С обретением государственной независимости Узбекистан избрал путь глубоких реформ во имя построения правового демократического государства и справедливого гражданского общества и последовательно идет по этому созидательному пути. В обществе произошли большие изменения. В частности, особое значение имеет принятие специальных постановлений, законов, указов и государственных программ, направленных на защиту не только социально-экономических, правовых и духовных интересов женщин, но и на их поддержку в сложном процессе перехода к рыночной экономике.
Одним из главных критериев уровня развития государства является роль женщины в обществе. Первый Президент Республики Узбекистан И. А. Каримов, говоря о повышении активности женщин, отдельно отмечал значимость женского вопроса: «Во всем цивилизованном мире существует проблема защиты интересов женщин, и не удивительно, что этой проблеме, как и её решению, придаётся большое значение. Если женщинам не уделяется достаточное внимание, даже не стоит говорить о том, что у такого общества есть будущее» [1, с.250].
Более 51 % населения республики составляют женщины. Следовательно, невозможно представить развитие общества без участия женщин, потому что на них лежит ответственность за продолжение жизни в обществе, сохранение семьи, воспитание здорового поколения. Наряду с этим женщины самоотверженно трудятся в различных отраслях хозяйства и участвуют во всех сферах жизни общества.
Необходимо отметить, что меры правительства по решению проблем, касающихся семьи, женщин, молодёжи и детей, принятие государственных указов и постановлений, разработка важных программ и научно-практических проектов свидетельствуют об отношении к женскому вопросу на уровне государственной политики в годы независимости.
Вопросы равноправия женщин и мужчин, укрепления семьи, являющейся основной ячейкой общества, стабильности брака, охраны материнства и детства, прав и обязанностей в воспитании детей нашли свое отражение в статьях 46, 63, 66 Конституции РУз, а также в соответствующих указах и законах. В связи с этим следует отметить, что 1998 г. был объявлен Первым Президентом Республики Узбекистан И. А. Каримовым «Годом семьи», 1999 г. — «Годом женщины», 2000 г. — «Годом здорового поколения», 2001 г. — «Годом матери и ребенка», 2008 г. — «Годом молодежи», 2012 г. — «Годом прочной семьи», 2016 г. — «Годом здорового матери и ребенка», 2017 г. — «Годом диалога с народом и интересов человека» и др. Это свидетельствует о том, что наряду с социально-экономическими реформами в нашей стране проводится целенаправленная социальная политика, в основе которой лежат актуальные задачи, связанные с судьбами женщин, подрастающего поколения и семьи.
В республике приняты и претворяются в жизнь законы и международные акты по правам и свободам человека, в которых отражены права женщин в личном, социальном, политическом, культурном плане. В частности эти права нашли своё отражение в Конституции, Семейном Кодексе, Трудовом Кодексе Республики Узбекистан, а также в законах «Об охране здоровья граждан», «О занятости населения», «О выборах в Олий Мажлис», «О выборах народных депутатов в Кенгаши вилоятов, городов и туманов».
В целях решения проблем женщин и определения задач по улучшению их положения на законодательном уровне были созданы Комитет Олий Мажлиса по труду, социальным вопросам и занятости, Комиссия Олий Мажлиса по проблемам семьи и женщин, Секретариат Кабинета Министров по социальной защите семьи, материнства и детства, Комитет женщин Республики Узбекистан, а также его подразделения во всех вилоятах.
2 марта 1995 г. Первым Президентом Республики Узбекистан был издан Указ «О мерах по повышению роли женщин в государственном и общественном строительстве» [2, с.440], имевший историческое значение и ставший причиной важных положительных изменений в жизни женщин. Согласно этому указу, в целях широкого привлечения женщин к решению задач социально-экономического и культурного развития, расширения их участия в управлении государством и обществом, усиления социальной защиты семьи, матерей и детей, а также для координации деятельности министерств, ведомств, территориальных органов управления и общественных организаций была учреждена новая должность — Заместитель Премьер-министра Республики Узбекистан — председатель Комитета женщин. На комитет была возложена обязанность скоординировать задачи дальнейшего повышения роли женщин в жизни общества, а в хокимиятах всех вилоятов, городов, туманов заместителями хокимов были назначены председатели комитетов по женским вопросам.
В целях дальнейшего улучшения социального и атериального положения женщин, усиления их роли в семье и обществе 1999 г. Был объявлен Указом Первого Президента Республики Узбекистан «Годом женщин», Постановлением Кабинета Министров от 18 февраля была принята «Государственная программа мер на 1999 год по обеспечению и защите интересов женщин» [3, с.37], а также выработана концепция по всем направлениям.
Принятая государственная программа, обладая огромным идейным потенциалом, стала особой вехой в политико-экономической и общественной жизни, в формировании рыночных отношений, в укреплении духовно-просветительских основ общества. Для претворения в жизнь этой программы были выделены средства из государственного бюджета, фондов профсоюзных комитетов, предприятий и организаций, а также из иностранных кредитов и гуманитарной помощи. Для осуществления мер, намеченных этой программой, в масштабах республики было выделено из бюджета республики 65 млрд.сумов и 831,9 тыс.долл.США [4, с.43].
Однако в последние годы в работе женских комитетов, общественных организаций и государственных структур стал очевидным факт наличия серьёзных недостатков и неиспользованных возможностей в плане защите экономических и социально-политических интересов женщин и повышения их статуса в семье, общественной жизни и государственном строительстве. В результате того, что большинство активисток, выбранных на различные руководящие должности женских комитетов, оказались оторванными от первичных женских коллективов и стали восприниматься не представителями общественности, а государственными служащими, реальное положение женщин, их назревшие проблемы и истинные интересы остались без внимания. Определенная часть женщин, особенно проживающее в сельской местности, оказались предоставленными сами себе, что вызвало возникновение различных негативных явлений, которые превратились в проблему, ждущую своего решения.
В целях предотвращения подобных явлений 25 мая 2004 г. Был издан Указ Первого Президента Республики Узбекистан «О дополнительных мерах по поддержке деятельности Комитета женщин Узбекистана» [5, с.461], и 29 июня того же года было принято Постановление Кабинета Министров Республики Узбекистан «О дополнительных мерах по поддержке деятельности Комитета женщин Узбекистана», которое также предусматривало программу соответствующих мер по обеспечению их выполнения [6, с.622]. Одновременно в этом направлении был принят ряд нормативно-правовых документов. Во всех вышеназванных документах особо подчеркивалась необходимость осуществления широкомасштабных действий по созданию дополнительных возможностей для активного участия женщин в общественной жизни.
Важную роль в развитии общества играет участие женщин в политических процессах и государственном управлении, поэтому изучение этих факторов становится одним из актуальных вопросов нашего времени. С обретением независимости в Узбекистане впервые в 1994 г., 1999 г., а затем в 2004 и 2009 гг., проводились выборы на многопартийной основе, в которых женщины республики принимали активное участие, избирались депутатами в Олий Мажлис, в Кенгаши вилоятов, городов, туманов. Если в 1994 г. Женщины составляли 8,6 % (21 чел), от общего числа депутатов Олий Мажлиса, в 1999 г. — 9,4 % (17 чел.), то 2004 г. С образованием двухпалатного парламента 18 % депутатов Законодательной палаты и 15 % членов Сената составили женщины. В 2004 году парламент республики внес изменения в статью 22 Закона Республики Узбекистан «О выборах в Олий Мажлис Республики Узбекистан» о 30 %-ной квоте женщин при выдвижении их кандидатами в парламент страны от политических партий. Так например, после выборов 2014 года в составе парламента женщин, в Нижнюю палату составляет 16 %, в Верхней палате 17 %.
Таким образом, в годы независимости, женский вопрос в Узбекистане приобрёл совершенно новый концептуальный характер. Это ярко выразилось в формировании новых подходов к его решению со стороны государства. Сформировался и морально-нравственный климат вокруг этой темы, требование высокоуважительного отношения к роли женщин во всех сферах жизни общества, постоянно декларируемое в выступлениях Первого Президента Республики И. А. Каримова, оказало колоссальную роль в развитии продвинутых общественных идей в области женской эмансипации в современном понимании этой проблемы.
Литература:
- Каримов И. А. Повышение активности женщин — веление времени /Мирная жизнь и безопасность страны зависит от единства и твёрдой воли нашего народа. –Т.: Узбекистан, 2004. Т.12. –С.250.
- Указ Президента Республики Узбекистан от 2 марта 1995 «О мерах по повышению роли женщин в государственном и общественном строительстве // Сборник законодательства РУз по вопросам защиты материнства и детства. –Т., 2004. –С.440–441
- Национальный доклад Республики Узбекистан «Об исполнении положений конвенций всех форм дискриминации в отношении женщин». –Т., 1999. –С.37
- Национальная платформа действий по улучшению положения женщин в Узбекистане и повышению их роли в обществе. — Т.: Бюро «Гендер и развитие». 1999. –С. 43
- Указ Президента РУз № 3434 от 25 мая 2004г. «О дополнительных мерах по поддержке деятельности Комитета женщин Узбекистана» // Сборник законодательства РУз по вопросам защиты материнства и детства. — Т.:, 2004. –С.461
- Постановление Кабинета Министров Республики Узбекистан № 299 от 29 июня 2004 г. «О дополнительных мерах по поддержке деятельности Комитета женщин Узбекистана» // Сборник законодательства РУз по вопросам защиты материнства и детства. — Т., 2004. –С.622