Время и история в своем развитии цикличны. Тотальный дизайн с момента зарождения до современного состояния прошел несколько временных циклов, характеризующихся активным развитием и спадом в тотальном проектировании.
Тотальный дизайн использует как программный базис утопическое сознание и проектирование. К началу 20 века было создано огромное количество литературных и философских утопий, в которых воплотились лучшие стремления человечества по преобразованию окружающей действительности и переустройству жизни в целом. Однако, несмотря на плодовитость теоретиков, возможностей осуществить проекты не существовало, и создать пригодные к использованию системы, по большей части, так и не удалось.
Теории так и остались теориями, не получив убедительной проверки на практике. Причин было несколько, среди которых неготовность людей к кардинальным переменам в сознании и жизни, слабо развитая техническая сторона вопроса (многие утопии апеллируют материалами и возможностями будущего), отсутствие института проектирования и другие. Зародившись еще в эпоху Возрождения и пережив бурный расцвет, тотальное проектирование длительное время не могло перерасти в полноценную практику. Проекты носили нерегулярный характер вплоть до 20 века, до момента вычленения дизайна.
С началом промышленной революции утопизм получил реальные возможности привнести в жизнь более рационально-совершенные предметы, а также впервые объекты проектирования получили столь широкое распространение среди масс, тем самым, объединив и унифицировав желания и стремления людей. Это стало первым действительно значимым шагом по внедрению утопий в жизнь. Однако одной технологической стороны оказалось объективно недостаточно для воплощения утопий на практике, иначе история тотального дизайна брала бы свое начало от времени перехода к индустриальной эре. Для полноценной практики тотального дизайна требовалось равномерное развитие нескольких составляющих: технологической, социальной, материальной, научной, культурной (духовной). В конечном итоге, успешно реализованный и функционирующий продукт тотального дизайна, как мощная преобразующая сила, будет способен сам формировать и направлять жизнь человека и социума.
Тотальный дизайн, как и тотальное проектирование, лишь попытка воплотить на практике абстрактно-совершенную теоретическую модель. Утопическое сознание активизируется в переломные и трудные моменты истории, а также зависит от уровня развития науки и техники. Со временем многие из утопий становятся реальностью. Можно вспомнить известный афоризм О. Уальда «Прогресс есть претворение Утопий в жизнь». В сложившихся условиях дизайн стал активным участником событий, универсальным инструментом, реакцией на окружающую действительность, попыткой изменить ситуацию. Подтверждением тому служат слова о том, что дизайн «вступил в прямые контакты с архитектурой, прикладными и изобразительными искусствами, подчас претендуя на монополию рационального конструирования всей среды человеческого обитания, «второй природы». [3, с. 3]
В. Шевченко в работе «Пересоздание мира» прослеживает трансформацию идей пересоздания мира от мифологемы золотого века, через античное восприятие несовершенств природы в качестве «ошибок». Далее от обновления природы через христианство в средние века до представлений о человеке, как генеральном конструкторе мироздания со времен Ренессанса. Автор замыкает данное движение техносферой, стимулирующей непомерное наращивание человечеством силы. В. Шевченко отмечает следующее: «В техническом свете разума, восходящем над Землей, вся реальность предстанет «сконструированной». [5]
Таким образом, на определенном витке развития прогресса, тотальный дизайн выделился, как мощный инструмент преобразовательской деятельности, позволяющий наиболее полно охватить проблемы конструирования и управления утопическим Раем. В. Глазычев отмечает: «Представляется, что в длительной своей предыстории социальное проектирование является одной из функций управления…», подразумевая огромные возможности, которые предоставляет данная система, как способ жизнеорганизации и управления человеческим сознанием и действиями. [2, с. 117] Нужно отметить тотальный масштаб предлагаемых изменений. Тотальное проектирование в виде архитектурных проектов продолжило формировать среду. В свою очередь, дизайн-проекты объектов, как новое явление, нацелились на формирование предметов, уже подразумевая тотальную среду. Поэтому изначально такие объекты могут показаться выдернутыми из контекста современности, так как отличаются четким идеологическим отпечатком тотального замысла.
В 20-гг 20 века разворачивается активная практика тотального проектирования «в отдельно взятой стране». По всему миру прокатывается волна мечтаний, основанная на возможностях преобразовательной силы гуманизма. Рассуждая о коренном изменении в сознании людей, А. Раппапорт отмечает: «Пассеизм и археологизм сменился футуризмом, историософия перерастала в футурологию, критика устремилась к жизнестроительству». [4] Характерной чертой стало отрицание прошлого. Рассматривая новый этап истории как качественный скачек, отрицающий плавный, перетекающий характер истории, А. Раппапорт делает выводы о том, что «ХХ век оказался во власти мифа о будущем, затмевающим миф прошлого», поясняя данное утверждение тем, что в традиционной мифологии было принято считать прошлое золотым веком, а ХХ век, напротив, «объявил золотым веком именно будущее, а прошлое - царством мертвых». [4] Отсюда жажда переустройств общества и Земли. Порывая с прошлым, тотальный дизайн начинает активно формировать настоящее и будущее. Это время характеризуется стремительным ростом городов, усложнением его структуры и взаимосвязей, психологического и физического комфорта. Дизайну свойственно давать временные решения, которые просуществуют до тех по, пока их не сметут новые, свежие идеи. Тотальный дизайн не исключение, но для него характерна попытка создать более долговечное, более совершенное творение, идеальное с любой точки зрения.
Дизайн не стремился отразить и закрепить существующие социально-культурные связи посредством формирования предметно-пространственной среды, но, наоборот, пытался их формировать с помощью проекта. «Мы прекрасно чувствуем, что архитектурные требования можно и нужно предъявлять не только к зданиям, но и к любой вещи, любому человеку и его лицу. В настоящее время строятся не только заводы, но и новая культура и новый человек». [1, с. 130] Тотальное проектирование охватило не только архитектуру, как это было ранее, но и широко распространились на весь предметный мир - мебель, одежду, бытовое оборудование, книжную графику, сценографию и другие области.
40-50 гг. характеризуются закономерным ослаблением проектного утопизма. Этот сложный период послевоенной реабилитации характеризуется сворачиванием масштабных тотальных проектов. С другой стороны громче зазвучали призывы к необходимости перемен, возрождению жизни. В 60 гг. в США, Европе и СССР происходит значительная смена мировоззрения, а также серьезные социальные изменения. Начинается открытое противостояние двух мировых систем. Звучат лозунги «быстрее» и «экономичнее». Был впервые совершен полет на Луну, создано ядерное оружие, реактивные комплексы. С осознанием могущества человечества открывались новые перспективы. Весь предметный мир должен был соответствовать новому "космическому" миру. Тотальные проекты обрели планетарный масштаб. Транспортные средства, бытовая техника, посуда стали принимать очертания ракет, а люди мысленно примеряли на себя униформу космических путешественников.
Это время характеризуется широкими социологическими исследованиями и теоретической разработкой социального проектирования, подведением научной базы под многочисленные попытки отдельно взятых дизайнеров и дизайн-бюро заглянуть в будущее. Тотальный дизайн стал объективной реальностью. Одна группа исследователей склонялась к его невозможности и утопичности главных целей тотального дизайна, другие же напротив, опираясь на утопию, творили настоящее и создавали прогностические проекты будущего. Опираясь на опыт многолетней работы и исследований, появились микрорайоны и города, выстроенные в соответствии с новыми задачами. Итогом комплексного подхода и социально ориентированного дизайна стали сборные конструкции зданий, модульное наполнение интерьеров, универсальная, трансформирующаяся мебель, лаконичная посуда, простой и неприхотливый быт. Унификация жилой площади позволила сократить вариабельность предметного наполнения интерьеров и предложить универсальные модели быта.
Теоретики и практики дизайна убедительно и последовательно доказали невозможность успешного воплощения тотальных проектов и предсказывали скорую гибель тотального дизайна. Действительно, в 70-80 гг. тотальный дизайн переживал эпоху забвения, связанную с последствиями острой критики, а также множеством неудачных попыток реализации на практике некоторых утопических проектов.
Многие исследователи предрекали окончательную гибель утопии к концу 20 века. Бесспорно, традиционная утопия ушла в прошлое. Любая идея переживает свое рождение, взлет и забвение. Но с другой стороны, на ее месте родилась новая - виртуальная утопия. На данный момент, это самая могущественная, неосознаваемая общественностью, контролируемая, утопия. Осуществляется единый план по захвату и управлению миром посредством погружения человечества в мир нереальный и воздействие на сознание уже посредством вымышленных ориентиров и приоритетов. Человечество, пережив утопии социального коммунизма СССР, режима Третьего рейха, тотальной американизации, погрузилось в следующую эпоху виртуальной реальности и утопического сознания.
Идеальные города строят уже не для людей, вещи создаются не для удобства. Тотальный дизайн в итоге превратился в глобальный. Он распространился повсеместно, зашел в каждый дом, но утратил свой гуманистический посыл. Нужно отметить одномерность глобального дизайна. Это диктатура, сужающая возможность культурного выбора. То, что сулило большие возможности и их решения на пользу всего человечества, принесло много проблем и разочарований. Осуществляется тотальный проект под названием «Земля», превращение всего населения Земли в жителей проектной модели. Практика «тотального дизайна» превратилась в практику «тотального» контроля «тотальным» дизайном. Человечество получило в свой ассортимент самые невероятные открытия в самых различных областях науки, что могло бы позволить осуществлять самые небывалые по масштабам и задумкам проекты. В итоге старые идеалистические проекты перекраиваются на новую манеру, и под теми же лозунгами тотальный дизайн идет уже в противоположном направлении.
Сегодня время очередного возрождения тотального дизайна, его перерождения. Множество проектов создается, некоторые реализуются, другие рассматриваются уже в контексте будущих возможностей. Для обеспечения успешного функционирования идеалов тотального дизайна, следует остановиться и трезво оценить ситуацию, попытаться возродить утраченные, пока что не навсегда, знания и цели. Тотальный дизайн, в своем изначальном состоянии, несет в себе ядро положительного заряда, по отношению к будущим поколениям, которые смогут оценить и вернуть, утраченную к началу 21 веке социальную функцию дизайна. Без мечты о преобразовании, совершенствовании реальности, технологии, под давлением рынка, так и останутся только средством стимулирования спроса и игры с потребителем, а возможности и достижения техники останутся самоценным продуктом, в то время как могли бы активно способствовать дальнейшему развитию человечества.
Безусловно, за этим мощным подъемом тотального проектирования придет разочарование и неверие в его возможность и необходимость. Но, тем не менее, тотальный дизайн, подобно птице Феникс, каждый раз возрождается из пепла и сеет новые зерна разумного и вечного уже в новую почву. Так же как невозможно заставить человека перестать мечтать о лучшем будущем, так же невозможно даже самыми убедительными доводами прекратить развитие тотального проектирования.
Литература:
1. Верещагин И. Об архитектурной достоевщине и прочем // Современная архитектура. 1928. № 4.
- Глазычев В.Л. Язык и метод социального проектирования // Социальное проектирование в сфере культуры: методол. пробл. М.: НИИ Культуры, 1986. – С. 115-129
- Дизайн: очерки теории системного проектирования / Н.П. Валькова, Ю.А. Грабовенко, Е.Н. Лазарев, В.Н. Михайленко. Л.: ЛГУ, 1983. 183 с.
- Раппапорт А.Г. Заметки о природе и сущности архитектуры.
- URL: http://archi.ru/lib/publication.html?id=1850569400&fl=5&sl=1 (дата обращения 11.05.10)
6. Шевченко В. Пересоздание мира // Кентавр. 2003. № 32
- URL: http://www.metodolog.ru/00196/00196.html (дата обращения 21.04.10)