Дети с нарушением зрения. Восприятие окружающего мира | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Хватько, И. Н. Дети с нарушением зрения. Восприятие окружающего мира / И. Н. Хватько, Л. В. Солдатова, О. В. Коростелёва. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2017. — № 46 (180). — С. 321-324. — URL: https://moluch.ru/archive/180/46402/ (дата обращения: 16.11.2024).



За последние годы увеличилось число детей с отклонениями в физическом и психическом развитии. Особое место в детской патологии занимают нарушения зрения, которые могут привести к отклонениям в формировании зрительной системы, слабовидению, остаточному зрению или к полной слепоте. Значительную часть в структуре глазной патологии занимают аномалии рефракции (близорукость, дальнозоркость, астигматизм). Многие дети страдают косоглазием, амблиопией и другими видами нарушения зрения.

Дети с нарушением зрения, как правило, посещают специальные учреждения (дошкольные образовательные учреждения компенсирующего вида, школы-интернаты для слабовидящих и слепых детей), есть они и в массовых ДОУ.В специализированных детских садах с детьми с нарушением зрения работают воспитатели, дефектологи и медицинские работники. Учебно-воспитательная и коррекционная работа проводится воспитателями под руководством тифлопедагога и по рекомендации врача- офтальмолога в соответствии с особенностями общего развития и зрительного восприятия детей. Коррекционное направление имеют все занятия и все виды деятельности. Одним из основных коррекционных направлений является развитие зрительного восприятия.

Начинать эту работу следует с того, чтобы для каждого ребенка с недостатками зрения определить место на занятиях. При светобоязни ребенка нужно посадить так, чтобы не было прямого, раздражающего попадания света в глаза. Дети с низкой остротой зрения занимают первые места. При сходящемся косоглазии ребенку следует найти место в центре. При разной остроте зрения обоих глаз (т. е. при разных зрительных возможностях) ребенка сажают лучше видящим глазом ближе к центру, к воспитателю, который находится у доски или стенда справа, обязательно лицом к детям.

Во время занятий рекомендуется использовать специальную наглядность определенных размеров: более крупную для фронтальных демонстраций и строго дифференцированную индивидуальную, соответствующую показателям основных зрительных функций ребенка (острота зрения, поле зрения) и зрительной патологии (близорукость, амблиопия и т. д.) Показывая дидактический материал, наглядные средства, педагог должен учитывать не только его размеры и цвет, но и контрастность фона, на котором он находится. Для выполнения зрительной работы вблизи, плоскость рабочей поверхности должна быть вертикальной или горизонтальной в зависимости от вида косоглазия (при расходящемся косоглазии- горизонтальная, а при сходящемся- вертикальная) и от нозологической формы глазной патологии (при близорукости, глаукоме — вертикальная, при дальнозоркости — горизонтальная). Именно поэтому воспитатель для зрительной работы отдельных детей должен постоянно использовать подставку, фланелеграф, мольберт и т. п.

У детей со зрительными нарушениями темп ведения занятий должен быть снижен по сравнению с нормально видящими: таким детям требуется больше времени для первичного и повторного рассматривания предъявляемого материала.

Обязательной частью любого занятия с детьми с недостатками зрения является проведение физкультминуток или минуток отдыха, во время которых необходимо проводить специальную гимнастику для глаз (дети часто моргают веками, не поворачивая головы, смотрят вправо, влево, вниз, вверх). Физкультминутки рекомендуется проводить в игровой форме и с музыкальным сопровождением. При их проведении воспитатель должен предусматривать ограничение некоторых видов двигательных упражнений: отдельным детям противопоказаны прыжки. наклоны головы и туловища и т. д.

Большинство детей с нарушениями зрения идут учиться в массовые школы: их зрительные возможности позволяют это. К сожалению каждый третий выпускник школы имеет снижение зрения, начало которому заложено еще в дошкольном возрасте. Поэтому воспитателю необходимо владеть научными знаниями о гигиене, охране, коррекции отклонений органов зрения. Он должен:

1) грамотно использовать в учебно-воспитательной работе сведения, которые имеются в медицинских документах ребенка;

2) знать физиологические и возрастные особенности его развития;

3) уметь видеть отдельные признаки(симптомы)отклонений зрительного восприятия;

Все эти знания и умения позволят воспитателю проводить коррекционно-педагогическую работу на достаточно высоком профессиональном уровне.

Ознакомление детей снарушением зрения сокружающим миром.

С первых дней жизни начинается знакомство ребенка с окружающим миром. Дети в той или иной форме соприкасаются с предметами и явлениями природы. У детей дошкольного возраста процесс восприятия окружающего мира начинает целенаправленно формироваться только при участии взрослого. Развитие представления об окружающем мире, во многом зависит от того на сколько правильно работают органы чувств. У детей с нарушением зрения искажается восприятие объекта, затрудняется создание целостного образа. Дети с глазной патологии плохо видят в связи с этим важно научить их, правильно зрительно выделять конкретные признаки и свойства предметов, их величину, форму, цвет и пространственное расположение. Вся работа по ознакомлению детей с окружающим миром базируется на формирование анализирующего наблюдения, обучению способом анализа, обобщению, сравнению, классификации, группировки, формированию умений на основе продуктивных видов деятельности и развитию связанной монологической речи. Основными методами и средствами являются наблюдение, обследование, дидактические игры, упражнения с натуральными объектами, экскурсии, просмотр диафильмов, презентаций, рассматривание различных видов наглядности (картинки, муляжи, игрушки) слушание грамзаписей.

План работы по ознакомлению сокружающим миром:

Знакомство с предметным, природным окружением с объектом или явлением начинается с наблюдения (обследование с подключением сохранённых анализаторов). Например, как сформировать представление детей о птицах. С начало наблюдаем за птицами на участке детского сада, обращаем внимание: на поведение птиц, внешний вид, как летают, передвигаются, клюют корм. На коррекционных занятиях используем игрушки с характерными признаками. После обследования дети с ними играют, придумывают сказки, рассказы, загадки. Подбираются картинки крупные с яркими изображениями на контрастном фоне.

Овладение родовым понятием- когда мы ведем работу по определённой теме, например (растения или животные) предлагаем что, дети должны узнать опознавательные признаки растений, животных. Это необходимо для того, чтобы на конкретно чувственной основе группировать изучаемые объекты в родовые категории. Самое главное накопить как можно больше представления и родовых понятий.

Практическая группировка. На этом этапе необходимо показать детям сам факт объединения однородных предметов в группы, сам процесс в их группировки, связанные с употреблением обобщённого названия, дать детям образец действия по созданию группы. Большие возможности в этом отношении содержит в себе различные дидактические игры. Например: «Чудесный мешочек», куда подбираются различные группы однородных предметов.

Классификация. Обучение детей классификацией как познавательному действию предполагает последовательное формирование у них, умение совершать операции, отнесение, обобщение и обозначение. Ребенок анализирует единичный предмет и выделяет в нем свойства, по которому он может быть отнесен в группу однородных с ним предметов. На этом этапе можно предложить детям игровое упражнение «Расставь вещи на полке», «Распредели картинки», «Что к чему подходит». Здесь ребенок объединяет предметы в одну группу ориентируясь на их принадлежность той или иной группе.

Применение новых знаний. Здесь можно предложить игру «Что изменилось». Эта игра предъявляет значительные требования к умственной деятельности детей: она развивает у них умение быстро сравнивать предметы друг с другом, устанавливает сходства и различия между ними, выделять общий признак предметов и производить обобщение осуществлять отнесение единичного к общему. В этой игре дети упражняются в классификации не только как в практической, но, как и в умственном действии.

Практическая деятельность. Этот этап не имеет особого значения по работе с детьми с нарушением зрения именно благодаря практической деятельности у ребенка формируется представление об окружающем. В продуктивной деятельности ребенок детально представляет конкретные предмет

Составление рассказа описания. Одна из основных задач спецучреждения для детей с нарушением зрения — обучение связанной речи, т. е. умению четко, последовательно излагать свои мысли. Факторами, облегчающими процесс становления связанной речи, является наглядность, которая помогает называть предметы, их характерные признаки, производимые с ними действия, а также план высказываний в виде схемы конкретных элементов высказывания, последовательно следующих друг за другом. Особое значение они приобретают для детей с нарушением зрения, поскольку нарушенное зрительное восприятие затрудняет распределение признаков, свойств предметов. В связи с этим составление описательных рассказов о предметах вызывают у детей определенные трудности.

Ознакомление дошкольников с окружающим миром — это средство образования в их сознании знаний о мире, основанном на опыте и воспитании правильного отношения к нему.

Большое значение для детей с нарушением зрения в детском саду имеет формирование у них представлений о сенсорных эталонах и обучение способам обследования предмета. В качестве сенсорных эталонов цвета выступают 7 цветов спектра и их оттенки по светлоте и насыщенности, возможность получения цветов путем смешивания с другими; в качестве эталонов формы — геометрические фигуры, величины — метрическая система мер. Сенсорными эталонами в области восприятия цвета служат так называемые хроматические («цветные») цвета спектра (красный, оранжевый, зеленый, желтый, голубой, синий, фиолетовый) и ахроматические цвета (белый, серый, черный). Вначале у детей формируем представление о хроматических цветах, белом и черном цвете, создают условия, способствующие усвоению названий цветов. Подбираем соответствующие дидактические игры: «Лишний цвет», «Собери цветы», «Подбери по цвету», «Закончи узор», «Составь цветной коврик из квадратов».

Основным признаком предмета, его сенсорным эталоном является форма. В процессе игры у детей развиваем умение зрительно анализировать форму предметов и соотносить ее с сенсорным эталоном формы: шар, куб, конус; круг, треугольник, четырехугольник, овал, позднее трапеция (дидактические игры: «Подбери предметы, похожие на круг», «Выбери предметы, похожие на шар» и т. д.).

На зрительное восприятие формы предмета влияют величина предмета, расстояние до глаз, освещенность, контраст между яркостью объекта и фона. Эталоны величины носят особый характер. Ведь величина — относительное свойство. Ее точное определение производится при помощи условных мер. Детям предлагаем дидактические игры: «Геометрическая мозаика», «Что больше, что меньше», «Найди свой домик», «Составь пирамидку», «Угадай по следу».

Детей с нарушением зрения упражняем в классификации предметов по заданному сенсорному эталону (например, обучаем конструированию из двух или более геометрических фигур. Для этого используем дидактические игры: «Сложи из 2-ух, 3-х треугольников елочку», «Сложи из 3-х кругов снеговика» и т. д.

При обучении детей с нарушением зрения используем эталоны плоскостных и объемных геометрических фигур. Они отображают наиболее существенную для восприятия сторону формы предмета — его контур. Так, круг похож на формы мяча и тарелки. Это дает основание использовать в качестве эталонов формы именно плоскостные фигуры.

Сенсорные эталоны плоскостных предметов: куб, шар, цилиндр, брусок, параллелепипед, конус — сенсорный этап объемных тел. Эти представления следует формировать по признаку нарастающей сложности — от 1 -3 сенсорных эталонов.

При сравнении двух предметов используется условная мерка:

‒ дети расставляют предметы в возрастающем и убывающем порядке по длине, ширине, высоте, толщине;

‒ упражняются в измерении протяженности с помощью разных средств: шагами (детскими и взрослого человека), рукой (ребенка и взрослого);

‒ развивается наблюдательность детей в определении величины разных предметов;

‒ используют для сравнения протяженности (длины, ширины, высоты) способы положения и измерения условных мерок (полосок бумаги, палочек);

‒ измеряют расстояние шагами;

‒ обучаются соизмерять объемы жидкости и сыпучих веществ (с помощью пластмассовых кружек, стаканов).

Предмет оценивается как большой по сравнению с другим предметом, который в этом случае является маленьким. Чтобы привлечь внимание детей к свойствам предмета, мы предлагаем им накладывать предметы друг на друга; чтобы сравнить по форме и величине — прикладывать их вплотную друг к другу, сравнивая цвета. Способность охватить взором предмет зависит от поля зрения ребенка, размера предмета и расстояния, с которого он рассматривается. Детям предлагаются дидактические игры: «Посмотри на карточку через цветное стекло», «Обведи по контуру», «Собери на нитку пуговицы», «Выбери зеленые, желтые, красные», «Назови все круглое».

Основное содержание сенсорного восприятия в детском саду составляет ознакомление детей со свойствами предметов, т. к. именно форма, величина и цвет имеют определяющее значение для формирования зрительных представлений дошкольников о предметах действительности, социальной адаптации детей с нарушением зрения в окружающем мире.

Литература:

  1. Программа специальных (коррекционных) образовательных учреждений 4 вида под ред. Л. Плаксиной. –М.: Издательство «Экзамен», 2005.
  2. Пособие для воспитателя детского сада.Изд-во Просвещение, М., 1985 г.
  3. http://www.detskiysad.ru/ucheba/zapominanie08.html
  4. https://nsportal.ru/detskiy-sad/raznoe/2015/03/18/formirovanie-predstavleniy-o-mire-u-detey-s-narusheniyami-razvitiya
  5. http://открытыйурок.рф/ %D1 %81 %D1 %82 %D0 %B0 %D1 %82 %D1 %8C %D0 %B8/641143/
Основные термины (генерируются автоматически): ребенок, нарушение зрения, окружающий мир, предмет, глазная патология, детский сад, игра, ознакомление детей, острота зрения, свойство предметов.


Похожие статьи

Восприятие цвета, формы и величины у детей с нарушением зрения

Развитие ориентировки в пространстве у детей с нарушениями зрения

Развитие тактильного восприятия у детей дошкольного возраста с речевыми нарушениями

Цвет и его характеристики. Значение цвета в жизни человека. Нарушение цветового зрения. Развитие цветовосприятия у дошкольников с нарушением зрения

Упражнения, способствующие развитию речевого дыхания у детей с нарушениями речи

Развитие внимания у детей старшего дошкольного возраста с нарушением интеллекта с помощью игр

Восприятие семьи ребенком младшего дошкольного возраста

Развитие мотивационного компонента у детей с речевыми нарушениями

Развитие словесно-логического мышления у детей с ДЦП младшего школьного возраста

Развитие речи детей раннего возраста в процессе знакомства с окружающим миром

Похожие статьи

Восприятие цвета, формы и величины у детей с нарушением зрения

Развитие ориентировки в пространстве у детей с нарушениями зрения

Развитие тактильного восприятия у детей дошкольного возраста с речевыми нарушениями

Цвет и его характеристики. Значение цвета в жизни человека. Нарушение цветового зрения. Развитие цветовосприятия у дошкольников с нарушением зрения

Упражнения, способствующие развитию речевого дыхания у детей с нарушениями речи

Развитие внимания у детей старшего дошкольного возраста с нарушением интеллекта с помощью игр

Восприятие семьи ребенком младшего дошкольного возраста

Развитие мотивационного компонента у детей с речевыми нарушениями

Развитие словесно-логического мышления у детей с ДЦП младшего школьного возраста

Развитие речи детей раннего возраста в процессе знакомства с окружающим миром

Задать вопрос