Быстрое развитие различных форм обучения иностранным языкам, изменение социокультурного аспекта общественной жизни влечёт за собой изменение требований, предъявляемых современным обществом к образованию в целом и языковому образованию в частности.
В последние годы на фоне интеграции современного российского общества в мировые экономические и общественно-политические процессы особую актуальность приобрело изучение иностранных языков. Круг людей, желающих овладеть навыками устного общения на иностранном языке, существенно расширился. Обучение общению на иностранном языке является актуальной задачей, стоящей перед высшей школой, так как контакты людей разных национальностей призваны укреплять взаимопонимание и взаимодействие между представителями разных стран. В этой связи аудирование привлекло и продолжает привлекать большое внимание методистов, лингвистов и психологов.
Данная статья посвящена системе упражнений для обучения аудированию.
Сложность проблемы развития умений аудирования, её многогранность и актуальность подтверждаются большим количеством исследований в области методики обучения данному виду речевой деятельности как у нас в стране, так и за рубежом. Методистами разработан достаточно большой круг вопросов, связанных с обучением этому виду речевой деятельности: изучались условия предъявления устной информации; выявлялись закономерности взаимодействия между аудированием и другими видами речевой деятельности; рассматривались вопросы обучения пониманию иноязычных речевых сообщений в зависимости от источников информации; развитие умений аудирования монологической и диалогической речи; формирование умения понимать на слух иноязычную речь в зависимости от языковых особенностей, стиля и формы изложения; формирование словаря для аудирования; разрабатывались упражнения для обучения аудированию; анализировались формы контроля при обучении данному виду речевой деятельности.
Без восприятия речи невозможно речевое общение, поскольку этот процесс является двусторонним. Недооценка умений восприятия речи может крайне отрицательно сказаться на подготовке учащихся. Однако слушанием пронизан весь процесс обучения, так как оно служит опорой для других видов речевой деятельности. В процессе общения аудирование выступает во взаимосвязи с говорением (мы слушаем, чтобы ответить), чтением (вид чтения определяется на основе услышанной установки) и письмом (мы фиксируем звучащую информацию). Таким образом, качество знаний учащихся во многом зависит от восприятия речи.
Всякая работа с магнитофоном начинается по сути дела со слушания. Поэтому упражнение в слушании-понимании имеет место каждый раз при воспроизведении той или иной звукозаписи. Однако некоторые упражнения, особенно те, которые выполняются в первоначальный период обучения, должны быть специализированными, предназначенными только для обучения слушанию иноязычной речи.
При обучении слушанию может быть использован материал учебника: предречевые и речевые упражнения, содержащиеся в стабильных учебниках, а также любой другой вспомогательный материал. Обучение слушанию-пониманию иностранной речи должно проводиться не от случая к случаю, а систематически на каждом уроке по заранее разработанному плану.
В обучении слушанию иноязычной механической речи следует идти от простого прослушивания к усложнённому, когда учащиеся получают специальное задание – передать услышанное, составить вопросы к воспроизведённому фономатериалу, записать или перефразировать услышанное и т. п.
Под системой упражнений понимается организация взаимосвязанных действий, расположенных в порядке нарастания языковых операционных трудностей, с учётом последовательности становления речевых умений и навыков в различных видах речевой деятельности.
Последовательность формирования умений и навыков восприятия речи на слух реализуется иерархическим построением упражнений, которые расчленяются на две подсистемы – подготовительные (языковые) и речевые, на распадающиеся, в свою очередь, группы – (упражнения для снятия лингвистических трудностей аудирования, упражнения для устранения психологических сложностей аудирования), включая типы и виды упражнений.
Составными компонентами системы упражнений являются группы, типы, виды упражнений и их расположение, соответствующее последовательности формирования навыков и умений, количество упражнений, форма и место их выполнения. Из этих компонентов постоянной остаётся лишь аргументированная последовательность расположения упражнений, прочие составляющие изменяются в зависимости от характера аудиотекстов, языковой подготовки учащихся, сложности коммуникативных задач и других факторов.
При построении системы упражнений для аудирования следует учитывать следующее: 1) взаимодействие аудирования и говорения как двух форм устного общения; 2) взаимодействие подготовительных и речевых упражнений, их дозировка и последовательность выполнения зависят от языковой подготовки учащихся и их речевого опыта, в частности, в области восприятия на слух; 3) постепенное увеличение трудностей, что позволит гарантировать посильность выполнения упражнений на разных этапах обучения.
В отечественной методике чаще всего различают две подсистемы упражнений: тренировочную / подготовительную и речевую / коммуникативную.
Цель подготовительных упражнений заключается в том, чтобы предварительно (до слушания текста) снять трудности лингвистического или психологического характера, что позволит аудитору сосредоточить своё внимание на восприятии содержания.
Подсистема тренировочных/подготовительных упражнений является крайне важным звеном общей системы упражнений, хотя это ещё не речевая деятельность, а создание основы и средств для её осуществления.
Учитывая факторы, влияющие на восприятие речевых сообщений, в подготовительных упражнения можно выделить две группы: 1) упражнения, направленные на снятие трудностей лингвистического характера и 2) упражнения, направленные на преодоление трудностей психологического характера.
В результате выполнения упражнений первой группы формируются следующие умения:
1. вычленение из речевых сообщений незнакомых явлений, их дифференциация и понимание;
2. соотнесение звуковых образцов с семантикой;
3. определение значения слов (с помощью словообразовательной догадки);
4. определение контекстного значения различных лексических единиц и грамматических конструкций;
5. распознавание и осмысление синонимических и антонимических явлений и другие.
Вторая группа подготовительных упражнений способствует развитию:
1. прогностических умений;
2. объёма кратковременной и словесно-логической памяти;
3. механизма эквивалентных замен;
4. речевого слуха;
5. умений свёртывать (редуцировать) внутреннюю речь и другие.
В целом к этой подсистеме упражнений предъявляются следующие требования:
1. сочетание элементарных операций со сложными умственными действиями, развивающими творческие возможности учащихся и позволяющими им уже на данном этапе сочетать мнемическую деятельность с логико-смысловой;
2. строгое управление процессом подготовки к аудированию за счёт создания опор и ориентиров восприятия, частичного снятия «незапрограммированных» трудностей, двукратности предъявления и т. д.
3. постепенность увеличения языковых сложностей;
4. концентрация внимания на одной сложности или на группе аналогичных сложностей;
5. сочетание в упражнениях известного и неизвестного материала;
6. направленность внимания на форму и содержание.
Подготовительные упражнения
I. Упражнения для обучения речевому слуху.
1) прослушайте и повторите несколько пар слов; 2) прослушайте слова, найдите каждое из них в графическом ключе, состоящем из трёх слов; 3) определите на слух рифмующиеся слова, отметьте их цифрами; 4) прослушайте пары предложений, поставьте в графическом ключе (на карточке) «+», если предложения одинаковые, и « - », если они разные; 5) прочтите вслух текст с речевыми пометами и другие.
II. Упражнения, для обучения вероятностному прогнозированию.
1) прослушайте ряд прилагательных (глаголов), назовите существительные, которые с ними чаще всего употребляются; 2) переведите на слух слова, образованные из известных вам элементов; 3) прослушайте ряд речевых штампов, назовите ситуации, в которых они могут употребляться; 4) прослушайте текст, заполните затем пропуски в графическом варианте того же текста и т. д.
III. Упражнения на развитие кратковременной и словесно-логической памяти.
1) прослушайте ряд изолированных слов, запомните и воспроизведите из них те, которые относятся к одной теме; 2) прослушайте две-три короткие фразы, соедините их в одно предложение; 3) прослушайте и повторите за диктором (преподавателем) фразы, размер которых превышает объём кратковременной памяти 7±2, т. е. состоит из десяти и более слов; 4) прослушайте фразу, добавьте к ней ещё одну, связанную по смыслу и др.
IV. Упражнения в распознавании на слух реалий и аббревиатур:
1) прослушайте фразы, содержащие реалии; переведите их (запишите реалии в процессе восприятия); 2) прослушайте текст, содержащий реалии; сгруппируйте понятые вами реалии (имена собственные, географические названия, названия учреждений и т. д.), проверьте себя по графическому ключу; 3) прослушайте фразы, содержащие географические названия, сходные по звучанию.
V. Упражнения в развитии словообразовательной и контекстуальной догадки:
1) прослушайте ряд глаголов, образуйте от них существительные с суффиксом – er; 2) прослушайте сложные и производные слова, образованные из известных вам словообразовательных аффиксов (или слов); 3) определите значение интернациональных слов по контексту и их звуковой форме; 4) определите значение незнакомых слов с помощью дефиниций (описания) на иностранном языке; 5) просмотрите ключевые слова и назовите тему, которой посвящён аудиотекст, затем прослушайте текст и проверьте правильность своего ответа.
Речевые упражнения способствуют выработке умений воспринимать речевые сообщения в условиях, приближающихся к естественному речевому общению. Они обучают: а) определять наиболее информативные части сообщения; б) устранять пробелы в понимании за счёт прогнозирования на уровне текста; в) соотносить текст с ситуацией общения; г) членить аудиотекст на смысловые куски и определять основную мысль в каждом из них; д) письменно фиксировать основную часть информации; е) объединять разрозненные куски в целый текст; ё) использовать ориентиры восприятия (паузы, ударение, интонацию, риторические вопросы, повторы, клише и др.) для создания установки на выполнение определённой деятельности с речевым сообщением; ж) приспосабливаться к индивидуальным особенностям говорящего и к различной скорости предъявления (в темпе от ниже среднего до выше среднего темпа); з) соотносить паралингвистические явления с ситуацией общения; и) понимать элементы субъективной информации, выраженной эмоционально-оценочными словами и предложениями; к) удерживать в памяти фактический материал аудиотекста (цифровые данные, хронологические даты, имена собственные, географические названия и т. д.); л) совмещать в процессе восприятия мнемическую и логико-смысловую деятельность (фиксацию опорных слов, составление плана, тезисов и др.); м) различать воздействующую / прагматическую функцию речевых сообщений.
Речевые упражнения должны проводиться на текстах, обладающих значительным потенциалом в плане решения коммуникативных и познавательных задач. При их восприятии языковая форма должна осознаваться на уровне непроизвольного внимания, если речь не идёт о самом совершенном, критическом уровне понимания.
Речевые упражнения
Упражнения для развития умений смысловой переработки и фиксации воспринятой информации делятся на следующие подгруппы:
I. Упражнения для частично управляемого обучения аудированию:
1) ознакомьтесь с картиной / серией рисунков, прослушайте текст, описывающий данную ситуацию. Выберите в процессе слушания одно из предложений для названия картины / серии рисунков;
2) прослушайте текст, опираясь на ключевые слова / план. Распределите слова / пункты плана в последовательности, отражающей содержание текста;
3) прослушайте текст, познакомьтесь затем с 2 – 3 заголовками. Выберите наиболее подходящий, прокомментируйте его, дополните подзаголовками;
4) прослушайте сообщение, определите тип текста (например, диалог, описание, интервью и т. д.) и основную тему;
5) ответьте на вопросы, знакомящие с большим контекстом;
6) прослушайте текст и заполните таблицу, касающуюся сходства и различия в культуре двух стран;
7) прослушайте текст, опираясь на серию рисунков, прослушайте диалог / описание, согласуя его с заключительным рисунком;
8) прослушайте начало диалога, расширьте и дополните заключительную реплику одного из партнёров;
9) прослушайте часть диалога, продолжите его в парной работе с одним из учащихся;
10) прослушайте монологический текст-описание, дайте развёрнутые ответы на вопросы, имеющиеся в ключе / написанные на доске и т. п.
II. Упражнения для неуправляемого обучения аудированию:
1) прослушайте текст в фонозаписи, разделите его на смысловые части и озаглавьте их /составьте план;
2) прослушайте фрагмент кинофильма / радиоигры, проиграйте эту сценку;
3) прослушайте фрагмент диалогической речи, перескажите содержание разговора в форме монолога;
4) прослушайте текст, охарактеризуйте ситуацию общения;
5) прослушайте сообщение учащихся по заранее заданной теме, прокомментируйте высказывания, дополните их новыми сведениями;
6) прослушайте описание ситуации / совершаемого поступка. Изобразите воспринятое в схеме/на рисунке и др.
III. Упражнения для развития умений смысловой переработки и фиксации воспринятой на слух информации:
1) прослушайте текст, составьте аннотацию, тезисы;
2) прослушайте текст, постарайтесь запомнить весь фактический, в том числе цифровой, материал. Сгруппируйте его по степени важности, дайте обоснование своего решения;
3) сопоставьте прослушанный аудиотекст с графическим текстом, посвящённым аналогичной теме. Сравните содержание по сходству / различию, дайте аргументированную оценку;
4) оцените прослушанный текст с точки зрения того, что было интересно / неинтересно, ново / не ново;
5) укажите, где можно использовать данные, содержащиеся в прослушанном тексте;
6) прослушайте текст, обсудите ряд проблемных вопросов по затронутой теме;
7) прослушайте текст, составьте рецензию на него, используя следующий план: тема сообщения, действующие лица, краткое содержание, основная идея, оценка прослушанного и др.
Соотношение между подготовительными и речевыми упражнениями определяется этапом обучения и характером формируемых навыков и умений. Если в начале обучения языку это соотношение в пользу подготовительных упражнений (2:1), то уже к концу второго года занятий речевые упражнения преобладают (2:1). В целом речевые упражнения, воспроизводя ситуации общения, должны занимать главное место среди упражнений на аудирование.
По мере формирования речевых умений в качестве источника для аудирования начинает привлекаться неадаптированная речь различной стилевой окраски, по своим параметрам приближающаяся к естественной речи носителей языка.
При выполнении упражнений предусматривается формирование следующих навыков и умений аудирования.
Навыки: 1) узнавание речевого сигнала; 2) различение речевого сигнала; 3) различение вопросительного, повествовательного, восклицательного предложения с помощью интонации; 4) определение количества слов в предложении; 5) определение количества «смысловых вех» в аудиотексте; 6) определение смыслового и грамматического значения слова по его формальным признакам.
Умения: 1) удержание в оперативной памяти прослушанной информации; 2) выделение главной мысли предложения, сферхфразового единства; 3) разделение текста на смысловые части; 4) понимание смысла текста в целом (Щукин А. Н. Методика использования аудиовизуальных средств» М., 1981).
В заключение выделим основные виды упражнений, которые помогают при обучении учащихся аудированию. Упражнения делятся на подготовительные и речевые. Речевые упражнения включают в себя упражнения для частично управляемого обучения аудированию, упражнения для неуправляемого обучения аудированию, упражнения для развития умений смысловой переработки и фиксации воспринятой на слух информации.