Современные формы работы с родителями по приобщению дошкольников к художественной литературе | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №46 (180) ноябрь 2017 г.

Дата публикации: 19.11.2017

Статья просмотрена: 12897 раз

Библиографическое описание:

Кондратьева, Н. В. Современные формы работы с родителями по приобщению дошкольников к художественной литературе / Н. В. Кондратьева. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2017. — № 46 (180). — С. 291-293. — URL: https://moluch.ru/archive/180/46525/ (дата обращения: 16.11.2024).



Семья, семейное чтение в приобщении дошкольника к художественной литературе играют первостепенную роль.

Какие же проблемы стоят перед современной семьей в плане приобщения детей к литературе?

В настоящее время семья находится в кризисном состоянии, и в силу ряда объективных причин её воздействие на формирование ребенка как будущего читателя затруднено. Не способствует этому процессу низкая педагогическая грамотность многих родителей, сложное финансовое положение семей, отсутствие должного внимания к процессу развития интереса ребенка к детской литературе со стороны родителей. Современные дети все больше времени проводят за компьютерными играми, телевизором. Некоторые родители, делая попытки приобщить ребенка к чтению, сталкиваются с проблемой удержания детского внимания, неумением заинтересовать дошкольника сюжетом произведения. В результате они оставляют это занятие, считая, что ребенку просто неинтересно. Часто родители считают, что чтение книг ребенку является забавой, детским времяпровождением. Читают книги детям редко в силу отсутствия времени и занятости, наспех. Бывает так, что родители не покупают книг совсем или приобретают книги, не соответствующие возрастным возможностям ребенка.

Изменить сложившуюся ситуацию поможет организация взаимодействия в этом направлении педагогов и родителей.

Основная цель этого взаимодействия: помочь родителям осознать ценность чтения детям книг как средства образования и воспитания дошкольников.

Задачи в организации семейного чтения следующие:

‒ познакомить родителей с возрастными особенностями дошкольников в плане восприятия произведений детской художественной и познавательной литературы

вовлекать семьи в атмосферу чтения

расширять их представления о детской литературе

знакомить родителей с разными видами домашнего чтения с учётом интересов и потребностей дошкольников

‒ научить родителей руководить воспитанием детей как будущих читателей, привлечь их к взаимодействию с ДОУ

‒ дать рекомендации по обсуждению, обыгрыванию воспринятых художественных произведений, организации книжного уголка в домашних условиях.

Все формы работы с родителями по данному направлению можно разделить на информационно-аналитические, познавательные, досуговые, наглядно-информационные.

К информационным относятся

‒ Проведение анкетирования, опросов «О чтении в семье»; «Любимая книга детства», «Воспитание у ребенка интереса и любви к книге»

‒ «Почтовый ящик» (куда родители в письменной форме помещают свои вопросы и пожелания).

Они позволяют педагогам изучить состояние приобщения ребенка к книге в семье, выяснения образовательных потребностей родителей, установления контакта с её членами.

Познавательные формы работы призваны знакомить родителей с рациональными методами и приемами ознакомления дошкольников с детской литературой, формируют практические навыки взаимодействия с детьми.

Воспитатель проводит индивидуальные консультации и беседы с родителями на конкретные, важные для той или иной семьи темы (как привлечь ребенка к слушанию книг, какие литературные места можно показать детям в выходной день, как использовать книгу для развития связной речи).

Очень важно консультируя родителей показать, как нужно работать с книгой. Ее нужно не просто читать ребенку, но и вместе рассматривать иллюстрации, предложить ему ответить на вопросы по содержанию текста, особо останавливаясь на определении поступков героев, оценки их действий в той или иной ситуации, предложить пересказать содержание сказки (рассказа), ответить, что изображено на картинке.

На родительских собраниях педагог знакомит родителей с читательскими интересами группы, выявленными в ходе беседы с детьми, освящает имеющиеся проблемы, рассказывает о вреде раннего приучения ребенка к телевизору, видео, компьютерным играм, о недопустимости замены ими непосредственного общения ребенка с родителями. Необходимо убедить их в том, что ребенок не должен находиться у телевизора больше часа в день, смотреть все подряд. Основное внимание обратить на то, как важны для воспитания дошкольника — зрителя совместный с родителями просмотр детских телепередач, спектаклей и их последующее обсуждение. И самое главное условие для приобщения детей к чтению — собственный пример. Только читающие родители становятся образцом для подражания

Важной формой работы по приобщению детей к чтению является семинар — практикум. На семинаре рассматриваются и обсуждаются различные вопросы, посвященные детскому чтению, рассказывается о его значении, качестве современной детской литературы и других проблемах. Например, на семинаре — практикуме на тему «Учим стихи с детьми» родителям предоставляется информация и практические рекомендации о том, как подобрать стихи соответственно возрасту детей, как учить стихи с детьми дома, как развивать интонационную выразительность речи. Многие сталкиваются с проблемой — дети не умеют выразительно читать стихи, родители учат их только запоминать механически текст, не обращая внимания на интонацию.

По ходу встречи родители участвуют в практическом выполнении заданий — прочитать выразительно, с разной силой голоса, темпом различные отрывки детских стихотворений.

В процессе проведения такой формы взаимодействия как круглый стол, родители выступают, обмениваются мнениями, обсуждают актуальные проблемы, например «Нужно ли прививать интерес к книге?».

«Дни открытых дверей» дают родителям возможность увидеть, как взаимодействуют педагоги с детьми в процессе ознакомления с произведениями детской литературы.

В этот день родители могут познакомиться с тем, каких успехов достиг ребенок в чтении стихов, умении рассказывать сказки, принимать участия в драматизации детских произведений. Родители, наблюдая деятельность педагога и детей, могут сами поучаствовать в играх, продуктивной деятельности.

Посещение на дому также относится к познавательным формам взаимодействия с семьей. Воспитатель может оказать конкретную помощь, например, посоветовать, где разместить книжный уголок в соответствии с необходимыми требованиями: освещение, доступность его для самостоятельного использования ребенком. Педагог на месте может посоветовать, как обращаться с книгой, какие книги оставить в детском уголке, а какие убрать, как не подходящие по возрасту ребенка.

Интересной формой работы является работа над проектом. Дети вместе с родителями работают над определенной темой, например, «Книги К. И. Чуковского». В результате работы над проектами узнают много нового о творчестве Чуковского, его биографии, рисуют иллюстрации к его стихам, изготовляют книжки — малышки по его сказкам, макеты, декорации, мягкие игрушки, маски. Затем на заседаниях читательского клуба или на родительских собраниях представляют свой проект, рассказывают о том, что нового узнали, как выполняли творческую работу.

Досуговые формы организации общения призваны устанавливать теплые неформальные отношения между педагогами и родителями, а также более доверительные между родителями и детьми. Очень эффективно решаются задачи приобщения дошкольников к литературе в детско-родительских читательских клубах.

В ходе работы клуба могут проводиться консультации, открытые мероприятия с участием родителей, выставки детских работ, литературы, совместное придумывание сказок детьми и родителями, совместные вечера-развлечения, например «Вечер С. Я. Маршака», «Вечер стихов о зиме», концерт «Поющие герои сказок», инсценировки детских произведений.

На заседание клуба можно пригласить работников библиотеки, которые дадут консультации по воспитанию будущего читателя, обогатят представления родителей о детской литературе или посетить библиотеку вместе с родителями.

Раньше существовала традиция семейного чтения вслух, когда все члены семьи высказывали свое мнение о прочитанном, отвечали на вопросы ребенка.

К сожалению, сейчас эта традиция практически не сохранилась. Педагогу необходимо показать значение такого вида чтения для развития ребенка. Нужно отметить, что очень полезно семейное чтение не только художественной литературы, но и справочников, энциклопедий. Если у маленьких почемучек будут возникать вопросы из мира техники, природы, всегда можно вместе почитать справочную литературу.

Интересной формой работы клуба может быть создание семейных библиотек. Предложите родителям воспитанников принести в детский сад свои книги, альбомы из домашних библиотек.

Таким образом, дети смогут увидеть очень старые экземпляры, книги-малютки и книги-великаны; альбомы, посвященные технике, моде, спорту, которые начали собирать еще их родители, старые детские журналы. Ребята с удовольствием узнают, что их мамы, папы, бабушки и дедушки тоже очень любили и любят читать книги.

Кроме того, на родительских собраниях, конференциях родители рассказывают о том, как они приучают детей к чтению, с какого возраста, что интересно детям и им самим. Таким образом, осуществляется обмен родительским опытом по привлечению детей к книге в семье.

Как правило очень интересно и увлекательно проходят такие мероприятия как викторины, литературные развлечения. Родители могут проявить смекалку и фантазию в различных конкурсах.

Они могут выступать в роли непосредственных участников: участвовать в составлении сценария, читать стихотворения, петь песни, играть на музыкальных инструментах и рассказывать интересные истории.

Широко используется такая форма работы, как конкурсы детских рисунков, поделок. При создании работ в совместной творческой деятельности объединяются дети и родители.

Дети не только гордятся своей работой, но и оценивают творчество других, отгадывают знакомые сказки и стихи, вспоминают содержание произведений.

Главная задача наглядно-информационных форм работы — познакомить родителей с содержанием и методами ознакомления детей с художественной литературой детей в ДОУ (группе).

Информация может быть представлена в уголке для родителей в виде списков литературных произведений с указанием, что будет читаться в совместной деятельности в детском саду и что рекомендуется для домашнего чтения.

На стендах для родителей целесообразно помещать советы, пожелания по поводу того, как организовать чтение ребенка в домашних условиях, под такими, например, рубриками: «Сказка в жизни ребенка», «Как и когда рассказывать сказки», «О чем и как беседовать с детьми после чтения книги». Здесь же может быть представлена постоянная рубрика: «Новинки детской литературы» с информацией о новых книгах, с краткой аннотацией к ним. Можно предложить родителям памятки, рекомендации, папки-передвижки.

И в заключении отметим, что если ребенок растёт и развивается в обстановке, где беседы, слушание, чтение являются нормой повседневной жизни, то он и в школе будет интересоваться содержательной и разносторонней информацией, которую можно почерпнуть главным образом из книг, из него вырастет увлеченный и естественно сформировавшийся читатель.

Основные термины (генерируются автоматически): родитель, ребенок, детская литература, книга, семейное чтение, семья, форма работы, будущий читатель, детский сад, домашнее чтение.


Похожие статьи

Воспитание толерантности к дошкольникам с ОВЗ в условиях детского сада

Развитие творчества старших дошкольников в процессе использования различных техник работы с бумагой

Формирование патриотических чувств у старших дошкольников посредством приобщения к историческому наследию русского народа

Формы работы по патриотическому воспитанию со старшими дошкольниками

Современные формы взаимодействия педагога с родителями воспитанников в дошкольной образовательной организации

Ознакомление старших дошкольников с национальной культурой посредством мордовской детской литературы

Выявление и поддержка творчески одаренных детей в рамках дошкольного образования

Патриотическое воспитание и обучение дошкольников средствами музейной педагогики

Особенности форм образовательной деятельности старших дошкольников по ознакомлению с художественной литературой с учетом регионального компонента

Организация работы по формированию знаний о ПДД у детей младшего дошкольного возраста посредством игровой деятельности

Похожие статьи

Воспитание толерантности к дошкольникам с ОВЗ в условиях детского сада

Развитие творчества старших дошкольников в процессе использования различных техник работы с бумагой

Формирование патриотических чувств у старших дошкольников посредством приобщения к историческому наследию русского народа

Формы работы по патриотическому воспитанию со старшими дошкольниками

Современные формы взаимодействия педагога с родителями воспитанников в дошкольной образовательной организации

Ознакомление старших дошкольников с национальной культурой посредством мордовской детской литературы

Выявление и поддержка творчески одаренных детей в рамках дошкольного образования

Патриотическое воспитание и обучение дошкольников средствами музейной педагогики

Особенности форм образовательной деятельности старших дошкольников по ознакомлению с художественной литературой с учетом регионального компонента

Организация работы по формированию знаний о ПДД у детей младшего дошкольного возраста посредством игровой деятельности

Задать вопрос