Программы поддержки импортозамещения в российском АПК | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Экономика и управление

Опубликовано в Молодой учёный №46 (180) ноябрь 2017 г.

Дата публикации: 17.11.2017

Статья просмотрена: 486 раз

Библиографическое описание:

Шункова, А. Э. Программы поддержки импортозамещения в российском АПК / А. Э. Шункова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2017. — № 46 (180). — С. 163-166. — URL: https://moluch.ru/archive/180/46465/ (дата обращения: 19.12.2024).



Сельское хозяйство — это основа продовольственной и социально-экономической безопасности любого государства. Однако, именно аграриям требуется значительная поддержка со стороны государства. Особую актуальность вопросы господдержки приобрели в связи со вступлением России в ВТО. При этом такое положение характерно как для малого бизнеса, так и для крупнотоварного производства. Только в случае достаточногоуровнягосподдержкионисмогутвыдержатьконкуренциюсиностраннымисельхозпроизводителями, получающими широкую поддержку своих государств [7].

В основе современной нормативной базы, регулирующей государственную поддержку АПК, лежит Доктрина продовольственной безопасности Российской Федерации от 30.01.2010 г. № 120 [3].

Все ее положения основываются на нормах Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 г. № 1662-р, в которой определены основные цели государственной аграрной политики в долгосрочной перспективе.

Стоит отметить, что одним из основополагающих нормативных документов аграрного законодательства является Федеральный закон «О развитии сельского хозяйства» от 29 декабря 2006 г. № 264-ФЗ [1], где определено, что финансирование выделенных направлений производится в виде субсидий. Правительство Российской Федерации определило условия, по которым предоставляются субсидии. Однако в нормативном документе отсутствует четкое указание каких-либо критериев или методик распределения субсидий, а лишь сказано, что по некоторым направлениям, как условие предоставления субсидий, может быть установлено наличие договоров, отвечающих требованиям Федерального закона «О государственной поддержке в сфере сельскохозяйственного страхования».

В свою очередь, Федеральный закон «О государственной поддержке в сфере сельскохозяйственного страхования» от 25.07.2011 г. № 260-ФЗ [2] определяет правовое регулирование в сфере сельскохозяйственного страхования, с целью защиты интересов аграриев. Согласно этому документу, порядок предоставления государственной поддержки в сфере сельскохозяйственного страхования устанавливается субъектами Российской Федерации, а сам порядок предоставления, рассмотрения и распределения субсидий, методику их расчета устанавливает Правительство Российской Федерации.

С целью реализации положений ФЗ «О развитии сельского хозяйства» Правительством Российской Федерации была разработана и принята «Государственная программа развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013–2020 годы», которая утверждена Правительством Российской Федерации от 14.07.2012 г. № 717. [4]

Цели программы: рис. 1.

Однако, в апреле 2014 года Постановлением Правительства «О внесении изменений в Государственную программу развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013–2020 годы» от15.04.2014г. № 315 [5] были внесены изменения в данную программу. В большей степени эти изменения коснулись объемов финансирования, которые ежегодно сокращаются примерно на 1 млрд. руб. Для реализации целей и задач Программы в ней выделены 6 подпрограмм и 2 федеральные целевые программы, на основании которых субъекты Российской Федерации должны разработать региональные Программы развития АПК.

Рис. 1. Цели программы

Рассмотрев действующие нормативно-правовые документы, целесообразно отметить, что многие из них претерпели значительные изменения. Изменившиеся условия хозяйствования, в связи со вступлением России в ВТО, требуют пересмотра и нормативных документов.

Поэтому, на сегодняшний день разработан проект Федерального закона № 280439–4 «О развитии сельского хозяйства», [9] который вынесен на обсуждение в Государственную Думу, но еще пока не принят. В части регулирования государственной поддержки в нем определены следующие ее направления:

  1. Предоставление инвестиций, бюджетных кредитов, субсидий, субвенций сельскохозяйственным товаропроизводителям из федерального бюджета, из бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов на развитие сельского хозяйства.
  2. Средства федерального бюджета, предусмотренные на поддержку уровня доходов сельскохозяйственных товаропроизводителей, производства сельскохозяйственной продукции, включая продукцию товарного рыбоводства, предоставляются в виде инвестиций, бюджетных кредитов, субсидий, субвенций в порядке, установлено Правительством Российской Федерации.
  3. Субъекты Российской Федерации предоставляют информацию о финансово-экономическом состоянии сельскохозяйственных товаропроизводителей, отдельных отраслей сельского хозяйства по формам в сроки, которые определяются федеральным органом исполнительной власти. [6]

Основным направлением реформ в части субсидий является упрощение их классификации. Если до 2017 г. использовалось 54 вида субсидий для АПК, то с 2017 г. предполагается их сокращение до 7 видов. При этом средства, предоставляемые регионам на поддержку аграриев в рамках этих субсидий, будут объединены в единую субсидию, расходование которой по направлениям будет осуществляться по усмотрению регионов.

Кроме того, с января 2017 г. Минсельхоз запустил программу льготного кредитования сельхозтоваропроизводителей, в рамках которой процентная ставка для заемщика составит не более 5 % годовых, при этом банки-участники программы получат субсидии в размере ключевой ставки Банка России.

Следует отметить, что по условиям программы субсидия будет перечисляться непосредственно банкам, что не потребует от заемщика отвлечения дополнительных собственных средств на оплату кредита.

Вместе с тем, на данный момент не определены лимиты на предоставление субсидий банкам по данной программе, а также не определен механизм отбора проектов банками. Судя по заявлению заместителя главы Минсельхоза И. Р. Кузина, на данное направление кредитования может быть выделено около 5 млрд. руб., что значительно отстает от потребностей сельхозтоваропроизводителей в таких кредитах.

При этом отдельные мероприятия программы пока остаются под вопросом. Это касается, в частности, программы возмещения части капитальных затрат инвесторам в сельском хозяйстве (в размере 20–30 % расходов в зависимости от направления — строительства молочных комплексов, селекционных, логистических центров, тепличных комплексов и т. д.).

Несмотря на то, что за истекший период 2016 г. Минсельхоз уже получил 120 заявок на общую сумму 50,5 млрд. руб., в октябре прием и отбор заявок по данной программе был приостановлен в связи с отсутствием бюджетных средств.

В целом объем финансирования госпрограммы поддержки АПК также четко не определен. Так, по заявлениям руководства Минсельхоза, программа составляется исходя из бюджета 215 млрд. руб. При этом Минфин в проекте бюджета на 2017 г. установил объем этой программы на уровне 204 млрд. руб., с последующим понижением до 194 млрд. руб. в 2019 г.

Сохраняется также ряд сложностей с осуществлением совместного финансирования мер поддержки сельского хозяйства со стороны федерального и региональных бюджетов. Нехватка средств в региональных бюджетах приводит к тому, что сельхозтоваропроизводители не могут получить субсидию, несмотря на то, что соответствующие суммы были выделены в федеральном бюджете (поскольку для получения субсидии необходимо выделение как федеральных, так и региональных средств).

В результате среди регионов Российской Федерации сохраняются значительные отличия в уровне исполнения расходов на поддержку сельхозтоваропроизводителей. По данным Минсельхоза, по состоянию на 27 октября 2016 г. расходы региональных бюджетов на поддержку сельхозтоваропроизводителей исполнены на 76,4 % годовых назначений, однако в ряде регионов — менее чем на 30 % (Сахалинская область, Республика Ингушетия и др.). В целом, наихудшие показатели исполнения таких расходов наблюдаются в регионах Северо-Кавказского и Дальневосточного ФО (рис. 2).

Рис. 2. Уровень исполнения расходов региональных бюджетов на субсидирование сельхозтоваропроизводителей, % годовых начислений в 2016г.

В 2016 г. около четверти субсидий приходилось на 5 субъектов РФ — Республику Татарстан, Белгородскую, Брянскую, Воронежскую области и Краснодарский край. Среди федеральных округов наибольший объем субсидий получает Центральный ФО — 31 % субсидий в 2016 г. (рис. 3).

Рис. 3. Распределение субсидий сельхозтоваропроизводителям по федеральным округам РФ в 2016 г.

Наименьший объем субсидий в сфере сельского хозяйства приходится на регионы Дальневосточного ФО (4 %). [8]

В целом, топ-менеджмент компаний из регионов, которые являются основным «локомотивом» сельскохозяйственной отрасли России, не вполне довольны поддержкой и развитием АПК в РФ:

– Более 50 % респондентов оценивают ситуацию в отрасли как позитивно-нейтральную, 20 % оценивают как негативную, 30 % — как нейтральную.

– Из 20 %, которые оценили ситуацию как негативную, подавляющее большинство (более 85 %), связали свою оценку с ухудшающимися условиями кредитования и несоответствием номинальных условий получения кредитов реальным.

– Из 50 % респондентов, оценивших ситуацию в отрасли как позитивно-нейтральную, 60 % связали свою оценку с поддержкой государства курса на импортозамещение, который освободил российский рынок от импортной продукции. 40 % связывают свою оценку с возможным улучшением условий кредитования в ближайшие 2–3 года, а также ростом рентабельности.

– 70 % из тех, кто оценил ситуацию как нейтральную, считают, что ближайший год станет определяющим основной тренд на российском рынке сельского хозяйства: продолжится ли его оживление или же начнется стагнация, переходящая в рецессию вслед за сжатием потребительских расходов.

Таким образом, нормативно-правовое регулирование государственной поддержки АПК представлено как на федеральном уровне, так и на региональном. При этом во многие документы внесены изменения, связанные в основном со вступлением Росси в ВТО.

Литература:

  1. О развитии сельского хозяйства: федеральный закон РФ от 29 декабря 2006г. № 264-ФЗ
  2. О государственной поддержке в сфере сельскохозяйственного страхования: федеральный закон от 25.07.2011 г. № 260-ФЗ
  3. Доктрина продовольственной безопасности Российской Федерации: Указ Президента РФ от 30.01.2010г № 120.
  4. Государственная программа развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013–2020 годы: Правительство РФ от 14.07.2012г. № 717
  5. О внесении изменений в Государственную программу развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013–2020 годы: Постановление правительства от 15.04.2014 г. № 315
  6. Кретова И. Н. Нормативно-правовая база государственной поддержки АПК России. // Россия и Европа: связь культуры и экономики: Материалы XI международной научно-практической конференции (27 февраля 2015 года). — в 2-х частях. — Ч.2./ Отв. редактор Уварина Н. В. — Прага, Чешская Республика: Изд-во WORLDPRESSs.r.o., 2015. — С. 151–154.
  7. Нежельченко Е. В., Селиверстова А. Е. Улучшение макроэкономических условий развития крестьянских хозяйство // Проблемы экономики, организации и управления в России и мире: Материалы V международной научно-практической конференции (23 апреля 2014 года). — Прага, Чешская Республика: Изд-во WORLD PRESS s r. o., 2014. — С. 214–215.
  8. Государственная поддержка АПК в 2016–2017 гг. — http://icss.ru/otrasli-i-ryinki/agropromyishlennyij-sektor/gosudarstvennaya-podderzhka-apk-v-2016–2017-gg
  9. Проект федерального закона № 280439–4 «О развитии сельского хозяйства» — http: www.msх.ru.
Основные термины (генерируются автоматически): Российская Федерация, сельское хозяйство, государственная поддержка, сельскохозяйственное страхование, программа, сельскохозяйственная продукция, субсидия, федеральный бюджет, Государственная программа развития, российский рынок.


Задать вопрос