Информатизация системы образования, активное внедрение инновационных образовательных технологий, основанных на широком применении программных средств, вариативных способов создания образовательных ресурсов и обработки данных требует дополнения и частичного пересмотра системы подготовки будущего учителя и повышения квалификации действующих учителей.
В современных условиях ведущим в образовании должно стать не знание, а понимание, современное знание действительно сталкивается с избытком информации. Необходимо умение ориентироваться в этом информационном потоке, отбирать необходимое. Учитель находится в условиях открытого образовательного пространства, являясь его частью и одновременно обладая множеством ресурсов по его развитию, конкретизации. Таким образом, понимание и осознание себя как субъекта информационного пространства создаёт основу для активной личностной позиции учителя в условиях модернизации российского образования. Ценность знаний и умения оперировать ими, применять в нестандартных ситуациях учитывается в системе формирования и развития педагога-профессионала.
Современный учитель биологии работает в условиях постоянно нарастающего объема информации о природных процессах и явлениях, характеризующих как отдельные объекты, так и биосферу в целом. Особенность заключается в увеличении не только количества этой информации, но и форм ее представления. Все чаще учителю приходится работать в электронных библиотеках, подбирать цифровые фотографии, видеоматериалы, находить ресурсы в сети Интернет и т.п. Отобранные материалы необходимо обработать и систематизировать в удобную для хранения и применения форму: архивировать, оцифровывать (сканировать), составлять каталоги, записывать на различные электронные носители. Следующая задача – выбрать способ представления материалов для учащихся, коллег, общественности. Все эти манипуляции с информацией – неотъемлемое требование времени, функциональные задачи или компетенции педагогической деятельности, выполнение которых в соответствии с методическими требованиями способствует достижению успеха.
Какие характеристики составляют содержание этого понятия «информационная компетентность», какие личностные качества педагога ему соответствуют?
Информационная компетентность включает:
· компетентность в предмете преподавания;
· компетентность в методах преподавания;
· компетентность в субъективных условиях деятельности (знание учеников и учебных коллективов);
· умение вести самостоятельный поиск информации [3].
Информационная компетентность пронизывает все аспекты педагогической деятельности, определяя «способность решать профессиональные проблемы и типичные задачи, возникающие в процессе обучения и воспитания».
Специфика методики обучения биологии, а следовательно, особенности деятельности учителя биологии требуют конкретизации общепедагогических представлений, сложившихся в научной литературе по вопросу компетентностного подхода.
Под информационной компетентностью учителя биологии будем понимать новообразование (качество) личности, проявляющееся в способности организации, осуществлении и управлении учебно-воспитательным процессом по биологии, профессиональном самообразовании на основе знаний и умений в области способов работы с информацией и выполнения информационных процедур.
Представим структуру информационной компетентности (ИК) учителя биологии в виде схемы:
Схема 1
Группа технологических компонентов включает осуществление когнитивных действий по следующим направлениям: определение, поиск, обработка, структурирование и систематизация, хранение, интерпретация, представление, передача информации с помощью традиционных и новых информационных технологий.
Группа общепрофессиональных компонентов включает умения, связанные с выполнением различных видов информационной деятельности, направленных на
- самообразование;
- повышение профессиональной квалификации;
- организацию учебно-воспитательного процесса в целом;
- представление информационных потоков с использованием ПК и получение обратной информации;
- построение педагогической деятельности с помощью новых технологий согласно дидактическим требованиям.
Группа специальных (частно-методических) компонентов включает умения, связанные с использованием новых информационных технологий в
- обучении биологии;
- модернизации учебных курсов в условиях профильного обучения;
- организации внеурочной и внеклассной деятельности по биологии;
- разработке и внедрении творческих учебных проектов, факультативных занятий, систематизации данных о нормативно-правовой стороне деятельности учителя биологии;
- для сбора и обработки данных полевых и лабораторных исследований и т.д.
Каковы условия формирования информационной компетентности учителя биологии?
Существенной характеристикой информационной компетентности, независимо от профессии, должны стать научные знания и умения, а также личностная заинтересованность, т.е. наличие у индивида внутренней мотивации к осуществлению информационной деятельности и ценностного отношения к ней.
Фрагментарное применение на уроках отдельных элементов информационных технологий не может свидетельствовать о сформированной компетентности учителя.
Можно выделить несколько основных проблем и наметить пути их решения:
1) Низкий уровень компьютерной грамотности учителя биологии, препятствующий применению новых информационных технологий для подготовки к уроку, презентации собственного опыта. Решение – посещение курсов повышения квалификации, направленных на овладение компьютером как средством обработки информации.
2) Недостаточное владение научными знаниями и умениями в области применения современных информационно-коммуникационных технологий в образовании в целом и на уроках биологии, в частности.
Распространено ложное представление о достаточности применения элементов ИКТ: презентаций, фильмов, анимации. Отсутствие системности приводит к нежелательным последствиям: вместо повышения мотивации учащихся наблюдается рассеянность и растерянность перед новой формой представления информации, особенно часто это бывает на открытых уроках, которым не предшествовала работа на основе ИКТ; неграмотно составленные мультимедийные презентации затрудняют работу учителя вместо того, чтобы экономить время, а избыток анимации в тексте приводит к преждевременному утомлению учащихся, повышению нагрузки на зрительный анализатор. Следует четко знать санитарные нормы, ограничивающие время работы учащихся с источниками ионизирующего излучения, и результаты психолого-педагогических исследований, раскрывающих аспекты эффективности применения ИКТ на уроках.
При подготовке урока с использованием ИКТ учителю биологии следует ответить себе на следующие вопросы:
· с какой целью планируется применение цифровых образовательных ресурсов?
· какие именно цифровые образовательные ресурсы наиболее полно соответствуют поставленной цели?
· можно ли заменить выбранные цифровые ресурсы традиционными средствами? Если такая возможность есть, то с чем учителю проще организовать работу? И так ли уж необходима замена?
Следует помнить, что применять цифровые или компьютерные средства обучения биологии следует в том случае, когда с их помощью можно повысить эффективность процесса обучения по сравнению с традиционными средствами или выполнить задачи, реализация которых невозможна в случае применения традиционных средств. В противном случае – это бессмысленное, а иногда и вредное усложнение. В подтверждение приведем мнение А.В.Соловова. В статье «Мифы и реалии дистанционного обучения» автор пишет: «Попытки ... использовать традиционные методы обучения на новой технологической основе нередко выглядят как «забивание гвоздей микроскопом» [2]. Весьма емкое и очень наглядное сравнение. Необходимо учитывать, что основной акцент должен быть сделан не на информационное наполнение, а на организацию совместной деятельности обучающихся и педагога.
Логично задать следующий вопрос:
· как организовать работу с выбранными цифровыми и традиционными средствами обучения биологии?
Решение проблемы – самообразование в области применения современных информационно-коммуникационных технологий в обучении биологии: чтение литературы по данному вопросу, знакомство с передовым опытом применения ИКТ на уроках биологии (посещение конференций, тематических семинаров, мастер-классов).
3) Психологический барьер, состоящий и в страхе перед новым, и в нежелании менять устоявшиеся традиции.
Методика обучения биологии, безусловно, консервативна в отношении новшеств. Эта черта, присущая любой науке или научной отрасли, позволяет сохранить весь положительный опыт, накопленный методистами предшествующих поколений. Однако время не стоит на месте, методика развивается, представляет учителю новые возможности. Личностная заинтересованность учителя, наличие устойчивой мотивации к освоению новых форм и методов обучения, умноженное на знания, позволит добиться успеха и занять достойное место в современной системе образования.
Литература:
1. Профессиональный стандарт педагогической деятельности (проект). Под ред. Я.И.Кузьминова, В.Л.Матросова, В.Д.Шадрикова // Вестник образования №7, 2007.
2. Соловов А.В. Мифы и реалии дистанционного обучения // Высшее образование в России, 2000, № 3, с. 121 – 126.
3. Шадриков В.Д.Базовые компетенции педагогической деятельности // Научно-методический журнал «Сибирский учитель» – Новосибирск : НИПКиПРО, 2007, № 6(54).