Особенности муниципального управления сферой туризма на примере городского округа город Уфа Республики Башкортостан | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Экономика и управление

Опубликовано в Молодой учёный №46 (180) ноябрь 2017 г.

Дата публикации: 18.11.2017

Статья просмотрена: 693 раза

Библиографическое описание:

Гисматуллин, А. З. Особенности муниципального управления сферой туризма на примере городского округа город Уфа Республики Башкортостан / А. З. Гисматуллин. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2017. — № 46 (180). — С. 113-117. — URL: https://moluch.ru/archive/180/46520/ (дата обращения: 18.12.2024).



Статья посвящена характеристике особенностей муниципального управления сферой туризма в современных условиях. Рассмотрены в качестве примера особенности развития туристической сферы городского округа город Уфа Республики Башкортостан. Выделены проблемные моменты в муниципальном управлении сферой туризма городского округа город Уфа Республики Башкортостан.

Ключевые слова: муниципальное управление, туризм, ситуационный туризм, деловой туризм, сфера туризма, стратегия развития, целевая программа

Уфа — столичный город, один из 15-ти городов-миллионников России, расположенный практически на границе Европы и Азии, что само по себе является особым обстоятельством в части формирования и реализации городской туристской политики.

О туристской привлекательности (включающей ресурсно- инфраструктурный потенциал туристской деятельности и социально- институциональные риски ее осуществления на данной территории) и высоком потенциале для создания высококачественного туристского продукта в Уфе свидетельствуют:

– месторасположение и транспортная доступность объекта посещения.

Коммуникационные связи Уфы с другими крупными городами России и для зарубежных гостей обеспечивают: международный аэропорт «Уфа», 2 автовокзала, железнодорожные магистрали 5-ти направлений на центральную и южную части России, в Сибирь, Северный Казахстан и Среднюю Азию, 2 федеральные автомобильные трассы М-5 «Урал» (Москва — Самара — Уфа Челябинск) и М-7 «Волга» (Москва — Казань — Уфа), развитая сеть территориальных дорог.

Транспортная доступность в увязке с удобной логистикой позволяет позиционировать столицу Башкортостана как удобную точку транзита (возможность быстро добраться до городов и их окрестностей на скоростных поездах или самолетах создаст дополнительные преимущества, если речь идет о коротком отпуске);

– природно-климатические условия, межнациональные отношения.

Географическое положение Уфы в глубине материка, а также влияние Уральских гор обусловливают умеренно-континентальный тип климата с продолжительной холодной зимой и умеренно-теплым, иногда жарким летом. Климатические особенности города определяют в качестве наиболее целесообразных для развития виды туризма, исключающие продолжительный теплый сезон.

В числе знаковых культурных объектов: Национальный музей Республики Башкортостан, Башкирский государственный художественный музей им. М. В. Нестерова, Дом-музей С. Т. Аксакова, Музей археологии и этнографии ИЭИ УНЦ РАН, Первая Уфимская соборная мечеть, Комплекс мечеть-медресе «Ляля-Тюльпан», Крестовоздвиженский храм, Кафедральный Соборный храм Рождества Богородицы г. Уфы, Башкирский государственный театр оперы и балета, Башкирский государственный академический театр драмы им. М. Гафури, Государственный академический русский драматический театр Республики Башкортостан, Уфимский государственный татарский театр «Нур» и др (таблица 1).

Таблица 1

Учреждения культуры иискусства города Уфы, ед.

Госцирк

1

Театры

9

Башгосфилармония

1

Национальный симфонический оркестр РБ

1

Государственный академический ансамбль народного танца РБ им.Гаскарова

1

Фольклорный ансамбль танца «Мирас»

1

Художественные галереи (включая филиалы)

18

Парки культуры и отдыха

8

Музеи

13

Национальная библиотека им. А. З. Валиди

1

Массовые библиотеки, ед.

60

Дворцы, дома культуры, клубные учреждения, ед.

24

Планетарий

1

Общественно-политический центр (Конгресс холл)

1

Кинотеатры и киноустановки

10

На сегодняшний день туристическую инфраструктуру современной Уфы составляют 102 гостиницы, 8 парков и садов, 63 памятника и достопримечательных мест, 13 музея, 9 театров, 10 кинотеатров, 18 галерей, 297 туристических фирм, из них 58 фирм, специализирующихся на внутреннем и въездном туризме [2].

Всего на территории города расположено 13 действующих православных храмов, евангелическо-лютеранская церковь и 9 мечетей, 22 музея и 8 театров, более 10-ти учреждений санаторного и лечебно-оздоровительного типов, 10-ти выставочных комплексов и т. д.

На республиканском уровне действует Агентство по туризму Республики Башкортостан — республиканский орган исполнительной власти, осуществляющий в пределах своей компетенции государственную политику и регулирование в области развития и поддержки туризма и туристской индустрии.

Агентство образовано 19 декабря 2012 в соответствие с указом Президента Республики Башкортостан от 24 октября 2012 года № УП-407 «О мерах по совершенствованию структуры исполнительных органов государственной власти Республики Башкортостан» взамен Государственного комитета Республики Башкортостан по предпринимательству и туризму в сфере туризма и действует на основании Положения, утверждённого постановлением Правительства Республики Башкортостан от 18 декабря 2012 год № 459 «Об утверждении Положения об Агентстве по туризму Республики Башкортостан».

Ключевые направления деятельности и задачи агентства:

– создание и развитие на территории Башкортостана конкурентоспособного туристско-рекреационного комплекса;

– повышение инвестиционной привлекательности туристской индустрии;

– продвижение республиканского турпродукта в рамках Долгосрочной целевой программы «Развитие внутреннего и въездного туризма в Республике Башкортостан на 2012–2016 годы», утвержденной постановлением Правительства Республики Башкортостан от 7 июня 2012 года № 185 [1] (рисунок 1).

В организационной структуре Администрации ГО г. Уфа вопросами развития туризма занимается Управление потребительского рынка и развития туризма Администрации ГО г.Уфа РБ.

Рис. 1. Система регионального и муниципального управления сферой туризма в городском округе город Уфа

В целях активизации внутреннего туризма, укрепления положительного туристского имиджа столицы Администрацией городского округа город Уфа РБ разработана программа «Развитие сферы внутреннего и въездного туризма в городе Уфа» [3].

Цель программы — формирование современной конкурентоспособной туристской сферы, укрепление положительного туристского имиджа города Уфы.

Задача программы — создание условий для увеличения количества и повышения качества предоставляемых туристских услуг, продвижение туристских ресурсов города.

Важнейшие целевые индикаторы и показатели муниципальной программы «Развитие сферы внутреннего и въездного туризма в городе Уфе»:

– численность пенсионеров, детей школьного возраста, в том числе воспитанников социальных приютов, детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, людей с ограниченными возможностями, в том числе инвалидов-колясочников — участников Подпрограммы «Развитие сферы внутреннего и въездного туризма в городе Уфе», человек;

– объем выпускаемой полиграфической продукции, раскрывающей туристский потенциал города, экземпляров.

Ожидаемые конечные результаты муниципальной программы и показатели социально-экономической эффективности

– увеличение численности пенсионеров, воспитанников социальных приютов, детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, людей с ограниченными возможностями, в том числе инвалидов-колясочников — участников Подпрограммы «Развитие сферы внутреннего и въездного туризма в городе Уфе» до 1650 человек к 2020 году;

– увеличение объема выпуска полиграфической продукции, раскрывающей туристский потенциал города, до 33700 экземпляров.

За время реализации программы Администрацией городского округа город Уфа РБ организовано 13 социальных туров для людей пожилого возраста, людей с ограниченными возможностями. Охват составил 1 740 человек. Социальные туры включают экскурсии по городу с посещением достопримечательностей, туристские поездки в рекреационные районы республики, поездки в культурно-исторические центры России. Популярными являются оздоровительные туры.

Важно отметить, что в рамках программы проводятся мероприятия и для людей с ограниченными возможностями.

Город Уфа был первым среди муниципалитетов, кто организовал туристические туры для людей с ограниченной возможностью с разнообразной «палитрой» заболеваний (с ментальными нарушениями (синдром Дауна, аутизм, задержка психо-речевого развития, умственная отсталость), инвалиды по слуху, инвалиды-колясочники, инвалиды с опорно-двигательным нарушениями, инвалиды по зрению).

Уфа становится центром культурно-познавательного, делового и событийного туризма, хотя внутренний и въездной туризм в Уфе, как и по республике в целом развиты недостаточно. Предложения в области внутреннего туризма значительно отстают от потребностей населения.

Доля въездного туризма составляет не более 10 %-го объема туристского рынка республики.

В Республике Башкортостан суммарный объем туристско-экскурсионных и санаторно- оздоровительных услуг в 2016 г. составил 10896,16 млн. руб., сформировав, таким образом, лишь 7,2 % от общего объема платных услуг, предоставленных населению, и увеличившись с 2012 г. всего на 1,5 % (таблица 2).

Таблица 2

Основные показатели развития туризма вРеспублике Башкортостан / Уфе

Наименование показателя

2012г.

2013г.

2014г.

2015г.

2016г.

Число коллективных средств

379

377

374

382

390

размещения, всего, единиц[1]

38

43

59

79

93

Единовременная вместимость в коллективных средствах, тыс.ед.

36,4 7,3

31,7 6,6

31,8 6,7

31,9 6,4

32,0 6,5

Численность размещенных

762,4

720,6

876,2

914,5

863,3

лиц, тыс. чел.

158,3

156,1

286,5

266,1

233,3

Платные услуги, всего, млн.

143714,4

144688,1

152960,3

151211,5

151969,8

рубб.

94972,6

80236,04

85369,83

85811,54

из них:

туристские

2395,8

2436,08

2454,513

2842,902

4338,984

гостиниц и аналогичных средств размещения

2539,3

2614,326

2777,255

3080,681

3301,523

санаторно-оздоровительные

2883,3

3169,303

3181,278

3211,445

3255,65

В активе у города значатся природные ресурсы, удобное географическое положение и обширное водное пространство.

Кроме того, в Уфе и ее окрестностях расположены музеи, памятники архитектуры и природные памятники, все это повышает ценность Уфы как стартовой площадки для туристов, приезжающих во все другие уголки республики.

Объем туристских услуг в Уфе за 2016 год составил свыше 2 млрд. рублей. С 2011 года наблюдается устойчивое увеличение объема услуг в сфере туризма на 7–12 процентов.

Так как наибольшую долю турпотока в столицу Башкортостана составляют бизнес-туристы, то во время их пребывания в Уфе, помимо деловых программ реализуются и экскурсионные туры.

Сложившиеся в стране экономические условия и геополитические события привели с одной стороны к сокращению количества туристических фирм (в 2015 году — 429 турфирм, в 2016 году — 401 турфирма), однако с другой — спровоцировали рост турфирм, которые работают именно на внутренний и въездной туризм.

Только за 2016 год музеи Уфы посетили 224 тысячи человек, что на 14 тысяч больше, чем в 2015 году. Также такие объекты туристического показа, как планетарий, лимонарий, ботанический сад, ЦСИ «Облака» в 2016 году посетили 175 тысяч человек, что на 7 тысяч больше по сравнению с 2015 годом.

Туристская привлекательность Уфы определяется следующими положительными факторами:

  1. Богатое историко-культурное, природное наследие города, сосредоточение объектов культурного наследия, памятников древней и средневековой истории края.
  2. Позиционирование Уфы как туристического центра Республики Башкортостан.
  3. Удобное географическое расположение.
  4. Транспортная доступность.
  5. Развитая система культурно-познавательного и событийного туризма.

В Стратегическом плане развитии город Уфы выделены следующие основные проблемы:

1 Низкий уровень координации в проведении туристской политики, развитии менеджмента регионального уровня, ограничивающий возможности субрегионального уровня по кооперации усилий государства, бизнеса, населения для развития туризма.

2 Низкий уровень территориального маркетинга, активности в продвижении городского туристского продукта на российских и зарубежных туристских выставках и ярмарках и др.

3 Отсутствие ярко выраженной уникальности города, являющейся базовым элементом городского бренда, ее фрагментарный характер.

4 Низкий уровень конкурентоспособности городского туристского продукта, туристских услуг, связанный с недостаточным уровнем развития туристской инфраструктуры (не столько в части отсутствия каких-либо ее элементов, сколько в части несоответствия требованиям международных стандартов), недостаточным количеством квалифицированных специалистов в сфере туризма.

Таким образом, сфера внутреннего туризма в городском округе город Уфа недостаточно развита в связи с тем, что существует ряд проблем, препятствующих более динамичному развитию: инфраструктурные, организационные, информационные, социально-психологические, экономические.

1 Инфраструктурные: Туристская инфраструктура недостаточно развита и не соответствует общепризнанным европейским стандартам.

2 Информационные: Отсутствует уникальный и привлекательный туристский образ в сравнении с другими городами, недостаточное рекламно-информационное обеспечение.

3 Кадровые проблемы: Острый дефицит кадров, владеющих навыками предоставления туристских услуг в соответствии с международными стандартами, недостаток в туристской сфере профессиональных кадров среднего и младшего звена.

4 Системные: Туристический потенциал города Уфы задействован не в полной мере.

5 Управленческие: Недостаточно эффективная работа муниципальных органов власти.

Для решения вышеозначенных проблем необходимо разработать мероприятия по совершенствованию муниципальной поддержки развития туризма ГО г. Уфа.

Литература:

1 Государственная программа «Развитие внутреннего и въездного туризма в Республике Башкортостан», утвержденная Постановлением Правительства Республики Башкортостан от 7 июня 2012 г. N 185

2 Стратегический план экономического развития городского округа город Уфа Республики Башкортостан до 2030 года. Администрация г. Уфы, ИСЭИ УНЦ РАН. — Уфа: ИСЭИ УНЦ РАН, 2015. — 284 с.

3 Об утверждении муниципальной программы «Развитие городского округа город Уфа Республики Башкортостан» (с изменениями на: 10.03.2017) Подпрограмма «Развитие сферы внутреннего и въездного туризма в городе Уфе» муниципальной программы «Развитие городского округа город Уфа Республики Башкортостан»

4 // Официальный сайт Администрации городского округа г. Уфа Республики Башкортостан http://www.ufacity.info, 01.04.2016

5 Методические рекомендации для органов местного самоуправления по развитию туризма в муниципальных образованиях/ Агентство по туризму Иркутской области, Кафедра туризма и гостиничного бизнеса ФГБОУ ВО «Байкальский государственный университет». — Иркутск. 2017. — 22 с.


[1]Число средств размещения гостиничного типа по г. Уфе представлено по данным Администрации г. Уфы.

Основные термины (генерируются автоматически): уфа, Башкортостан, въездной туризм, городской округ, сфера туризма, город, муниципальное управление, Развитие сферы, внутренний туризм, транспортная доступность.


Похожие статьи

Особенности реализации контрольных полномочий в сфере земельных отношений органами местного самоуправления (на примере городского округа Красногорск Московской области)

В статье рассматриваются особенности реализации полномочий муниципального земельного контроля на примере органов местного самоуправления городского округа Красногорск Московской области. Представлены нормативно-правовые основы деятельности муниципаль...

Теоретические основы инвестиционной деятельности и ее особенности на территории ЗАТО г. Железногорска

В статье раскрыты и проанализированы понятия «инвестиции», «инвестирование» и «инвестиционная деятельность». Изучена роль инвестиционной деятельности в совершенствовании социального положения в обществе и в развитии экономики в целом. Детально рассмо...

Особенности PR-технологий в государственном и муниципальном управлении

В статье рассказывается о сущности, специфике, а также целях и задачах такого явления, как связи с общественностью в сфере государственного и муниципального управления. Предмет рассмотрения раскрыт с учетом современного уровня развития профессиональн...

Особенности стратегического планирования: муниципальный уровень

Актуальность темы исследования определяется необходимостью стратегического планирования комплексного социально-экономического развития муниципальных образований, с целью повышения эффективность муниципального управления. Автор исследования раскрывает...

Стратегические направления промышленной политики Республики Башкортостан

В данной работе проведен обзор теоретических аспектов промышленной политики и организационно-правовые основы регулирования промышленной политики в России и Республике Башкортостан. Дана характеристика стратегических направлений промышленной политики ...

Основные направления регулирования социально-экономического развития Республики Коми

В статье исследуются основные направления социально-экономического развития, отраженные в нормативно-правовых актах Республики Коми, регулирующие ее социально-экономическое развитие. Особое внимание уделяется Стратегии социально-экономического развит...

Перспективные направления развития сферы туристско-рекреационных услуг в современных условиях

Выявлены факторы роста рынка туристско-рекреационных услуг и сформулированы стратегические направления его развития. Рассмотрены новые перспективные направления в туристско-рекреационном секторе.

Современное состояние и проблемы развития рынка туристских услуг Калининградской области

В статье представлено описание современного состояния туризма как одного из приоритетных направлений развития Калининградского региона, сформулированы предпосылки успешного функционирования туризма в области, а также уделено внимание основным проблем...

Анализ цифровой трансформации социально-экономического развития Республики Башкортостан

Анализ цифровой трансформации позволяет оценить эффективность и результативность данных программ, а также выявить проблемные области и потенциал для дальнейшего улучшения. В данной работе будет проведен анализ цифровой трансформации Республики Башкор...

Показатели эффективности системы государственного управления в Республике Башкортостан на примере Министерства образования и науки Республики Башкортостан

В статье рассматривается понятие и содержание государственного управления и его системы, а также отмечаются показатели, позволяющие оценить эффективность функционирования и действия данной разновидности социального управления. Немаловажное внимание у...

Похожие статьи

Особенности реализации контрольных полномочий в сфере земельных отношений органами местного самоуправления (на примере городского округа Красногорск Московской области)

В статье рассматриваются особенности реализации полномочий муниципального земельного контроля на примере органов местного самоуправления городского округа Красногорск Московской области. Представлены нормативно-правовые основы деятельности муниципаль...

Теоретические основы инвестиционной деятельности и ее особенности на территории ЗАТО г. Железногорска

В статье раскрыты и проанализированы понятия «инвестиции», «инвестирование» и «инвестиционная деятельность». Изучена роль инвестиционной деятельности в совершенствовании социального положения в обществе и в развитии экономики в целом. Детально рассмо...

Особенности PR-технологий в государственном и муниципальном управлении

В статье рассказывается о сущности, специфике, а также целях и задачах такого явления, как связи с общественностью в сфере государственного и муниципального управления. Предмет рассмотрения раскрыт с учетом современного уровня развития профессиональн...

Особенности стратегического планирования: муниципальный уровень

Актуальность темы исследования определяется необходимостью стратегического планирования комплексного социально-экономического развития муниципальных образований, с целью повышения эффективность муниципального управления. Автор исследования раскрывает...

Стратегические направления промышленной политики Республики Башкортостан

В данной работе проведен обзор теоретических аспектов промышленной политики и организационно-правовые основы регулирования промышленной политики в России и Республике Башкортостан. Дана характеристика стратегических направлений промышленной политики ...

Основные направления регулирования социально-экономического развития Республики Коми

В статье исследуются основные направления социально-экономического развития, отраженные в нормативно-правовых актах Республики Коми, регулирующие ее социально-экономическое развитие. Особое внимание уделяется Стратегии социально-экономического развит...

Перспективные направления развития сферы туристско-рекреационных услуг в современных условиях

Выявлены факторы роста рынка туристско-рекреационных услуг и сформулированы стратегические направления его развития. Рассмотрены новые перспективные направления в туристско-рекреационном секторе.

Современное состояние и проблемы развития рынка туристских услуг Калининградской области

В статье представлено описание современного состояния туризма как одного из приоритетных направлений развития Калининградского региона, сформулированы предпосылки успешного функционирования туризма в области, а также уделено внимание основным проблем...

Анализ цифровой трансформации социально-экономического развития Республики Башкортостан

Анализ цифровой трансформации позволяет оценить эффективность и результативность данных программ, а также выявить проблемные области и потенциал для дальнейшего улучшения. В данной работе будет проведен анализ цифровой трансформации Республики Башкор...

Показатели эффективности системы государственного управления в Республике Башкортостан на примере Министерства образования и науки Республики Башкортостан

В статье рассматривается понятие и содержание государственного управления и его системы, а также отмечаются показатели, позволяющие оценить эффективность функционирования и действия данной разновидности социального управления. Немаловажное внимание у...

Задать вопрос