Шарипов А.Д, Шарипова Д, Таирова М.  Концептуальные основы формирования ЗОЖ у учащихся. Образования через всю жизнь. Санк-Петербург. Т.; 2007г.

8.         Мусурмонова О. Нравственность семьи - национальная гордость (Учебное пособие). Т.: Учитель, 1999 г, с 200.

 

 

 

Основные термины (генерируются автоматически): репродуктивная культура, семейная жизнь, здоровый образ жизни, студенческая молодежь, здоровый ребенок, особое внимание, проблемная ситуация, раздаточный материал, репродуктивный возраст, учебный процесс.


Задать вопрос