В данной статье рассматриваются вопросы организации банковского надзора за деятельностью кредитных организаций в Российской Федерации. На основе проведенного анализа банковского сектора России за 2011–2016гг. выявлена зависимость развития экономики страны от состояния банковского сектора. Подтверждается роль влияния банковского сектора на экономику на основе динамичного развития экономики и анализа ключевых показателей банковского сектора. В целом в обеспечении надежности и банков и банковского сектора изучена роль банковского надзора. Выражена значимость инспектирования и дистанционного надзора кредитных организаций, а также рассмотрены результаты данных проверок. Обоснована дальнейшая необходимость совершенствования банковского надзора.
Ключевые слова: банковский надзор, проблемы банковского надзора, устойчивость банков
Коммерческие банки в рыночной системе хозяйства играют ключевую роль в обеспечении эффективного развития экономики, как в целом всего государства, так и любого отдельно взятого предприятия. В зависимости от своего функционального предназначения, который связан с накоплением свободных денежных средств, размещением свободных и привлеченных средств на коммерческих условиях при соблюдении принципов возвратности, платности и срочности, проведением расчетов (перемещением средств), банки обеспечивают финансирование всех субъектов экономики и в конечном счете расширенный воспроизводственный процесс коммерческих предприятий и социальные потребности домашних хозяйств.
За последние 5 лет в развитии экономики РФ несовместную значимость банков подтверждает положительная динамика основных показателей, которые в экономике страны характеризуют роль банковского сектора (табл. 1).
Таблица 1
Ключевые показатели банковского сектора вразвитии экономики России
за 2011–2016гг. [3;4]
Год |
ВВВ втекущих ценах, млрд. руб. |
Активы банковского сектора, млрд. руб. |
Собственные средства (капитал) банковского сектора, млрд. руб. |
Объемы предоставленных банковских кредитов, млрд. руб. |
Активы кВВП |
Капитал кВВП |
Объем банковских кредитов кВВП |
2011 |
60282,5 |
33804,6 |
4732,3 |
18147,7 |
0,56 |
0,08 |
0,30 |
2012 |
68163,9 |
41627,5 |
5242,1 |
23266,2 |
0,61 |
0,08 |
0,34 |
2013 |
73133,9 |
49509,6 |
6112,9 |
27708,5 |
0,68 |
0,08 |
0,38 |
2014 |
79199,7 |
57423,1 |
7064,3 |
32456,3 |
0,73 |
0,09 |
0,41 |
2015 |
83232,6 |
77653,0 |
7928,3 |
40865,5 |
0,93 |
0,10 |
0,49 |
2016 |
86043,6 |
82999,7 |
9008,6 |
43985,2 |
0,96 |
0,10 |
0,51 |
Из таблицы 1 мы видим, что отношения активов, капитала банковского сектора, совокупного объема выданных банковских кредитов к ВВП в исследуемом периоде наблюдается стабильная положительная динамика, показатели которой возросли, соответственно, в 1,7, 1,3, 1,7 раза.
Таким образом, в рыночных условиях хозяйствования более важными принципами развития любой национальной экономики являются стабильность, устойчивость, а также динамичное развитие банковской системы. В развитии экономики конкретная значимость банковского сектора определяется необходимостью организации эффективного банковского надзора как совокупной индикативной составляющей состояния банков в таких целях, как принятие со стороны Банка России регулятивных мер воздействия для исключения в деятельности банков негативных тенденций, исправления и усиления мер, обеспечивающих их позитивное развитие. Подтверждается данное предположение Федеральным законом «О Центральном Банке Российской Федерации (Банке России)» [1], в связи с которым важнейшими целями Банка России как органа банковского надзора и регулирования обозначаются поддержание стабильности банковской системы страны РФ и защита интересов вкладчиков и кредиторов.
За минувшие годы немало научных исследований посвящено вопросам стабильности и устойчивости банковской системы. Анализируя результаты исследований по вопросам устойчивости банковской системы, мы приходим к мнению признать ее как степень достаточности своим текущим финансовым результатам банков участников системы, способных осуществлять свои функции и взятые на себя обязательства перед партнёрами и государством независимо от внешних на них воздействий в настоящем и будущем. Следовательно, строится устойчивость банковской системы на надежности всех банков как участников системы, если отталкиваться от того, что по отношению к устойчивости стабильность первична, а устойчивость по отношению к надежности [5].
В рассматриваемом периоде общее сокращение численности кредитных организаций весьма существенно и составляет 355, или 63,70 %, что приводит нас к выводу о недостаточности стабильности банковского сектора. Во всяком случае, сокращение количества действующих кредитных организаций вызвано не только отзывом лицензий по причине нарушения пруденциальных норм банковской деятельности и невозможности выполнять принятые обязательства, но и присоединением кредитных организаций в рамках развития бизнеса. Устойчивость банковского сектора, в связи с изложенным, более рационально рассматривать по динамике сокращения, а также учитывать количество организаций, которые в связи с отзывом лицензии прекратили свою деятельность по причине неисполнения ими федеральных законов, нормативных актов Банка России, которые регулируют банковскую деятельность, обнаружения фактов существенной недостоверности отчетных данных, неспособности выполнять по денежным обязательствам требования кредиторов.
Так же по динамике собственных средств кредитных организаций можно проанализировать стабильность банковского сектора (Табл. 2).
Таблица 2
Показатели капитала кредитных организаций банковского сектора за 2011–2016гг.
Показатель |
2011 |
2012 |
2013 |
2014 |
2015 |
2016 |
Капитал, млрд. руб. |
4732,3 |
5242,1 |
6112,9 |
7064,3 |
7928,4 |
9008,6 |
Курс рубля к доллару |
32,20 |
30,37 |
32,73 |
56,26 |
72,93 |
60,66 |
Капитал, млрд. долл. |
146,97 |
172,61 |
186,77 |
125,57 |
108,71 |
148,51 |
Темп роста капитала в рублевом исчислении |
- |
0,11 |
0,17 |
0,16 |
0,12 |
0,13 |
Темп роста капитала в долларовом исчислении |
- |
0,17 |
0,08 |
-0,33 |
-0,13 |
0,37 |
Как мы видим, по представленным данным в таблице 2 строке 1 в рассматриваемом периоде наблюдается рост капитала кредитных организаций банковского сектора при сокращении темпа ежегодного прироста. Однако, в связи с тем, что экономика страны существенно зависит от экспортно-импортных операций более правильно будут отражать состояние собственных средств кредитных организаций их показатели в долларовом исчислении. В соответствии с таблицей 2 наблюдаются меньшие темпы роста капитала кредитных организаций, в долларовом исчислении начиная с 2013г., что свидетельствует о существенном в данном периоде снижении устойчивости банковского сектора.
В Российской Федерации с момента создания современной двухуровневой банковской системы сохранялись важнейшие задачами банковского надзора: наращивание устойчивости кредитных организаций, определение фактического качества активов и капитала кредитных организаций, а также проверка достоверности представляемой отчетности кредитными организациями [7].
Дистанционный надзор и инспектирование кредитных организаций проявляют наибольшую актуальность из применяемых в РФ аспектов банковского регулирования и банковского надзора. Такой вывод базируется на том, что другие составляющие банковского надзора и регулирования строятся на основе результатов дистанционного надзора и инспектирования.
Главным образом дистанционный надзор опирается на отчетность банков и для надзорной деятельности дополняется другой полезной и доступной информацией. Однако в банках первичный аналитический учет, представляемый в надзорные органы Банка России, может быть недостоверным. Выявляются факты недостоверности отчетности только в ходе инспекционных проверок.
Проводятся инспекционные проверки кредитных организаций согласно Инструкции ЦБ РФ от 5 декабря 2013 г. № 147-И не реже одного раза в 24 месяца [2]. Основная цель проверки — это оценка деятельности кредитной организации или отдельных ее направлений на месте общего собрания. Однако в ходе комплексной проверки можно получить более качественную оценку кредитной организации, но данный вид проверок более трудоемкий и затратный.
Надзорная деятельность, проводимая Банком России, без сомнения оказывает положительное влияние на устойчивость банковского сектора, способного в целом выполнять свои функции.
Во всяком случае, коснувшиеся банковского сектора экономические санкции, кризисные явления и постоянные факторы устойчивости банков, требуют повышение качества надзора, выявление и устранение недостатков в надзоре.
В настоящее время, по нашему мнению, в сфере инспектирования сосредоточены наиболее актуальные проблемы банковского надзора. Так как роль инспекционных подразделений заключается в выявлении в кредитных организациях их реального состояния на основе первичных документов, а полученные результаты проверок достаточны для принятия мер воздействия, то необходимо их решать в первоочередном порядке.
С научной точки зрения наименее проработанным вопросом применяемых подходов по заданному направлению проверки является количественный аспект определения выборки. Данная проблема особенно актуальна по важному вопросу проверки ссудной задолженности, качества ссуд, формирования и использования резерва на возможные потери по ссудам. Два подхода проверки предусмотрено методологическими рекомендациями Банка России: 70 % кредитного объема общего кредитного портфеля и 30 наиболее крупных заемщиков. Принимая к сведению то, что в большинстве кредитных организаций по объему ссуды 30 заемщиков значительно меньше 70 % ссудного портфеля, можно говорить о различной величине степени вероятности выявления ошибок качества ссуд [6]. Согласно практике по данному вопросу если придерживаться первого варианта, то необходимо вовлечь в выборку гораздо большего числа, чем 30 заемщиков. Трудовые нормативы, сформировавшиеся за время практики, предполагают проверку одного заемщика в течении 3–7 рабочих дней, рабочая группа состоит из 3–8 инспекторов, поэтому реальные возможности по проверке кредитной организации проверить больше не позволяют, кроме как в одной проверке 30–40 заемщиков юридических лиц, при условиях должным образом оформленного акта проверки с учетом приложений обязательного характера. Руководитель рабочей группы в период подготовки к проверке в чаще всего базируется на второй вариант. По результатам проведенной проверки при выявлении фактов занижения оценки качества ссуд кредитными организациями, а также созданного резерва на возможные потери по ссудам надзорные требования к выбранному объему проверки о досоздании резерва до адекватных принятым рискам величин, за рамки ссуд не выходят из выборки проверки.
На основе вышеизложенного можно сделать следующие выводы.
Система банковского надзора, созданная Банком России, показала эффективность, действительность, а также при условиях воздействия серьезных внешних факторов способность реагировать на динамичные изменения структуры масштабов деятельности объекта надзора.
В целом изменения показателей в банковском секторе страны в сохранении устойчивости кредитных организаций и банковского сектора показали позитивную роль банковского надзора.
В области надзора главной задачей при сохранении приоритета прозрачности деятельности кредитных организаций было и остается усовершенствование содержательных и ориентированных на риск подходов к надзору за деятельностью кредитных организаций, а также оценка качества систем управления рисками.
В экономике сохранение кризисных явлений, факторов неустойчивости банковского сектора и отдельных кредитных организаций требует дальнейшего повышения качества надзора, выявление и устранение в нем недостатков.
Литература:
- О Центральном Банке Российской Федерации (Банке России): Федеральный закон от 10.07.2002 № 86-ФЗ (ред. от 18.07.2017)//Консультант плюс. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_37570/ (дата обращения: 04.09.2017).
- О порядке проведения проверок кредитных организаций (их филиалов) уполномоченными представителями Центрального банка Российской Федерации (Банка России): Инструкция Банка России от 5 декабря 2013 г. N 147-И (ред. от 20.12.2016)//Информационно-правовой портал. URL: http://base.garant.ru/70600470/ (Дата обращения 05.09.2017).
- Валовой внутренний продукт//Федеральная служба государственной статистики URL: http://www.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_main/rosstat/ru/statistics/accounts/ (Дата обращения 05.09.2017).
- Статистика//Центральный Банк Российской. URL: http://www.cbr.ru/statistics/ (Дата обращения 04.09.2017).
- Гараев И. Г. Правовое обеспечение государственного финансового контроля в современной России// Финансовое право. — 2015. — № 3. — С. 57.
- Лаутс Е. Б. Правовое положение банковских групп и системно значимых кредитных организаций в банковской системе/ Банковское право. — 2016. — № 2. — С. 34–41.
- Сатарова Н. А. Банковский надзор в системе государственного финансового контроля//Банковское право. — 2014. — № 5. — С. 26–31.