Чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребёнок.
В. А. Сухомлинский
Дидактическая игра-игра познавательная, направленная на расширение, углубление, систематизацию представлений детей об окружающем, воспитание познавательных интересов, развитие познавательных способностей. Она представляет собой многоплановое, сложное педагогическое явление. Она является и игровым методом обучения детей дошкольного возраста, и формой обучения, и самостоятельной игровой деятельностью, и средством всестороннего воспитания личности ребёнка. Основу дидактической игры составляет органическая взаимосвязь деятельности и интересного усвоения знаний.
Существует прямая связь между эмоциональным состоянием малыша и интенсивностью протекания его психических процессов: мышления, речи, внимания, памяти. Если в игре ребенок, действуя предметами, активно манипулирует пальцами, то мыслительные процессы активизируются, и наоборот, их интенсивность ослабевает, если рука ребенка бездействует. Поэтому особенно полезны игры, в которых дети действуют: разбирают, собирают, сортируют, соединяют, разъединяют детали и т. п. С помощью таких игрушек и игр воспитанники учатся родному языку, знакомятся со свойствами предметов, при этом у них развиваются наблюдательность, сообразительность, ловкость, смекалка, выдержка, организованность.
Дидактическая игра помогает сделать учебный материал увлекательным, создать радостное рабочее настроение. Ребёнок, увлечённый игрой, не замечает того, что учиться, хотя то и дело сталкиваются с заданиями, которые требуют от него мыслительной деятельности. Поэтому целью работы в данном направлении является развитие познавательной активности детей через нетрадиционные дидактические игры.
Для достижения этой цели решаю следующие задачи:
‒ развивать мышление у детей;
‒ развивать самостоятельность в поиске решений;
‒ развивать умение отвечать и задавать вопросы.
При подборе игр учитываются особенности умственного развития детей, а также их интерес к различным играм.
Дидактические нетрадиционные игры включаются в занятия, в совместную деятельность, в индивидуальную работу, в работу с родителями в форме «игры на дом».
Игры для занятий подбираются с учетом познавательного материала, который дети изучали. В ходе самих игр в зависимости от возраста детей задаются вопросы, даются образцы действий, образец высказывания, напоминаются правила. В процессе игровой деятельности с детьми необходимо вызвать у них интерес к играм, создать у них состояние увлеченности, умственного напряжения, используя занимательные проблемные ситуации, требующие разрешения.
Для организации совместной и самостоятельной деятельности детей создаётся в группе предметно-развивающая среда.
Остановимся на ряде нетрадиционных дидактических играх, которые применяются в работе с детьми:
Игра «Собери бусы»
Цель: Развивать соотносящие действия, координацию действий обеих рук, эмоциональное отношение к результату своей деятельности. Способствовать подведению детей к группировке предметов по цветовому признаку.
Оборудование. Цветные веревочки и колечки основных цветов.
Словарь. Бусы, веревка, кукла, синий, красный, зеленый, желтый.
Ход игры.
Воспитатель вносит кукол, которые собираются на праздник. Детям объясняют, что куклам нужны украшения — бусы. Педагог показывает бусы, надевает (примеряет) куклам по очереди, но всем их не хватает. Что делать? Куклы огорчены. Воспитатель приносит коробку с колечками и веревочками. Детям предлагается задание: на веревочку собрать колечки такого же цвета (красная веревочка — красные колечки, синяя веревочка — синие колечки и т. д.). Концы веревок соединяет педагог. Разноцветные бусы надевают на кукол. Они радуются и пляшут.
Выигрывает ребенок, первый справившийся с заданием педагога.
Дидактические игры сцветными крышками.
Дидактические задачи:
Закрепить представление детей о основных цветах спектра, развивать мелкую моторику рук, усидчивость и внимание.
Выполняя задания, дети играют, откручивают и закручивают крышки и в тоже время, учатся различать цвета, называть их, группировать предметы по цвету, чередовать.
Игры сприщепками
Игры с прищепками развивают мелкую моторику рук. Особенно они полезны, если пальчики ребенка действуют неуверенно, неловко. Игры с прищепками хорошо развивают щипковый хват, способность перераспределять при щипковом хвате мышечный тонус. Очень важно заниматься последовательно (правая рука, левая рука, обе руки), переходить от простого к сложному. Развивая движения пальцев рук, мы тем самым способствуем развитию интеллектуальных и мыслительных процессов ребенка, становлению его речи.
Игра «Ёжик»
Даём ребенку вырезанную из цветного картона заготовку ежика, на которой нарисованы глаза, уши, нос, но нет иголок. Ребёнок прикрепляет к спинке ежика прищепки.
Игра «Цветок»
Даём ребёнку вырезанные из цветного картона кружки. Ребёнок выбирает из коробки прищепки такого же цвета, какой круг и прикрепляет их по кругу.
Игра «Солнышко»
Даём ребёнку, вырезанные из желтого картона заготовки солнца. Малыш выбирает из коробки желтые прищепки и прикрепляет к солнцу лучи.
В утренний режим проводятся пальчиковые гимнастики с прищепками, предварительно отобрав прищепки, чтоб были не тугие. Поочерёдно покусывая прищепкой фаланги каждого пальчика сопровождаются действия словами:
Наша мамочка устала,
Всю одежду постирала.
Милой маме помогу,
Все прищепки соберу.
Исходное положение для каждого упражнения: рука, согнутая в локте, стоит на столе. Прищепка удерживается указательным и большим пальцами параллельно столешнице.
В этом упражнении — ритмично «открывать и закрывать ротик» прищепки, сопровождая действия проговариванием стихотворных текстов.
«Лиса»
Хитрая плутовка,
Рыжая головка,
Ротик открывает,
Зайчиков пугает.
Дидактическая игра «Спрячь козлёнка».
Цель игры — учит детей различать и называть предметы по цвету и форме, с помощью операции сравнения.
Описание игры: детям предлагаются домики в которых живут козлята. Каждый домик определенного цвета. Нужно спрятать козлят от волка, закрыв окошечки такого же цвета и формы, что и домики.
Игра очень проста в изготовлении, а у детей. вызывает массу положительных эмоций.
Дидактическая игра «Найди пару»
Цель: закрепить представления детей о геометрических формах, упражнять в их назывании.
Материал. Демонстрационный: круг, квадрат, треугольник, овал, прямоугольник, вырезанные из картона- по 2 фигурки каждой. Фигуры прикреплены на ленточки. Дети выбирают себе понравившуюся фигуру, надевают на шею. Воспитатель читает стихотворение:
По дороге я пойду, Друга я себе найду. Где ты друг, милый мой. Обнимись скорей со мной. Дети находят себе друга по фигуре и обнимают. (Затем меняются фигурами).
Дидактическая игра «Кто чем питается?»
Дидактические задачи: познакомить, чем питаются некоторые виды животных, развивать внимание, память, логическое мышление, мелкую моторику рук.
Ход игры:
На стол выкладываем коробочки картинкой вниз. Дети в порядке очереди берут коробок с картинкой, отвечают на вопрос Кто это? — Кошка. Чем питается? (Открывают коробок). — Молоком и т. д. Когда дети усвоят кто чем питается, усложним задание рассоединим верхнюю часть коробки от нижней дети будут подбирать картинку. Например
БЕЛКА — ОРЕШКИ, СЕМЕЧКИ
ЛЯГУШКА — МУХА, БАБОЧКА
КОРОВА — ТРАВА, ЛИСТЬЯ, ОВОЩИ И ФРУКТЫ
ЛОШАДЬ — ТРАВА, ЛИСТЬЯ, ОВОЩИ И ФРУКТЫ
Дидактическая игра «Доска с замочками»
Игровая доска стимулирует детей к познавательной деятельности, способствует развитию воображения и расширяет представления об окружающем мире. Юный исследователь, постигая устройство механизмов, учится комбинировать различные приёмы и подходы, развивает моторную память, а порой и творческие способности.
На игровой поверхности нарисовано четыре домика, в каждом живут известные малышу из повседневной жизни и сказок домашние животные — куры, гуси, собаки. Вы можете не только научить ребёнка открывать замки разных форм, но и пофантазировать в процессе игры — какая коровка здесь живёт — Бурёнка, а, может, Зорька? а овечки за этой дверцей белые и пушистые, а, может быть, чёрные? А какой породы собачка спряталась в будке — пудель, а, может быть, овчарка? Заодно можно вспомнить: как «говорит» гусь? из какого домика, если очень хорошо прислушаться, можно услышать тоненькое «бе-е-е»? а кто даёт людям молоко? Вспомнили, придумали, а теперь — быстрее открываем замок. Возможно, не все замки поддадутся одинаково легко, здесь будет важно терпение и помощь воспитателя. Глядя, как ловко это получается, дети запоминают использованные Вами приёмы и постепенно учатся применять увиденное на практике. Все старания упорного открывателя будут щедро вознаграждены, ведь за каждой дверцей ребёнка ждёт сюрприз. Заглядывай скорее и ты увидишь хозяина домика. Рассмотрели зверушек, а теперь быстрее закрываем дверцы, пока они не разбежались. А теперь — попробуй-ка сам.
Доска с замочками надолго увлечёт Вашего ребёнка и подарит массу приятных и радостных моментов. Кропотливые упражнения с замочками послужат своего рода пальчиковой гимнастикой. А ведь развитие мелкой моторики теснейшим образом связано с развитием пространственного и логического мышления. Сосредоточенные манипуляции с механизмами замков формируют навыки сенсорной и моторной координации. Движения маленьких ручек станут более уверенными, твёрдыми и отточенными, а это первый шаг к подготовке руки к письму. «Доска с замочками» — это увлекательная и интересная игра, полная открытий и закрытий, которая надолго станет любимым занятием. А еще, после освоения «Доски с замочками» уже можно будет не бояться, что ребёнок, случайно закрывшись где-то, растеряется и не сможет открыть любую задвижку и замок.
Систематическая работа даёт положительные результаты. Дети узнают основные цвета спектра, название пяти геометрических фигур, у детей увеличивается словарный запас, расширяется кругозор, растёт уровень знаний, они становятся более самостоятельны, активны, больше интересуются познавательной литературой, задают вопросы, творчески мыслят, у них активизируется мыслительная способность.