Устранение дисграфии и дислексии — необходимое условие усвоения программы по русскому языку в школе | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 23 ноября, печатный экземпляр отправим 27 ноября.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Устранение дисграфии и дислексии — необходимое условие усвоения программы по русскому языку в школе / М. А. Полякова, В. Н. Хаустова, Н. А. Науменко [и др.]. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2017. — № 46 (180). — С. 308-309. — URL: https://moluch.ru/archive/180/46411/ (дата обращения: 15.11.2024).



Проблема диагностики и коррекции причин трудностей в обучении русскому языку школьников общеобразовательных учреждений особенно актуальна на современном этапе. Как отмечено в Федеральной целевой программе «Русский язык», «для современной языковой ситуации характерно развитие процессов, которые негативно сказываются на состоянии русского языка, возникли серьезные трудности в преподавании русского языка в школах». Такая работа занимает особое место в системе обучения русскому языку, так как у многих учащихся наблюдается отставание в речевом развитии, а также достаточно стойкие нарушения, сопровождающиеся расстройствами письма и чтения.

В начальных классах общеобразовательной школы встречаются дети, у которых в процессе овладения письмом и чтением нарушен. Частичное расстройство процессов чтения и письма обозначают терминами дислексия и дисграфия. Их симптомом является наличие стойких специфических ошибок. Причины дисграфии и дислексии связаны с нарушением взаимодействия различных анализаторных систем коры больших полушарий головного мозга.

Дисграфия проявляется в стойких и повторяющихся ошибках письма. Нарушение письма в виде дисграфии тесно связано с недостаточной готовностью психических процессов, формирующихся в ходе развития устной речи. У учащихся первых классов с общим недоразвитием речи, которые до поступления в массовую школу не получали логопедической помощи, на первый план выступает несформированность звуковой стороны речи, наблюдается незаконченность формирования фонематического восприятия, касающаяся не только произношения, но и дифференциации звуков, наблюдается бедность словарного запаса (словарь ограничен рамками обиходно-бытовой тематики).

Поскольку письмо и чтение тесным образом взаимосвязаны, нарушения письма, как правило, сопровождаются нарушениями чтения. Чтобы контролировать свое письмо, ребенок должен читать написанное, и наоборот, при чтении он пользуется написанным им или другим лицом текстом.

Установлено, что нарушения чтения и письма у детей чаще всего возникают в результате общего недоразвития всех компонентов языка: фонетико-фонематического и лексико-грамматического. Дисграфия и дислексия возникают, как правило, у детей с III уровнем речевого развития, так как при тяжелых формах общего речевого недоразвития (I и II уровни), они вообще оказываются не в состоянии овладеть письмом и чтением. Для подготовки таких детей к обучению письменной речи необходимы систематические, в течение ряда лет, занятия по формированию устной речи.

Это объясняется тем, что дети недостаточно различают на слух фонемы, близкие по артикуляционным акустическим признакам. Кроме того, владея крайне ограниченным словарным запасом, ребенок не понимает значений некоторых, даже самых простых, слов и поэтому искажает их, пропускает, заменяет, смешивает. Недостаточная сформированность грамматического строя речи приводит к пропускам, заменам или искажениям предлогов, к ошибкам в управлении, согласовании и др.

Известно, что формирование устной речи ребенка происходит до восьми, реже до девяти лет. После этого речевые центры закрываются. Все, что происходит в дальнейшем с речью ребенка — это только использование того накопленного багажа, который дети получили в дошкольном возрасте. Овладеть языком, всеми его кодами (условными правилами употребления средств языка) — задача не из легких. Понятно, что ни один ребенок не может научиться сразу, вдруг, абсолютно правильно читать и писать. Все дети проходят стадию первоначального обучения, на которой у них бывает большее или меньшее количество ошибок.

Речевая функция охватывает все системы языка. Речь как функция носит системный характер. Это означает, что одни виды речевой деятельности зависят от других. Если ребенок не овладел способностью дифференцировать звуки речи, он не сможет различать и понимать слова, а иногда не сможет правильно их говорить вслух (артикулировать); не накопил нужного количества слов — не сможет говорить фразами.

В школу дети поступают из неблагополучных семей. Они не посещают детских садов, не получают помощи логопедов и педагогов в формировании и коррекции их речи и оказываются неподготовленными к полноценному обучению русскому языку. Неподготовленность к овладению чтением и письмом — письменной речью — частый вариант нарушения речевого развития.

Письменная речь гораздо сложнее устной. Практически все недостатки речевого развития, связанные с использованием средств языка (звуков речи, слов, грамматических правил), препятствуют обучению чтению и письму.

Дети с дисграфией и с дислексией нуждаются в логопедических занятиях, на которых используются специальные методы формирования и коррекции навыков письма и чтения.

Литература:

  1. Гриншпун Б. М., Ляпидевский С. С. О классификации речевых расстройств // Расстройства речи у детей и подростков. — М., 1969. — С. 40–59.
  2. Елецкая, О. В. Организация логопедической работы в школе [Текст] / О. В. Елецкая, Н. Ю. Горбачевская — М.: ТЦ «Сфера», 2005. — 192 с.
Основные термины (генерируются автоматически): ребенок, речевое развитие, письменная речь, письмо, русский язык, III, звук речи, нарушение письма, нарушение чтения, устная речь.


Похожие статьи

Применение технических средств обучения (ТСО) как основа формирования УУД при изучении иностранного языка в начальной школе

Обучение пониманию иноязычной речи на слух при обучении английскому языку в средней школе

Основные аспекты обучения говорению на занятиях по русскому языку в технических вузах Узбекистана

Взаимосвязанное использование словарных диктантов и тестов в обучении русской орфографии учащихся 5 класса

Основные современные формы тестового контроля по иностранному языку в начальной школе

Самостоятельная работа учащегося над ошибками как важнейшее условие становления рефлексивной деятельности младших школьников на уроках русского языка

ГИА как итоговая форма контроля сформированности умений говорения на уроках английского языка

Умение проводить анализ и самоанализ урока как основа профессиональной компетенции учителя иностранного языка

Диагностика достижений студентов - основной элемент учебного процесса в высшей школе

Совершенствование умений и навыков письменной речи у студентов, изучающих английский язык

Похожие статьи

Применение технических средств обучения (ТСО) как основа формирования УУД при изучении иностранного языка в начальной школе

Обучение пониманию иноязычной речи на слух при обучении английскому языку в средней школе

Основные аспекты обучения говорению на занятиях по русскому языку в технических вузах Узбекистана

Взаимосвязанное использование словарных диктантов и тестов в обучении русской орфографии учащихся 5 класса

Основные современные формы тестового контроля по иностранному языку в начальной школе

Самостоятельная работа учащегося над ошибками как важнейшее условие становления рефлексивной деятельности младших школьников на уроках русского языка

ГИА как итоговая форма контроля сформированности умений говорения на уроках английского языка

Умение проводить анализ и самоанализ урока как основа профессиональной компетенции учителя иностранного языка

Диагностика достижений студентов - основной элемент учебного процесса в высшей школе

Совершенствование умений и навыков письменной речи у студентов, изучающих английский язык

Задать вопрос