Взаимодействие классного руководителя и родителей в формировании единого воспитательного пространства (из опыта работы) | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №46 (180) ноябрь 2017 г.

Дата публикации: 16.11.2017

Статья просмотрена: 927 раз

Библиографическое описание:

Савельева, О. А. Взаимодействие классного руководителя и родителей в формировании единого воспитательного пространства (из опыта работы) / О. А. Савельева. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2017. — № 46 (180). — С. 313-314. — URL: https://moluch.ru/archive/180/46460/ (дата обращения: 19.12.2024).



Уже в самом словосочетании «классный руководитель» изначально заложена противоречивость, проблематичность. Из названия следует, что педаго должен руководить классом, но этот ученический коллектив распадается на два, три десятка отдельных Полин, Макаров, Маш. Каждая Полина и каждый Макар являют собой сложный самобытный мир, а это требует порой большего внимания и мастерства со стороны классного руководителя.

Как верно выстроить взаимодействие с индивидуальностью, если ее проявления у конкретных детей бесконечно разнообразно?

Воспитание в классе направлено на развитие всех детей, построено так чтобы обеспечит оптимальное развитие каждого ребенка исходя из неповторимости его индивидуальности.

В классе, в котором я являюсь классным руководителем с 2014 года, 31 ребенок, 31 индивидуальность. Для организации работы с детьми, прежде всего я изучила условия и микроклимат семейного воспитания, индивидуальные особенности детей и родителей, занятость ребят в сфере дополнительного образования.

– По результатам психологического обследования не удовлетворена потребность в теплых отношениях, напряженность взаимоотношений с близкими — 40 % обучающихся;

– 41 % ребят воспитываются в неполных семьях;

– 16 % семей находятся в трудной жизненной ситуации;

– 36 % занято в сфере дополнительного образования.

Для более целенаправленного развития и воспитания детей мне необходимы были помощники не только со стороны учителей предметников, психолога, но и со стороны родителей, поскольку основой воспитания является семья. Понимая это, мною была разработана программа воспитания «Организация воспитательного пространства класса на основе выстраивания субъектных отношений в системе ученик — семья — школа — социум».

Низкий уровень творческой, познавательной и общественно-полезной деятельности детей моего класса, поставил передо мной одну из задач — через внеклассную деятельность развивать и воспитывать личность ребенка, способную к самостоятельной творческой деятельности.

Ребята из моего класса, во что бы то ни стало, стремятся самоутвердиться. Это совсем не плохо. Важно, как это делается. Хорошо, когда ребенок стремится повысить свой интеллектуальный потенциал, стать эрудитом и интересным собеседником, развивать свои творческие способности. Все эти качества личности ребенка можно воспитать в рамках классного самоуправления. Такая форма работы с классным коллективом помогла мне воспитывать у ребят чувство ответственности за честь класса, позволила выявить уровень притязаний каждого, каждому ребенку проявить свои способности, определить место в коллективе.

Воспитание и развитие личности невозможно без привлечения родителей. Результатом нашей совместной деятельности является выпуск семейного журнала «Счастливы вместе». Конечно, по быстроте и качеству работы журнал не может соперничать с современными СМИ. Главное — журнал, средство объединения детей и взрослых с разными интересами. Ребята, занимаясь журналистской деятельностью, активно оперируют приобретенными знаниями, умениями, навыками, совершают активную поисковую деятельность и поднимаются на новый уровень развития личности.

Взаимодействие педагогов дополнительного образования и классного руководителя создает ситуацию успешности для каждого ребенка. В воспитательной работе учитываю интересы детей и их занятость в системе дополнительного образования. После получения результатов диагностик (по определению темперамента, изучение особенностей характера и поведения, исследование интересов и склонностей к какому-либо виду деятельности), проведенных совместно с психологом и социальным педагогом, ребятам была оказана помощь в выборе студии дополнительного образования. Занятия в студиях побуждают к творческой деятельности, желанию познать себя и свои возможности.

Целенаправленная работа с учителями-предметниками по развитию исследовательских навыков, позволяет выработать активную жизненную позицию ребенка с учетом их собственных интеллектуальных способностей и психологических особенностей.

Процесс формирования личности ребенка длительный и трудоемкий. Практически не существует методик, способных отследить качественные изменения в личности за короткий промежуток времени. Но все же некоторые выводы об эффективности деятельности классного руководителя по формированию личности ребенка, сделать можно. В таблице 1 отражены следующие показатели.

Таблица 1

Показатели эффективности деятельности классного руководителя.

Показатель

2014–2015

2015–2016

2016–2017

Сфрмированность коммуникативных, творческих качеств у учащихся (имеют высокий и выше среднего уровень сформированности)

11 %

23 %

41 %

Охват досуговой деятельностью

36 %

94 %

100 %

Число правонарушений, асоциальных действий

7

1

0

Удельный вес родителей, занятых в коллективных и творческих делах класса

15 %

23 %

85 %

Исходя из данных таблицы, можно сделать вывод, что в данном классном коллективе все благополучно и идеально. Но на самом деле, существуют и проблемы. Особая боль за детей, состоящих на внутришкольном учете, в моем классе их трое.

Не зря старинный школьный афоризм гласит «Самое сложное в работе с детьми — это работа с их родителями». Как бы четко не была организована работа администрации школы, психолога, социального педагога, учителей предметников и классного руководителя, если отсутствует помощь в воспитании со стороны родителей, то результата мы не получим.

В перспективе работы планируется продолжить поиск различных форм внеурочной деятельности, расширить досуговое пространство школьников, используя культурный потенциал города.

В заключении процитирую слова Антуана де Сент-Экзюпери: «Ты можешь все — в бесплодной пустыне вырастить кедровый лес, но главное, не надо конструировать кедры, надо выращивать их семена». Если мы будем учитывать естественную природу ребенка, естественные потребности и интересы и будем выращивать «семена», которые нам даны, то у на все получится

Литература:

  1. Дереклеева Н.И. Справочник классного руководителя. Начальная школа. 5-11 классы. М.: «ВАКО» 2004, 272 с. — (Педагогика. Психология. Управление)
  2. Маленкова Л.И. ПЕДАГОГИ, РОДИТЕЛИ, ДЕТИ (методическое пособие для воспитателей, классных руководителей). М.: Изд-во Педагогическое общество России, 2000. — с. 304.
  3. Педагогическая диагностика в работе классного руководителя / сост. Н.А. Панченко. — Волгоград: Учитель, 2007. — 128 с.
  4. Фалькович Т.А., Толстоухова Н.С., Обухова Л.А. Нетрадиционные формы работы с родителями. — М.: 5 за знания, 2005. — 240 с. — (Методическая библиотека).
Основные термины (генерируются автоматически): классный руководитель, дополнительное образование, ребенок, мой класс, классный коллектив, ребята, социальный педагог, сторона родителей.


Похожие статьи

Взаимодействие семьи и ДОУ в духовно-нравственном воспитании детей (из опыта работы)

Формирование речи и социализация воспитанников со сложной структурой дефекта на примере взаимодействия воспитателя и логопеда (из опыта работы)

Музейная среда в детском саду как источник формирования культурологического самосознания ребенка (из опыта работы)

Взаимодействие педагогов дополнительного образования с семьей, привлечение родителей к совместной проектной деятельности (из опыта работы)

Формирование детского коллектива в период адаптации (из опыта работы)

Формирование читательского интереса у дошкольников и партнерских взаимоотношений между участниками образовательного процесса в условиях ДОУ (из опыта работы)

Реализация семейных мастер-классов, как основа формирования ценностей здорового образа жизни у педагогов и родителей дошкольников в процессе взаимодействия (из опыта работы)

Создание оптимальных условий для развития мышления обучающихся в образовательном процессе на основе интеграции (из опыта работы)

Формирование нравственно-патриотических чувств детей через взаимодействие с семьёй (из опыта работы с родителями)

Социализация личности дошкольника в процессе двигательной активности в условиях ДОУ (из опыта работы)

Похожие статьи

Взаимодействие семьи и ДОУ в духовно-нравственном воспитании детей (из опыта работы)

Формирование речи и социализация воспитанников со сложной структурой дефекта на примере взаимодействия воспитателя и логопеда (из опыта работы)

Музейная среда в детском саду как источник формирования культурологического самосознания ребенка (из опыта работы)

Взаимодействие педагогов дополнительного образования с семьей, привлечение родителей к совместной проектной деятельности (из опыта работы)

Формирование детского коллектива в период адаптации (из опыта работы)

Формирование читательского интереса у дошкольников и партнерских взаимоотношений между участниками образовательного процесса в условиях ДОУ (из опыта работы)

Реализация семейных мастер-классов, как основа формирования ценностей здорового образа жизни у педагогов и родителей дошкольников в процессе взаимодействия (из опыта работы)

Создание оптимальных условий для развития мышления обучающихся в образовательном процессе на основе интеграции (из опыта работы)

Формирование нравственно-патриотических чувств детей через взаимодействие с семьёй (из опыта работы с родителями)

Социализация личности дошкольника в процессе двигательной активности в условиях ДОУ (из опыта работы)

Задать вопрос