Коррупция, как социально-правовое явление, включает в себя все области социальных взаимоотношений между обществом и государством. Данное явление крайне отрицательным образом сказывается на существующей системе государственно — властных отношений, так как помимо правовых, она затрагивает целый ряд других проблем: психологических, культурных, межличностных, и, как следствие, вызывает трудности в выработке каких-либо конкретных мер борьбы с ней.
Коррупция, в соответствии с Федеральным законом «О противодействии коррупции», является «злоупотреблением служебным положением, дачей взятки, получением взятки, злоупотреблением полномочиями, коммерческим подкупом либо иным незаконным использованием физическим лицом своего должностного положения вопреки законным интересам общества и государства в целях получения выгоды в виде денег, ценностей, иного имущества <...>, иных имущественных прав для себя или для третьих лиц <...>, а также совершение данных деяний от имени или в интересах юридического лица». [1, ст.1]
По нашему мнению, коррупционная деятельность способствует необоснованному увеличению объема прав и свобод одних лиц перед другими. В результате данной деятельности происходит несправедливое распределение материальных и иных ценностей, которые сосредотачиваются в руках небольшой группы людей, провоцируя остальные слои населения на социальные возмущения. Таким образом, грубо нарушается принцип равенства всех перед законом, гарантируемый Конституцией РФ, и образуется «дискриминация», которая способствует недоверию граждан, как к самому государству, так и к государственным и муниципальным служащим.
По мнению Председателя Конституционного Суда Российской Федерации Зорькина В. Д.: «коррупция, как система подкупа должностных лиц, нарушает основные конституционные права и свободы человека и гражданина. Например, принципы равенства всех перед законом и судом (ст. 19 Конституции), свободы и личной неприкосновенности граждан (ст. 22), неприкосновенности частной жизни, личной и семейной тайны, защиты своей чести и доброго имени (ст. 23), свободного передвижения, выбора места пребывания и места жительства (ст. 27), права частной собственности (ст. 35 и 36), на охрану здоровья и медицинскую помощь (ст. 41), на образование (ст. 43) и так далее. То есть речь идет о нарушении самых насущных прав граждан». [2]
Сегодня на пути к реализации задачи по противодействию коррупции был принят ряд нормативно-правовых актов в данной сфере: Федеральный закон «О противодействии коррупции» N 273-ФЗ, Федеральный закон N 230-ФЗ «О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходам», Федеральный закон «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» N 115-ФЗ и др. Административно-правовой механизм противодействия коррупции также закреплен в Кодексе об административных правонарушениях РФ в ст. 19.28 «Незаконное вознаграждение от имени юридического лица».
Таким образом, коррупция в современной России — это не некое абстрактное правонарушение, а глубоко укорененная и тотально детерминированная система взаимоотношений общества, власти и государства, обусловленная не только и не столько моральным разложением представителей власти и бизнеса, сколько несовершенством существующих систем обеспечения функционирования всех государственных механизмов.
Несмотря на то что уровень раскрытых дел о взяточничестве и подкупе не отражает всей картины коррупционной деятельности в Российской Федерации, он тем не менее показателен в аспекте численных соотношений развития коррупции.
Неправительственная международная организация по борьбе с коррупцией и исследованию уровня коррупции по всему миру Трансперенси Интернешнл (Transparency International) начала рассчитывать Индекс восприятия коррупции для России с 1996 года. В 1996 году индекс рассчитывался для 54 стран, для России его значение составило 2,6 балла (46–47 места). В 2015 году Россия заняла 119-е место, набрав 29 баллов. В 2016 году Россия заняла 131-е из 176 мест в Индексе восприятия коррупции. [3]
Главным ведомством по выявлению, сбору и регистрации информации о коррупционных проявлениях в России выступает Министерство внутренних дел Российской Федерации. До 2012 г. статистика МВД информировала только о взяточничестве, а с 2012 г. добавился показатель о преступлениях коррупционной направленности в несколько десятков их составов.
По данным статистики МВД России с января по сентябрь 2017 года выявлено 18969 преступлений коррупционной направленности, из которых 5596 совершены в крупном и особо крупном размерах, что на 13,6 % больше, чем на 2016 год. [4, с.26]
Согласно этой же статистике с января по сентябрь 2017 года МВД было выявлено 5298 преступлений, связанных со взяточничеством (1287 — в крупном или особо крупном размерах), из которых 2730 — получение взятки, 1900- дача взятки и 668 — посредничество во взяточничестве. [4, с.12]
В соответствии с показателями Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации, в 2015 году 91,1 % осуждённых за преступления коррупционной направленности (по количеству составов преступлений) осуждены за дачу или получение взяток до 50 тысяч рублей., 7,6 % составляют дела с взятками от 50 тыс. до 1 млн руб. И только в 1,3 % дел взятки превысили 1 млн. руб. [5]
Если суммировать эти данные с данными о среднем размере взяток (145,4 тыс. руб. по данным МВД), можно сделать вывод, что главный фокус работы правоохранительных органов ‒ бытовая коррупция, а это не тот уровень коррупции, от которого исходит наибольшая угроза.
Нужно также учесть, что, по статистике Генеральной прокуратуры, в период с декабря 2009 года — по настоящее время в Российской Федерации всего зарегистрировано преступлений коррупционной направленности в количестве 89849. [6]
По статистическим данным Генеральной прокуратуры в январе ‒ июне 2016 года было выявлено 21 359 преступлений в сфере коррупции. Из них количество выявленных преступлений по ст. 290 УК РФ (получение взятки) увеличилось на 19,7 % (с 3 884 до 5 027); предусмотренных ст. 291 УК РФ (дача взятки), — на 4,4 % (с 4 000 до 4 176). [6]
Согласно данным портала правовой статистики Генеральной Прокуратуры РФ, с января по октябрь 2016 года в России было зарегистрировано 5570 случаев получения взяток. Лидером в этой области стала Москва (249 таких преступлений). Второе место занимает Краснодарский край (216 случаев), третье — Забайкальский край (207).
В Оренбургской области на сентябрь 2017 года выявлено 989 преступления коррупционной направленности, что на 28,78 % больше, чем в 2016 году (976), но нужно учитывать, что это состояние цифр на сентябрь 2017 года, то есть отчетный год еще не завершен.
Также следует отметить, что Оренбургская область находится на 25 месте среди 85 возможных (по состоянию на январь-сентябрь 2017 года), что является неутешительным результатом. Однако на 1 месте находится г. Москва с показателем 8626 выявленных преступлений коррупционной направленности, на втором месте Краснодарский край с показателем 3653, и на третьем Московская область с показателем 3436. [6]
По данным независимого годового доклада Всероссийской антикоррупционной общественной приёмной «Чистые руки» на период с 01.09.2015 г. — 31.08.2016 г. общее количество обращений составляет 9 125.
Средний размер взятки в России на душу населения составляет на данный отчетный период 809 158 рублей, 12 500 долларов США. Для сравнения, за прошлый отчетный период средний размер взятки составлял 613 718 рублей. То есть, произошел рост среднего размера взятки на 25 %. [7, с.18–19]
Таким образом, можно считать обоснованной оценку уровня коррупции в современной России как недопустимо высокого и угрожающего национальной безопасности России.
Коррупция также создает угрозу перспективам развития правового государства и общества, то есть основанных на верховенстве закона, прав и свобод человека и гражданина. Она в большей мере проявляет себя на стадии правоприменения (на стадии применения нормы права к конкретному обстоятельству посредством принятия акта императивного характера), в меньшей степени коррупция имеет место на уровне нормотворчества. В связи с этим был Федеральный закон «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов» от 17.07.2009 N 172-ФЗ.
Данный механизм противодействия коррупции начал активно действовать на территории России, но небольшие показатели этих экспертиз наталкивают на мысли о том, что-либо нормативные правовые акты и их проекты действительно не содержат коррупциогенных факторов, либо данные экспертизы проводятся не тщательно и не по всем критериям, определенных законодательством. Так, по данным МВД РФ с 1 января по 30 июня 2017 года среди 63 нормативных правовых актов и 86 проектов нормативных правовых актов, в отношении которых проведена антикоррупционная экспертиза, выявлен и устранен всего 1 коррупциогенный фактор.
На законодательном уровне признано, что в России коррупция стала системной проблемой, решение которой требует такого же системного подхода. Вопрос эффективного предотвращения и противодействия коррупции остается одним из важных, который пытается решить современное российское государство.
По нашему мнению, цель борьбы с коррупционной преступностью в Российской Федерации состоит не в том, чтобы искоренить ее, а в том, чтобы добиться минимально возможного уровня коррупционной преступности при существующих параметрах данной общественно-государственной реальности. И именно в этом случае коррупция перестанет быть угрозой национальной безопасности Российской Федерации.
Литература:
- Федеральный закон «О противодействии коррупции» от 25.12.2008 N 273-ФЗ
- (ред. от 29.07.2017) // Официальный интернет-портал правовой информации.URL: www.pravo.gov.ru (дата обращения: 14.11.2017).
- В. Зорькин. «С чиновников снимут порчу» // Российская газета. Федеральный выпуск № 3418 (0). URL: https://rg.ru/2004/03/02/zorkin.html (дата обращения: 15.11.2017).
- Официальный сайт Трансперенси Интернешнл Россия (Transparency International). // URL: http://transparency.org.ru/research/v-rossii/ (дата обращения: 15.11.2017).
- Доклад «Состояние преступности в России за январь — сентябрь 2017 года» ФКУ «Главный информационно-аналитический центр» Министерства внутренних дел РФ.- М.- 2017.
- Официальный сайт Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации. // URL: http://www.cdep.ru/corruption(дата обращения: 14.11.2017).
- Официальный сайт Правовой статистики Генеральной Прокуратуры Российской Федерации. // URL: http://crimestat.ru/offenses_map (дата обращения: 14.11.2017).
- Независимый годовой доклад Всероссийской антикоррупционной общественной приемной «Чистые руки». Коррупция в России. — М. — 2016. — С.18–19.