Культурно-просветительская деятельность музеев: формы осуществления и перспективы | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Культурология

Опубликовано в Молодой учёный №46 (180) ноябрь 2017 г.

Дата публикации: 17.11.2017

Статья просмотрена: 14392 раза

Библиографическое описание:

Занина, Е. О. Культурно-просветительская деятельность музеев: формы осуществления и перспективы / Е. О. Занина. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2017. — № 46 (180). — С. 330-333. — URL: https://moluch.ru/archive/180/46488/ (дата обращения: 19.12.2024).



Музеи являются хранилищем памятников материальной, духовной культуры и природных объектов, историко-краеведческих и художественных ценностей, а также научно-исследовательским, научно-просветительским, культурно-образовательным учреждением. Музеи осуществляют не только комплектование, учет, хранение памятников истории и культуры, но и их изучение, популяризацию.

Согласно законодательству Российской Федерации и нормативно-правовым актам, регулирующих работу музеев, одной из целей этих учреждений является осуществление научно-исследовательской, научно-просветительской и культурно-образовательной деятельности.

В области научно-просветительской деятельности современные музеи осуществляют как экскурсионное обслуживание посетителей, так и всевозможные лекции, консультации, занятия, тематические вечера, беседы, концерты, другие массовые культурно-образовательные мероприятия и акции.

В области научно-исследовательской работы музей оформляет научные исследования сотрудников не только в виде экспозиционных планов, монографий, научных описаний коллекций, публикаций, но и в виде научно-методических разработок текстов лекций, интерактивных тематических экскурсий, музейных занятий, праздников и пр.

Понятие «культурно-образовательная деятельность» в российском музееведении получило распространение с начала 1990-х гг. Его появление было связано возникновением новых подходов в работе с аудиторией музеев.

Утраченный в 1930-х гг. статус музеев как научных учреждений, стал возвращаться к ним лишь на рубеже 1950-х — 60-х гг. Эти изменения не могли не отразится в терминологии при обозначении одного из важнейших направлений музейной деятельности: понятие «просветительная работа» заменили термином «научно-просветительная работа». Из этого следовало, что свою образовательно-воспитательную функцию музей осуществляет на базе научных исследований, основополагающим чего является музейный предмет.

Во второй половине 1980-х гг. в связи с событиями, получившими в нашей стране понятие «перестройка», происходила смена идеологических парадигм во всем обществе. Музеи, конечно, не остались в стороне. Музеи рассматриваются уже не как посредник в «эстетической пропаганде», а как организации, развивающие эстетический вкус и творческое воображение. Функция музеев с этого времени — способствовать формированию ценностного отношения к историческому и культурному наследию.

В отечественных музеях укрепилась концепция образовательной деятельности, уже получившая широкое распространение в зарубежных музеях. Её основой являлось представление музеев как коммуникационных систем. Задачи музея от передачи информации о том или ином предмете, явлении или процессе расширялись вплоть до обращения и к внутреннему миру личности, воздействие на его эмоциональную сферу. Менялся характер взаимоотношения между музеем и его аудиторией. Суть музейно-образовательного процесса представлялась теперь иной: посетитель воспринимался уже не как объект воспитательного воздействия, а как равноправный собеседник. Таким образом, общение музея с посетителями приобретало формат диалога.

Таким образом, понятие «культурно-образовательная деятельность» появилось в связи с новой функцией музеев, а значит, пониманием его роли при взаимодействии с аудиторией. Сейчас культурно-образовательная деятельность музеев приобретает большое значение не только для полноценной работы самих музеев, но и для развития общества: культурного и исторического. При ее осуществлении одновременно реализуются как развлекательные, так и образовательные функции музея. Она нацелена на систематическое посещение музеев и рассчитана на разную аудиторию.

В современных условиях культурно — образовательная деятельность направлена на личность потенциального и реального музейного посетителя. В связи с этим можно обозначить её следующие направления: донесение информации, обучение, развитие творческих начал, коммуникацию, отдых. Подобное деление достаточно условно, поскольку сами направления изменчивы, подвижны. Часто они бывают связаны между собой, или пересекаются друг с другом.

Обращаясь к формам культурно-образовательной деятельности музеев, следует отметить их разнообразие. Ещё в конце XIX века сложились такие традиционные формы, как экскурсия и лекция.

Экскурсия — пример одной из традиционных форм, с которой начиналось становление культурно-образовательной деятельности музея. С её помощью осуществляется донесение до аудитории разнообразной музейной информации, предполагающей первичное получение сведений о музее, составе и содержании его коллекций или об отдельных музейных предметах. В большинстве своем экскурсия — это групповая форма, но бывают экскурсии и индивидуальные. Правда, в последние годы в музеях появился новый вариант экскурсионного обслуживания — аудиогид. В этом случае посетитель музея имеет возможность прослушать индивидуальную экскурсию, получив наушники. С середины 1980-х гг. экскурсии становятся не только традиционными обзорными, но и распространяются такие виды экскурсий, как театрализованные, экскурсии-беседы, экскурсии-уроки и др. Подобные виды экскурсий получают широкое распространение во многих российских музеях. И в 1990-х гг. уже не редкостью становятся театрализованные экскурсии. Тогда же появляются и первые циклы театрализованных музейных занятий и праздников.

Вне зависимости от вида этой формы работы, приоритетом в её проведении выступает зрительное восприятие. Особенность такой формы культурно-просветительской работы, как лекция, заключается в том, что здесь на первый план выходит рациональное восприятие. Главное — донести до аудитории теоретический материал в сопровождении материалов музейных коллекций. Зачастую используются не подлинники, а их копии или же фотоснимки. В связи с развитием технических составляющих образовательного и музейного процессов, в последнее время широкое распространение получают мультимедийные лекции с электронной презентацией. Вне зависимости от того, используются ли музейные экспонаты во время лекций или нет, опора на них при проведении музейных лекций является первостепенной.

Как правило, музеи представляют своей аудитории не единичные лекции, а целые циклы лекций, объединенных общей темой. Зачастую для удобства посетителей организуются лекции выходного дня. Для определенных групп музейной аудитории, не имеющих возможности в силу разных обстоятельств посетить лекции в музее, предоставляются выездные лекции.

Среди традиционных форм культурно-образовательной деятельности следует отметить такую, как консультация. Эта форма обычно имеет индивидуальных характер. Консультация проводится сотрудником музея по запросу интересующейся стороны. Чаще — это официальный запрос, но, возможна и консультация индивидуальных посетителей, которые не пользуются услугами экскурсовода. Консультация становится всё более востребованной в современных музеях.

В период становления культурно-образовательной деятельности музеев появилась такая форма её осуществления, как научные чтения или научная конференция. И то и другое является средством реализации научных изысканий сотрудников музеев. Зачастую по итогам научных чтений и конференций выпускаются сборники материалов, которые становятся не только научной общественности, но и обывателям, интересующимся данной темой.

Для обучения в музее осуществляются такие формы культурно-образовательной деятельности, как музейные уроки, занятия, кружки, клубы, студии и пр. В этом случае приобретение умений и навыков происходит в процессе музейной коммуникации. Особенность обучения в музее заключается в неформальности и добровольности процесса обучения, наглядности, базировании его на разнообразии и подлинности музейных предметов.

Такая форма культурно-образовательной деятельности как музейное занятие чаще всего используется в работе музеев с учащимися школ, гимназий, колледжей. В настоящее время эту форму можно назвать самой популярной. Музейное занятие является примером иллюстрации исторических событий. На музейных занятиях участникам не бывает скучно, так как они сами становятся участниками процесса. Музейное занятие нацелено на приобретение участниками знаний по определенной учебной программе или для углубленного знания, полученного на уроках, например, в школе. Непосредственным источником знания в этом процессе выступает музейный предмет. В случаях, когда участники занятий уже имеют знания (например, получены на уроке в школе), музейное занятие становится подкреплением знаний осмотром подлинников, что превращает абстрактное теоретическое знание в реальное. Музейная площадка выступает неординарной средой образовательного процесса, таким образом, стимулирует не только познавательные интересы учащихся, но и способствует их всестороннему развитию.

Клубы (кружки, студии) в музее являются объединением людей по интересам. Их работа направлена на приобретение знаний, умений, связанных с профилем музея. При исторических музеях зачастую появляются подобные организации исторического профиля, в которых его участники изучают исторические события, которым посвящен музей.

К нетрадиционным формам культурно-образовательной деятельности можно отнести различные конкурсы и викторины, организуемые музеями. Создаются они в непосредственной связи с тематикой музея. Их организация осуществляется таким образом, чтобы максимально приблизить участников к музейным предметам.

В музейной практике часто используется такая форма работы, как историческая игра. Её особенность заключается в том, что участники непосредственно соприкасаются с историческими реалиями через ролевое поведение. Данная форма довольно интересна и перспективна. Но в то же время трудна в осуществлении, поскольку требует специальных атрибутов (костюмов, предметов антуража), хорошо подготовленного с актерскими способностями руководителя игры, особенного пространства для проведения.

Музей имеет широкие возможности как для восприятия музейной информации, так и для неформального, дружеского межличностного общения. В связи с этим выделяют такие формы культурно-образовательной работы музеев, как творческие гостиные, встречи с интересными людьми, концерты, музейные праздники, посиделки. Эти формы достаточно условны, так как довольно мобильны и очень часто бывают связаны между собой. Но в большинстве своем они организуются не с целью образования, а ради отдыха и развлечения.

В зависимости от возрастных и психологических особенностей посетителей, мотивации посещения ими музея определяется содержание культурно-образовательной деятельности музея и выбора её формы. В настоящее время культурно-образовательная деятельность — одно из приоритетных направлений музейной работы, прежде всего с детской и подростковой аудиторией. Для того чтобы культурно-образовательная деятельность была эффективной, музеям необходимо учитывать интересы и потребности своих посетителей. Важно предлагать аудитории не разовые посещения музея, а использовать циклы, содержащие несколько форм работы, предназначенных для постоянной аудитории.

Литература:

  1. Ванслова Е. Г. Музейный всеобуч: научнопрактические рекомендации. — М.: НШТК, 1988. -134 с.
  2. ГнедовскийМ. Б. Музей и образование: Материалы для обсуждения. — М.: Наука, 1990. — 261 с.
  3. Коссова И. М. Культурно-образовательная деятельность музеев. Сборник трудов творческой лаборатории «Музейная педагогика» Кафедры музейного дела. — М., 1997. 119 С.
  4. Левыкин К. Г., В. Хербст. Музееведение. Музеи исторического профиля. — М., 1988. 431 С.
  5. Столяров Б. А. Музейная педагогика. История, теория, практика. — М., 2004. С.211
  6. Юхневич М. Ю. Я поведу тебя в музей: Учебное пособие по музейной педагогике. — М., 2001. 223 С.
Основные термины (генерируются автоматически): музей, культурно-образовательная деятельность, музейное занятие, аудитория, культурно-образовательная деятельность музеев, лекция, форма работы, широкое распространение, музейный предмет, образовательная деятельность.


Похожие статьи

Физкультурно-оздоровительная деятельность в образовательном процессе: от античности до XX века

Педагогические аспекты экологической безопасности образовательной среды

Философско-методологические аспекты интегративных курсов в профессиональном образовании: закономерности построения и функционирования

Культурно-экологические проблемы и социальная безопасность в регионах Крайнего Севера России

Деятельность и роль педагогов по развитию автономности учащихся на уроках иностранного языка: методы и стратегии

Соотношение светской и религиозной культуры в Республике Казахстан: традиция и современность

Концептуальные основы культуры здоровья в образовательном процессе

Педагогические модели духовно-нравственного воспитания в современном образовательном пространстве

Интегрированное обучения дошкольников: философский и психолого-педагогический аспект

Развитие личности учащегося в структуре школьного образования: психолого-педагогический аспект

Похожие статьи

Физкультурно-оздоровительная деятельность в образовательном процессе: от античности до XX века

Педагогические аспекты экологической безопасности образовательной среды

Философско-методологические аспекты интегративных курсов в профессиональном образовании: закономерности построения и функционирования

Культурно-экологические проблемы и социальная безопасность в регионах Крайнего Севера России

Деятельность и роль педагогов по развитию автономности учащихся на уроках иностранного языка: методы и стратегии

Соотношение светской и религиозной культуры в Республике Казахстан: традиция и современность

Концептуальные основы культуры здоровья в образовательном процессе

Педагогические модели духовно-нравственного воспитания в современном образовательном пространстве

Интегрированное обучения дошкольников: философский и психолого-педагогический аспект

Развитие личности учащегося в структуре школьного образования: психолого-педагогический аспект

Задать вопрос