Понятие «таможенные преступления» раскрывается в ст. 1 «Договора об особенностях уголовной и административной ответственности за нарушения таможенного законодательства таможенного союза и государств — членов таможенного союза» от 05 июля 2010 года. «Таможенные преступления» — нарушения таможенного законодательства таможенного союза и законодательства Сторон, контроль за соблюдением которого возложен на таможенные органы, за совершение которых предусмотрена уголовная ответственность законодательством Сторон. [1]
Согласно Уголовного кодекса Российской Федерации к таможенным преступлениям относятся: 1) ст. 173.1 УК РФ — Незаконное образование (создание, реорганизация) юридического лица; 2) ст. 173.2 УК РФ — Незаконное использование документов для образования (создания, реорганизации) юридического лица; 3) ст. 174 УК РФ — Легализация (отмывание) денежных средств или иного имущества, приобретенных другими лицами преступным путем; 4) ст. 174.1 УК РФ — Легализация (отмывание) денежных средств или иного имущества, приобретенных лицом в результате совершения им преступления; 5) ст. 189 УК РФ — Незаконные экспорт из Российской Федерации или передача сырья, материалов, оборудования, технологий, научно-технической информации, незаконное выполнение работ (оказание услуг), которые могут быть использованы при создании оружия массового поражения, вооружения и военной техники; 6) ст. 190 УК РФ — невозвращение на территорию Российской Федерации культурных ценностей; 7) ст. 193 УК РФ — уклонение от исполнения обязанностей по репатриации денежных средств в иностранной валюте или валюте Российской Федерации; 8) ст. 193.1 УК РФ — совершение валютных операций по переводу денежных средств в иностранной валюте или валюте Российской Федерации на счета нерезидентов с использованием подложных документов; 9) ст. 194 УК РФ — Уклонение от уплаты таможенных платежей, взимаемых с организации или физического лица; 10) ст. 200.1 УК РФ — контрабанду наличных денежных средств и (или) денежных инструментов; 11) ст. 200.2 УК РФ — контрабанда алкогольной продукции и (или) табачных изделий; 12) ст. 226.1 УК РФ — Контрабанда сильнодействующих, ядовитых, отравляющих, взрывчатых, радиоактивных веществ, радиационных источников, ядерных материалов, огнестрельного оружия или его основных частей, взрывных устройств, боеприпасов, оружия массового поражения, средств его доставки, иного вооружения, иной военной техники, а также материалов и оборудования, которые могут быть использованы при создании оружия массового поражения, средств его доставки, иного вооружения, иной военной техники, а равно стратегически важных товаров и ресурсов или культурных ценностей либо особо ценных диких животных и водных биологических ресурсов; 13) ст. 229.1 УК РФ — Контрабанда наркотических средств, психотропных веществ, их прекурсоров или аналогов, растений, содержащих наркотические средства, психотропные вещества или их прекурсоры, либо их частей, содержащих наркотические средства, психотропные вещества или их прекурсоры, инструментов или оборудования, находящихся под специальным контролем и используемых для изготовления наркотических средств или психотропных веществ. [2]
Перечень таможенных преступлений, предусмотренных УК РФ исчерпывающий, но несмотря на это, они наносят колоссальный вред экономической и национальной безопасности государства в целом, поэтому их предотвращение и раскрытие является одной из важнейших функций таможенных органов.
Выявление таможенных преступлений имеет свои особенности. Главным образом таможенные преступления выявляются в процессе таможенного контроля. Переход осуществления таможенного контроля от тотальности на принципах выборочности с внедрением системы управления рисками повлек за собой концептуальное изменение деятельности таможенных органов по проверке и обеспечению соблюдения участниками внешнеэкономической деятельности таможенного законодательства Таможенного союза.
В соответствии с подпунктом 31 пункта 1 статьи 4 Таможенного кодекса Таможенного союза (ТК ТС) таможенный контроль — совокупность мер, осуществляемых таможенными органами, в том числе с использованием системы управления рисками, в целях обеспечения соблюдения таможенного законодательства таможенного союза и законодательства государств — членов таможенного союза (Республики Армения, Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации), контроль за исполнением которого возложен на таможенные органы.
Осуществление эффективного таможенного контроля, основанного на применении cистемы управления рисками, подразумевает использование механизмов минимизации рисков. Механизмы минимизации рисков — это широкое понятие, включающее в себя совокупность инструментов, технологий, методик управления рисками и систему мер их минимизации. [3]
Основным инструментом механизма минимизации рисков, при осуществлении должностными лицами таможенных органов, осуществляющих таможенный контроль является профиль риска.
В ТК ТС дано следующее понятие «Профиль риска — это совокупность сведений об области риска, индикаторов риска, а также указания о применении необходимых мер по предотвращению или минимизации риска». [4]
Что же такое профиль риска в практической деятельности таможенных органов? Под профилем риска понимается формализованное описание объекта и области риска, его индикатора, и указание на необходимые меры воздействия с целью минимизировать риски.
Существует различные квалификации профилей рисков, которые неразрывно связаны между собой, но все они определены международным стандартом ISO 31000 «Менеджмент рисков. Принципы и руководящие указания». Квалификация профилей рисков для выявления таможенных преступлений имеет свои особенности, которые представлены для наглядности в таблице, составленной автором.
Классификация профилей рисков
Классификационный признак |
Вид профиля риска |
Значение профиля риска |
|
В зависимости от региона применения |
Общероссийский |
действует на всей территории РФ |
|
Региональный |
действует в регионе деятельности одного РТУ |
||
Зональный |
действует в регионе деятельности одной таможни |
||
В зависимости от сроков действия |
Краткосрочный |
от 1 дня до 1 месяца |
|
Среднесрочный |
от 1 до 3 месяцев |
||
Долгосрочный |
от 3 до 6 месяцев |
||
Постоянный |
более 6 месяцев |
||
В зависимости от способа реализации |
Обязательными |
для особых категорий товаров |
|
Целевыми |
рассчитываются по фактическим данным таможенной системы |
||
Случайными |
определяются случайным образом, по своей сути не являются риском и используются для проверки эффективности работы системы таможенного контроля |
||
По содержанию |
автоматические |
доводимые до таможенных органов в электронном виде, риски по которым выявляются без участия должностного лица программными средствами; |
|
автоматизированные |
профили рисков, доводимые до таможенных органов в электронном виде, область риска которых определена в программных средствах частично и применяемые по решению должностного лица после проведения им проверки отдельных индикаторов риска |
||
неформализованные |
доводимые до таможенных органов на бумажном носителе, риски по которым выявляются должностным лицом самостоятельно, исходя из области риска. |
||
На мой взгляд, представленная таблица представляет структурированную квалификацию, которая подробно раскрывает каждый вид профиля риска в отдельности. В практическом смысле профиль риска является фактически доведённой до высокой степени конкретизации криминологической и криминалистической характеристикой правонарушения, совершенного или потенциального, включающий меры предотвращения и пресечения. В таком качестве профили риска обладают двумя существенными для практики таможенного дела свойствами: они становятся информацией для служебного пользования; информация, служащая для конструирования профилей риска, может сопрягаться с информацией, используемой в оперативно-розыскной деятельности.
Согласно приказа ФТС России № 1200 от 6 июня 2011 года «Об утверждении Инструкции о действиях должностных лиц таможенных органов при подготовке и рассмотрении проектов профилей рисков, применении профилей рисков при таможенном контроле, их актуализации и отмене»: «При этом профили рисков используют все должностные лица, осуществляющие таможенный контроль, а оперативно-розыскную работу ведут только специализированные подразделения таможенных органов. Таким образом, процессуальное оформление профиля риска определяет законность и обоснованность его применения в целях таможенного контроля». [6]
Совершенно очевидно, что процесс формирования совершенного таможенного контроля, как одного из основополагающих способов выявления таможенных преступлений продолжается, более того, он безграничный, поскольку диктует установление нового порядка таможенных правоотношений. Очевидно, что само по себе внедрение системы управления рисками не решило поставленных таможенным органам современными реалиями задач. Успешное функционирование данной системы стало возможно только при одновременном освоении иных перспективных технологий, процедур и институтов, международных стандартов, направленных как на повышение эффективности таможенного дела в государстве в целом, так и на качественное выявление таможенных преступлений в целом.
Литература:
- «Договор об особенностях уголовной и административной ответственности за нарушения таможенного законодательства таможенного союза и государств — членов таможенного союза» от 05 июля 2010 года;
- «Уголовный кодекс Российской Федерации» от 13.06.1996 N 63-ФЗ (ред. от 29.07.2017) (с изм. и доп., вступ. в силу с 26.08.2017);
- Костин А. А. Система управления рисками при осуществлении таможенного контроля / Костин А. А. — СПб: Интермедия — 2013 г. — 222 с;
- «Таможенный кодекс Таможенного союза» (ред. от 08.05.2015) (приложение к Договору о Таможенном кодексе Таможенного союза, принятому Решением Межгосударственного Совета ЕврАзЭС на уровне глав государств от 27.11.2009 N 17);
- Приказ ФТС России № 778 от 24 апреля 2014 года «Об утверждении Временной инструкции о действиях должностных лиц таможенных органов при реализации системы управления рисками»;
- Приказ ФТС России № 1200 от 6 июня 2011 года «Об утверждении Инструкции о действиях должностных лиц таможенных органов при подготовке и рассмотрении проектов профилей рисков, применении профилей рисков при таможенном контроле, их актуализации и отмене»