Социальная сеть – угроза безопасности подростка | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №46 (180) ноябрь 2017 г.

Дата публикации: 20.11.2017

Статья просмотрена: 1456 раз

Библиографическое описание:

Горбунова, А. Ю. Социальная сеть – угроза безопасности подростка / А. Ю. Горбунова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2017. — № 46 (180). — С. 283-285. — URL: https://moluch.ru/archive/180/46483/ (дата обращения: 20.12.2024).



Информационно-телекоммуникационная сеть Интернет стала неотъемлемой частью нашей жизни и одним из основных источников информации. В настоящее время многочисленную и крайне активную часть его аудитории составляют подростки. В частности, очень высок процент подростков среди пользователей социальных сетей.

Социальная сеть — платформа, онлайн-сервис и веб-сайт, предназначенные для построения, отражения и организации социальных взаимоотношений в Интернете.

В России есть несколько основных социальных сетей, которыми пользуются — Одноклассники и ВКонтакте.

Одноклассники создавались для более старшего поколения идеей которого была найти людей, с которыми когда-либо учились.

Вконтакте использует более молодое население, в основном это школьники и студенты.

Так почему же социальные сети стали опасны для детей и подростков?

Нынешней молодежи трудно общаться со сверстниками особенно в подростковом возрасте. Они ищут облегчённый вариант, где идет общение через экран. Написать легче, чем сказать в глаза.

Так злоумышленники начинают общаться с ними с помощью социальных сетей, втираясь в их доверие. Возьмем к примеру группу «Синий кит».

Синий кит (а также «Тихий дом», «Разбуди меня в 4:20», «Море китов», «Млечный путь», «F57» и др.) — российская городская легенда, зародившаяся в конце 2016 — начале 2017 года. Якобы существующая игра, финальной целью которой является совершение самоубийства. Новость о существовании некой игры, доводящей подростков до самоубийства, была широко растиражирована СМИ и стала причиной моральной паники среди населения России.

В данной группе, человек завязывал общение с подростком, втирался в доверие, начинал манипулировать. Давал задания, которые они должны были выполнить, к примеру порезать вены. И самым последним заданием было самоубийство.

Данный вид угрозы можно обозначить как манипулирование людей.

Следующее на что можно обратить внимание это ряд видеороликов где пропагандируются жестокость, убийство животных.

В 2017 году две студентки снимали ролики и фото и выкладывали в сеть то как они издеваются над животными, что повлекло некоторых также делать и были подражатели.

Еще одна социальная сеть Instagram вошла в привычную жизнь людей, идеей которой стоит выкладывать свои фотографии. Подростки просто одержимы данным ресурсом, хотя и не только подростки.

Так же можно отнести к угрозе — зависимость от социальных сетей. Около 70 % свободного времени подростки проводят в них.

Не стоит забывать о том, что есть ряд угроз именуемые маскарад, где злоумышленник взламывает чью-то страницу и начинает за счет другого человека общаться, либо под каким-либо предлогом вымогать деньги.

Так же существует утечка конфиденциальной информации, не понимая самим с вас могут запросить, например, паспортные данные.

Из выше перечисленного можно выделить несколько основных угроз влияющих на подростков: манипулирование, утечка конфиденциальной информации, зависимость, а также подражание аморальным поступкам.

Так что же такое аккаунт пользователя в социальной сети?

Учетная запись — это данные о пользователе, необходимые для его опознавания и предоставлении доступа к его данным и настройкам которая может включать:

‒ реальные имя и фамилия пользователя

‒ дата рождения

‒ домашний адрес

‒ адрес электронной почты

‒ номер телефона

‒ фотографии, видеозаписи

‒ перечень интересов, сообществ

‒ друзья, посетители профиля

В связи с этим важно показать подростку, что, зная эти данные любой человек может получить практически полную информацию о пользователе сети. Подросток должен четко понимать, какую информацию можно размещать в социальной сети, какую нет. Здесь важна активная роль образовательного учреждения в общении с родителями. Можно проводить беседы, рассказывать негативные случаи. Итогом может стать выработка некоторых запретов на размещение той или иной информации в социальной сети подростком, например, домашнего адреса и номер сотового телефона, фотографий определенного рода. Важно, чтобы взрослые имели ненавязчивый доступ к учетной записи подростка: хотя бы в режиме просмотра его страницы. Как показывает практика, подростки в возрасте 15–17 лет активно добавляют профили своих учителей к себе «в друзья»; такую ситуацию надо использовать для мониторинга сетевой активности ребенка.

Еще одним шагом, со стороны образовательного учреждения, может стать тематический урок обществознания, посвященный изучению основных моментов Федерального закона № 152-ФЗ от 27.07.2006 года «О персональных данных». Данный урок станет актуальный для подготовки данных перед тем, когда подросток будет ставить свою подпись под разными документами.

Также необходимо ежегодно включать в план образовательного учреждения проведение Единого урока по безопасности в сети Интернет

Третий шаг в этом комплексе мер — развенчать миф об анонимности в сети. Большая часть подростков уверена, что при совершении того или иного неблагоприятного действия, они останутся анонимны. В Интернете сейчас достаточно инструментов и инструкций по созданию противозаконного контента, вирусов, фальсификации страниц известных социальных сетей. Подросток, пользуясь такими инструкциями, может преступить закон, и в таком случае от его «анонимности» не останется и следа.

Так же необходимо понимать, что социальная сеть может нанести вред не только на сознание, но и нанести ущерб информации или самому устройству.

Отмечая важность вышесказанных проблем, связанных с обеспечением информационной безопасности в сети Интернет, хотелось бы сказать, что в сфере регулирования деятельности в Интернете в целом имеется качественная правовая база. Тем не менее, можно сказать, что многие в наше время проблемы возникают из-за недостаточной эффективности использования уже существующих правовых документов.

Для обеспечения информационной безопасности подростков необходима постоянная системная работа и координация всех уровней власти, правоохранительных органов, образовательного сообщества, объединений родителей, юношеских организаций.

Литература:

  1. Козлов Г. А. Безопасность в социальных сетях [Электр. ресурс] // Сайт Московской вальдорфской школы имени А. Пинского. URL: http://www.1060.ru/bezopasnost_v_socialnykh_setjakh/
  2. Рекомендации парламентских слушаний «Актуальные вопросы обеспечения безопасности и развития детей в информационном пространстве» 17 апреля 2017 года г. Москва [Электр. ресурс] // Министерство образования и молодежной политики Ставропольского края. URL: www.stavminobr.ru/uploads/stavminobr/Отдел воспита...ентских слушаний.pdf.
Основные термины (генерируются автоматически): социальная сеть, подросток, образовательное учреждение, сеть, данные, домашний адрес, Интернет, конфиденциальная информация.


Задать вопрос