В статье рассмотрено понятие обязательного государственного страхования, его объекты и субъекты, а также права и обязанности страховщика и страхователя.
Ключевые слова: обязательное страхование, страховщик, государство
На сегодняшний день вопрос относительно прав и обязанностей субъектов государственного страхования в Российской Федерации довольно актуальный, так как страхование представляет собой систему по защите имущественных интересов граждан, организаций и государства, которую необходимо рассматривать как неотъемлемый элемент, составляющий социально-экономическую основу общества.
Важно отметить, что страхование необходимо рассматривать как самостоятельное звено финансовой системы России. Для него характерно наличие двух обособленных форм, таких как форма социального страхования (специального страхования) и собственно страхования, которое связан с наступлением непредвиденных событий.
Конституция РФ закрепляет правовые основы страхования. Так, ст. 72 Конституции РФ закрепляет, что реализация мер, связанных с борьбой с катастрофами, стихийными бедствиями, эпидемиями, а также меры по ликвидации последствий таких стихийных бедствий находится в рамках совместного ведения Российской Федерации и субъектов Федерации [1]. Основой и неотъемлемой составляющей страховой деятельности в Российской Федерации, является соответствующая правовая база, включающая в себя довольно большое количество нормативных правовых актов, которые в своей совокупности образуют основы страхового законодательства. Страхование представляет собой комплексный правовой институт, который объединяет нормы различных отраслей российского права, и в первую очередь гражданского и финансового права [4].
Как экономическая категория страхование необходимо рассматривать как систему определенных экономических отношений относительно процесса образования централизованных и децентрализованных резервов денежных и материальных средств, наличие которых необходимо для того, чтобы покрывать непредвиденные нужды общества и его членов.
Обязательное государственное страхование представляет собой меру по обеспечению со стороны государства социальной защиты определенным категориям государственных служащих РФ и включает в себя обеспечение страхования их жизни, здоровья и имущества. Процесс реализации обязательного государственного страхования осуществляется непосредственно, основываясь на нормативных правовых актах, регулирующих данный вид страхования.
Рассматриваемый вид страхования отличается от других групп обязательного страхования, которые обусловлены специальными законами, тем, что оно реализуется в рамках государственных учреждений за счет средств, которые выделяются непосредственно на эти цели из соответствующего государственного бюджета (ст. 927 ГК РФ). В законах, которые регламентируют процесс реализации обязательного государственного страхования, указан перечень страховщиков, уполномоченных заниматься таким видом страхования, а также перечень лиц, которым вменена обязанность выполнять роль страхователя [2].
В ст. 969 ГК РФ содержится определение обязательного государственного страхования, анализируя которое можно прийти к выводу о том, что оно не отвечает некоторым признакам страхового обязательства. Так, согласно данной статьи под обязательным государственным страхованием понимается некая совокупность общественных отношений, имеющая главной своей целью защищать социальные интересы граждан и интересы государства в случаях причинения вреда жизни и здоровью лиц, занятых на государственной службе, а также в случаях уничтожения и (или) порчи их имущества, за счет средств, которые выделяются из соответствующего бюджета министерствам и другим органам исполнительной власти [2].
Анализируя данное определение необходимо обратить особое внимание на следующие принципиальные моменты. Во-первых, законодатель четко дает понять, что главной целью, которую преследует обязательное государственное страхование является обеспечение социальных интересов граждан и интересов государства, тем самым законодатель акцентирует внимание на защитно-обеспечительной функции страхования вообще и обязательного государственного страхования в частности.
Во-вторых, названная статья определяет источник средств, финансирующий процесс обеспечения обязательного государственного страхования, бюджет соответствующего уровня, а также указывает тех лиц (страхователей), в отношении которых данные средства выделяются, министерства и другие органы исполнительной власти.
В-третьих, данная статья закрепляет, что так называемыми субъектами обязательного государственного страхования могут выступать жизнь, здоровье и имущество определенных категорий государственных служащих. В связи, с чем происходит ограничение числа граждан, которые подлежат обязательному государственному страхованию, таким гражданами могут быть только лишь государственные служащие, а в соответствии с этим круг объектов страхования, а именно: жизнь, здоровье и имущество указанных лиц.
Также из приведенного определения важно отметить, что субъектами, осуществляющими обязательное государственное страхование, могут быть исключительно государственные страховые или иные государственные организации (страховщики).
К числу субъектов обязательного государственного страхования относятся государственные учреждения и некоторые категории физических лиц. Согласно ст. 969 ГК РФ государственные учреждения обязаны страховать жизнь и здоровье таких категорий граждан, как:
1) военнослужащие;
2) граждане, которые призваны на военные сборы;
3) лица рядового и начальствующего состава органов внутренних дел РФ;
4) сотрудники учреждений и органов уголовно-исполнительной системы;
5) сотрудники федеральных органов налоговой полиции;
6) сотрудники, военнослужащие и работники Государственной противопожарной службы.
Все указанные категории лиц имеют страховые гарантии в силу прямого указания специальных законов. Так, например, страховщики в рамках обязательного государственного страхования обязаны обеспечить обязательное государственное личное страхование за счет средств федерального бюджета, равным размеру 180 окладов денежного содержания (должностных окладов), которые установлены на день выплаты, всех сотрудников кадрового состава органов внешней разведки (ст. 22 Федерального закона от 10 января 1996 г. № 5-ФЗ «О внешней разведке»). В данном случае роль страховщика при этом выполняет орган внешней разведки РФ, руководство которым осуществляет Президент РФ.
Также аналогичным образом подлежит обязательному государственному страхованию жизнь, здоровье и имущество судьи, финансируемое из средств федерального бюджета. Также важно отметить, что при этом жизнь и здоровье судьи подлежат страхованию на сумму его пятнадцатилетней заработной платы (ст. 20 Закона РФ от 26 июня 1992 г. № 3132-I «О статусе судей в Российской Федерации») [5]. Согласно данному Закону, обязательное государственное страхование осуществляется в отношении:
1) судей всех судов общей юрисдикции и арбитражных судов, арбитражных заседателей, присяжных заседателей;
2) прокуроров;
3) следователей;
4) лиц, которые производят дознание;
5) лиц, которые осуществляют оперативно-розыскную деятельность;
6) сотрудников федеральных органов внутренних дел, которые осуществляют охрану общественного порядка и обеспечение общественной безопасности, а также исполняют приговоры, определения и постановления судов (судей) по уголовным делам, постановления органов расследования и прокуроров, в отношении:
а) сотрудников учреждений и органов уголовно-исполнительной системы;
б) военнослужащих внутренних войск Министерства внутренних дел РФ, которые принимают непосредственное участие в пресечении действий вооруженных преступников, незаконных вооруженных формирований и иных организованных преступных групп;
7) сотрудников органов Федеральной службы безопасности;
8) судебных исполнителей;
9) работников контрольных органов Президента РФ, которые осуществляют контроль за исполнением законов и иных нормативных правовых актов, выявляют и пресекают правонарушения;
Как было отмечено ранее страховые гарантии военнослужащим, которые указаны в вышеназванном п. 6.2, и их право на возмещение вреда регулируются Федеральным законом от 27 мая 1998 г. № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих».
Согласно данному закону, страховщиком является, например, Минюст России. Со дня начала службы и по день окончания службы жизнь и здоровье сотрудников учреждений и органов уголовно-исполнительной системы Минюста России представляют собой объект обязательного государственного страхования Минюста России (Приказ Минюста РФ от 13 апреля 2006 г. № 114 «Об утверждении Инструкции о проведении обязательного государственного страхования жизни и здоровья сотрудников учреждений и органов уголовно-исполнительной системы»). Вышеуказанный перечень законов, который вменяет обязательное государственное страхование, не носит характер исчерпывающего [3].
Чаще всего в качестве страховщика в рамках обязательного государственного страхования выступает страховая компания, которая была выбрана на основе конкурса, и которая имеет разрешение (лицензию) на предоставление услуг по обязательному государственному страхованию. Страхователь, а именно компетентные должностные лица, которые являются представителями страхователя, и которые несут ответственность за процесс осуществления обязательного государственного страхования, в соответствии с законодательством в обязательном порядке должны знакомить застрахованных лиц с правилами осуществления обязательного государственного страхования, должны объяснять порядок оформления документов, которые необходимы для принятия решения о выплате страховых сумм, со способом выплаты страховых сумм [7, с. 274].
В обязанности компетентных должностных лиц выгодоприобретателей входит обязанность оказывать им всяческое содействие в процессе истребования и оформления документов, которые необходимы для принятия решения о выплате страховых сумм. Должностные лица, которые виновны в необоснованном отказе в предоставлении и оформлении застрахованным лицам (выгодоприобретателям) документов, которые необходимы для принятия решения о выплате страховых сумм, обязаны нести ответственность в порядке, который установлен законодательством РФ для таких случаев.
Для целей оперативности в осуществлении выплат страховых сумм и для того, чтобы исключить случаи их задержки в кадровом аппарате, в задачи которого входит оформление соответствующих документов, страховщики обязаны вести журнал по регистрации выдачи и направления документов по обязательному государственному страхованию жизни и здоровья сотрудников, которые необходимы для процесса принятия решения о выплате страховых сумм [6, с. 75].
Таким образом, обязательное государственное страхование представляет собой меру по обеспечению со стороны государства социальной защиты определенным категориям государственных служащих РФ и включает в себя обеспечение страхования их жизни, здоровья и имущества. Процесс реализации обязательного государственного страхования осуществляется непосредственно, основываясь на нормативных правовых актах, регулирующих данный вид страхования.
Литература:
- Конституция Российской Федерации (1993) // Российская газета. — 1993. — 25 декабря (ред. от 21.07.2014).
- Гражданский кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 26.01.1996 № 14-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации. — 1996. — № 5. — Ст. 410 (ред. от 28.03.2017).
- Федеральный закон от 27 мая 1998 г. № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих» // СЗ РФ. — 1998. — № 22. — ст. 2331 (ред. от 01.07.2017)
- Закон РФ от 27 ноября 1992 г. № 4015-I «Об организации страхового дела в Российской Федерации» // Российская газета. — 1993. — 12 января. — № 6 (ред. от 26.07.2017).
- Закон «О статусе судей в Российской Федерации» от 26 июня 1992 года N 3132–1 (ред. от 05.04.2005). — Справочная система гарант
- Правовые основы страхования: учеб. пособие / Е. Ю. Грачева, О. В. Болтинова. — М.: Проспект, 2013. — 127 с.
- Страховое право: учебник для вузов / под ред. В. Н. Григорьева, А. Н. Кузбагарова, В. В. Шахова. — 5-е изд., перераб. и доп. — М.: Юнити, 2014. — 423 с.