Подготовка будущих специалистов музыкантов к профессиональной деятельности педагога должна осуществляться в соответствии с современными социально-культурными и педагогическими требованиями, которые заключаются в воспитании общей культуры специалиста как синтеза знаний, мышления, чувств и деятельности. Ядром является духовность – высокий уровень интеллектуальных, нравственных и гуманистических свойств и потребностей личности.
Однако, как показывает анализ воспитательной деятельности выпускников музыкально-педагогических факультетов, в настоящее время уровень необходимых требований не достигнут, имеется ряд недостатков:
1. В содержание воспитательной работы со студентами и их подготовки к роли воспитателей не включаются новые формы и технологии педагогического и воспитывающего обучения, не создаются возможности систематического «воспитательного тренинга» студентов с учащимися разных возрастных групп.
2. Подготовка студентов музыкально-педагогических факультетов к воспитательной работе находится на значительно более низком уровне, чем подготовка к применению специальных и дидактических умений.
3. Не учитываются и, следовательно, не применяются, не разрабатываются применительно к местным условиям ведущие воспитательные тенденции мировой педагогики – теория ценностного отношения, вхождение в культуру, принципы гуманизма, саморазвития, толерантности, пожизненного воспитания.
4. Формирование у студентов навыков воспитательной работы зачастую ориентируется на такие устаревшие подходы к нравственному воспитанию, как формирование суммы качеств учащихся, упускается сущность понятия «духовно-нравственное воспитание» как более широкого явления, охватывающего реализацию личностного потенциала и творческого начала, становление мировоззренческой и гражданской позиции, овладение способами культурной деятельности и т.д.
5. Вопрос подготовки студентов музыкально-педагогического факультета к воспитанию учащихся педагогических колледжей является неразработанным в теории и практике педагогического образования. В большинстве случаев осуществляется механический перенос программ воспитания.
В настоящее время процесс воспитания сталкивается с массой сложностей социально-экономического, нравственного и духовно-нравственного порядка: многие моральные и гражданские ценности, пропагандируемые в средней и высшей школе, не востребуются обществом. Смена педагогических установок, перевод всех общественных структур в русло рыночной экономики вместе с не сформированными твёрдыми духовно-нравственными ориентирами вносят смятение в умы и души значительной части молодёжи, побуждая её считать качества, считавшиеся раньше отрицательными – алчность, агрессивность, эгоизм – положительными, способствующими жизненному успеху. Сверх динамичное развитие человеческого общества влияет на характер внутрисемейных отношений, разрушает связь между поколениями. Следовательно, возрастает социализирующая роль воспитания, при котором оно рассматривается как общение воспитателя и воспитанника по обмену духовно-нравственными ценностями, направленное на продуктивное (личностное, гражданское и профессиональное) взаимодействие с социумом.
История культуры, образования и просвещения Узбекистана имеет древние богатые воспитательные традиции, многие из которых бережно сохраняются и в настоящее время. Именно благодаря соблюдению воспитательных традиций и национального нравственного этикета в Узбекистане, по сравнению со многими европейскими государствами ближнего и дальнего зарубежья, сохранены принципы уважения, помощи, толерантности и милосердия в отношениях между людьми, в том числе разных поколений, высок статус семьи, материнства, детства; значительна роль микросреды (родственников, друзей, соседей т.д.).
Таким образом, задачи всесторонней специальной, общепедагогической и воспитательной подготовки учителя музыки, новые требования к конкурентоспособности и необходимости адаптации специалиста к изменяющимся условиям профессиональной деятельности позволяет выдвинуть процесс подготовки будущих учителей музыки, как в качестве современного и актуального направления исследования.
Концепция воспитательных методик и практик, возрастание роли педагогических и психологических технологий, направленность образования, организация среды воспитания, оптимизация процессов социализации и индивидуализации, разнообразные аспекты формирования личности, вечная «незавершённость» воспитания трактуется как разнообразный спектр формирования и развития процесса подготовки специалистов.
Пожизненное воспитание явилось ответом на радикальные сдвиги в мировом сообществе последних лет, связанные с изменением структуры производства, интернационализацией общественной жизни, развитием новых технологий, движением к информационно ориентированному миру. В условиях значительных социальных перемен усиливается потребность населения в непрерывном обновлении знаний и умений.
Накопленные сегодня педагогической и психологической наукой данные о структуре личности, её мотивационной сфере позволяют более аргументировано ставить и решать проблему целостного подхода к подготовке специалистов. Сущность такого подхода заключается в выявлении и осуществлении системы педагогических условий, при которых происходит оптимальное развитие студентов-музыкантов.