В условиях радикальных социальных экономических и культурных перемен педагогическая проблема оптимально плодотворного развития творческих способностей учащихся приобретает особое значение как одна из основополагаювдих в современной научной педагогике и практике обшеобразовательного обучения.
Современный период развития общества характеризуется интенсивно возросшим интересом народов к своему историческому и эстетическому наследию. В этой тенденции находят гармоничное слияние общечеловеческое и культурное наследия, плодотворное использование национального художественного опыта, системы эстетических и дидактических критериев развития изобразительных и художественно-творческих способностей учащихся.
Народная педагогика за тысячелетнюю практику накопила немалый и весьма плодотворный творческий потенциал глубокого ознакомления учащихся с исторически сложившимися методами нравственного воспитания и образования при учете региональных особенностей.
Многолетние наблюдения наиболее прогрессивных педагогов показывают, что только те преподаватели, дидактическая система которых базируется на исконно народных средствах, формах и приемах семейного, школьного и традиционно-общественного воспитания, способны добиться оптимальных результатов в развитии творческих способностей учащихся. При этом преподаватель должен умело и плодотворно сочетать теоретический опыт гуманитарного образования и региональный эстетический багаж, присущий каждому учащемуся, умело использовать в развитии изобразительных и творческих способностей, в познании народных промыслов.
Прогрессивные педагогические и воспитательные идеи, методика, а также культурно-эстетический опыт, как региона, так и данного народа позволяют преподавателю найти гармонию сугубо научного и спонтанно-традиционного начал в воспитательном и обучающем процессах. Опыт каждого человека тесно связан с передачей нравственного и художественно-эстетического опыта от старшего поколения к младшему. Начальным этапом, особенно для национальных регионов, является семейное воспитание и в конкретных случаях – обучение. В дальнейшем ребенок поступает в общеобразовательное учебное заведение. На первом этапе и раскрывается потенциал, заложенный в национальных культурных традициях семьи.
Возрождение традиционного авторитета и высокого статуса семейного начала, столь характерного для Республики Узбекистан, имеет в своей основе тщательно оценочное отношение представителей старшего поколения к младшему, творческое переосмысленное и оптимальное использование традиционных и, как показала многовековая историческая практика, весьма плодотворных методов нравственного и эстетического воспитания.
На основе эмпирически выверенного опыта старейшин кристаллизуются оптимальные традиции семейного, нравственного и эстетического воспитания подрастающего поколения, причем со строгим соблюдением гендерных принципов и конкретной региональной специфике. Так, мальчики должны заниматься более "нагрузочными" в физическом отношении ремеслами – землепашеством, выпасом скота, традиционными семейными ремеслами, требующими значительных физических усилий. Девочки, в свою очередь, обладают более тонким восприятием бытовых ценностей. Нельзя не отметить присущие исконно женской психологии такие качества, как восприимчивость, тщательность, аккуратность, гибкость (что сказывается, в частности, в ковроделии, вышивке, гончарном искусстве и др.).
Плодотворное сотрудничество педагогов, учителей-предметников, родителей, представителей старшего поколения и сверстников, совместный поиск оптимальных методов, способов, форм воспитания и обучения в заданных условиях непосредственной деятельности детей, базирование на изначально здоровом общественном мнении, исходных позициях народной педагогики помогут возродить и развить традиции предшествующих поколений. В специфических условиях школьной практики Республики Узбекистан необходимо тщательно учитывать локальные особенности отдельных народных художественных промыслов и декоративно-прикладных ремесел в развитии творческих способностей учащихся.
Уроки трудового обучения должны стать основополагающим фактором развития творческих и, в частности, художественно-изобразительных способностей каждого учащегося на базе оптимального использования обучающего потенциала региональных народных художественных промыслов. Следовательно, преподаватели трудового обучения должны плодотворно привлекать весь потенциал этических и эстетических народных традиций, а также художественных промыслов. Первоочередное значение преподавательской деятельности должно, принадлежать накопленному народом опыту старших поколений, творчески воплощенному как в общеэтическом, так и в конкретно эстетическом проявлениях.
Каждая из намеченных методической программой тем учебного предмета должна быть подтверждена плодотворным использованием прогрессивных традиций исторически выверенной народной педагогики в развитии общего уровня подготовленности учащихся. Именно синтез научного и дидактического воздействий позволит наиболее глубоко и доступно в возрастном, половом и региональном аспектах раскрыть перед учащимися подлинную значимость научного и народного педагогического наследия, нацеленного на плодотворное формирование общественно ценной личности.
Преподавание и изучение народных художественных промыслов необходимо в тесной логическо-познавательной связи с другими дисциплинами цикла предметов изобразительного и декоративно-прикладного искусства. В комплексе знаний и умений, которые должны быть приобретены учащимися, входят знание мотивов народного орнамента, правильное чувство композиции и умелое применение техники и технологии изготовления изделий. Крайне важно наиболее плодотворно использовать исторически сложившийся опыт обучающего потенциала традиционной народной педагогики в развитии художественных и творческих способностей учащихся. В связи с этим считаем целесообразным изучить основы народного педагогического опыта, систематизировать, обобщить и творчески использовать традиционно сложившиеся в определенных исторических и культурных регионах навыки передачи художественных традиций, критериев и методов в соответствии с требованиями современной школьной методики.
Для решения поставленной проблемы и обеспечения использования педагогического потенциала народных художественных промыслов как средства развития творческих способностей по нашему мнению требуется: тщательное изучение основ национальной культуры и эстетических критериев народных художественных промыслов как определенного вида творчества и развития изобразительных художественных способностей учащихся; введение в содержание обучающего процесса таких видов народного искусства, как художественная обработка глины, дерева, металла, кости, ковроткачество, используя их как эффективное средство творческого потенциала школьников; разработка педагогических условий и методов развития творческих возможностей учащихся в освоении обучающего потенциала народных художественных промыслов; создание на этой базе дидактической целенаправленной системы педагогических воздействий, способствующей развитию творческих возможностей в овладении основами народных художественных промыслов.
Наше исследование подтвердило эффективность предложенной дидактической системы развития творческих способностей учащихся в изучении основ народных художественных промыслов как важного направления совершенствования художественно-эстетического образования школьников. Это наглядно проявляется не только в формировании высокого уровня художественных знаний, умений и навыков учащихся, но и в повышении их познавательного интереса к народным художественным промыслам путем анализа особенностей исторически сложившихся видов декоративно-прикладного творчества.