К вопросу о финансово-правовом регулировании банковской системы в России | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Юриспруденция

Опубликовано в Молодой учёный №46 (180) ноябрь 2017 г.

Дата публикации: 20.11.2017

Статья просмотрена: 491 раз

Библиографическое описание:

Беседина, Т. Н. К вопросу о финансово-правовом регулировании банковской системы в России / Т. Н. Беседина. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2017. — № 46 (180). — С. 190-193. — URL: https://moluch.ru/archive/180/46531/ (дата обращения: 20.12.2024).



Считается, что рубеж средних веков прошедшего тысячелетия является началом развития новых общественных отношений нормативного регулирования в сфере финансов.

В названный исторический период средневековому государству, как единственному эмитенту денежных средств, представлялось вполне достаточным наличие возможности реализации своей публичной власти путем приоритетного регулирования общественных отношений в сфере финансов. Однако монопольного регулирования в виде осуществления выпуска одних только денежных средств государству оказалось политически недостаточно, поэтому им были предприняты меры к расширению своей финансовой деятельности, как публичного органа власти.

Выводы современных ученых, по этому поводу следующие: в любом государстве, помимо выпуска денег, имеется единое (унитарное) и закономерное движение «денежных потоков». Объективные закономерности «движения единой массы денег» требуют создание монолитной унитарной системы участников «общественных отношений (финансов) создающих, распределяющих и использующих фонды денежных средств», которые обеспечивают ее оборот. Такая унитарность (единство) «проявляется также в том, что оформляется некоторая совокупность профессиональных субъектов указанного рода деятельности в виде банков и иных кредитных учреждений» с непременным участием публичного субъекта власти.

При этом под создаваемой банковско-кредитной «системой понимается совокупность кредитных отношений и институтов, организующих эти отношения» [12].

Соответственно «успех выполнения функций, созданной, кредитно-банковской системы зависит от наличия соответствующих правовых и институциональных условий, обеспечивающих доверие общества к этой системе и гарантирующих безопасность сбережений» [10]. Такой успех обеспечивается также достаточным и влиятельным участием публичного органа власти, государства, в процессе создания эффективно работающей банковской и кредитной системы.

С учетом аналогичных мотивов полагаем, началось в середине прошлого тысячелетия создание новых финансовых нормативно правовых средств регулирования общественных отношений.

Учеными полагается, что под финансами необходимо понимать совокупность всех денежных средств, находящихся в распоряжении хозяйствующих субъектов и обращающихся в государстве, а также система их комплектования (накопления), планирования распределения и размещения по предназначению и соответственно дальнейшего использования по спланированному предназначению.

Также ученые-правоведы к дефиниции финансов относят общественные экономические отношения, складывающиеся в процессе комплектования, перераспределения и использования централизованных и децентрализованных фондов денежных средств.

Как известно развитие общественных отношений в историческом аспекте прошло путь от натурального товарного обмена к товарно-денежным отношениям.

В этих отношениях всеобщим эквивалентом товара признаны деньги, монопольный выпуск которых первоначально, как указано, принадлежал государству.

Вслед за этим постепенно сформировались полномочия государства по регулированию экономических и социальных отношений, по учету доходов и расходов в денежной форме, по образованию различных денежных фондов для финансирования устанавливаемых государством публично правовых обязанностей, через создание для этого, в том числе специализированных органов власти в виде банковской системы.

Из этого следует научный вывод, что финансы это не только сами денежные средства, а общественные отношения между их субъектами по поводу образования, перераспределения и использования фондов денежных средств с помощью системы создаваемых специализированных государственных органов [17].

Необходимо отметить, что расширение коснулось, и банковской сферы деятельности и ее системы, поэтому средневековое государство взяло на себя руководство «частью банковского дела, которым традиционно занимались до этого времени частные лица» [16]. Для этого оно распространило свои публичные интересы в сферу регулирования банковского дела, которое следуя установившимся давним традициям, принадлежало ранее только частным лицам и имело целью только удовлетворение частных интересов в получении прибыли.

В названное время впервые государством организовывается иная банковская система, которая включает в себя, наряду с частными и вновь созданные специализированные государственные банки. Созданной таким образом системе кредитования в виде коммерческих и государственных банков (центральных, национальных и др.) предусматривается исполнение двух монопольных направлений банковской деятельности: публично-правовое и частноправовое.

При этом в первом случае правовое регулирование продолжает осуществляться и в традиционной сфере деятельности государственной монополии по выпуску денег.

Одновременно появляются и новые государственные полномочия в области правового регулирования финансов, а именно: по управлению вновь созданной банковской системой государства, золотовалютными ресурсами (в том числе драгоценностями), находящимися в государственной собственности, а также по созданию условий обеспечения устойчивости единой национальной валюты.

Во втором случае государственное правовое регулирование распространяется на банковское дело в сфере кредитных операций, которые издавна традиционно считались частным занятием по извлечению прибыли.

Современная форма организации банковского дела — это своего рода «дуальная система» (то есть двойственная), представляющая одновременно: во-первых, «интересы всего общества»; во-вторых, частные «интересы коммерческих банков и их клиентов» [12].

Общественные отношения в такой организации банковского дела регулируются с одной стороны финансовыми нормами банковского права, так как основной субъект регулирования данных отношений — это государство, а с другой стороны нормами частного права (гражданского права).

Поэтому, с одной стороны нормами банковского права регулируются общественные отношения в сфере государственного надзора за банковской деятельностью и его организацией, а с другой нормами гражданского (частного) права регулирующего право банковских сделок и договоров.

Итак, изучив вопросы исторического возникновения банковской системы, а также некоторые теоретические научные формулировки и дефиниции, касающиеся объективной необходимости ее создания, ее содержания, характеристики, значения, определения и др., необходимо рассмотреть вопросы ее правового регулирования. Правовое регулирование банковской системы в России осуществляется нормами банковского (публичного) права, являющегося подотраслью отрасли финансового права.

Банковская система, начиная с 90-х годов современного тысячелетия, претерпевает кардинальные изменения, затрагивающие как структурную ее часть, так и функциональную.

Структура банковской системы нормативно установлена ч.1 ст. 2 Федерального закона «О банках и банковской деятельности» [3].

Она включает в себя Банк России, кредитные организации, а также представительства иностранных банков.

Соответственно правовое регулирование банковской деятельности (функциональной ее части) входящих в банковскую систему органов и организаций осуществляется согласно ч. 2 ст. 2 указанного Закона, Конституцией РФ, рядом федеральных законов и нормативными актами Банка России [1, 4, 13].

Проблемы правового регулирования функциональной части банковской системы в данной работе не рассматриваются из-за установленного ограниченного объема публикации.

Как известно действующая двухуровневая банковская система была установлена в конце 80х- начале 90х годов прошлого столетия и заменила советскую одноуровневую монопольную банковскую систему [14].

Двухуровневая система рассматривалась при анализе учеными исходя из диспозиции ст. ст. 1и 2 указанного Закона. Она состояла, по их мнению, из следующих структурных элементов:

Первый уровень: Центральный банк Российской Федерации (Банк России);

Второй уровень кредитные организации, подразделяющиеся на:

– сами банки, названные кредитными организациями;

– кредитные организации, имеющие право осуществлять банковские операции;

– небанковские кредитные организации трех видов;

– представительства иностранных банков.

В этот же список можно было бы добавить и филиалы иностранных банков, исключенных из банковской системы законодателем в 2013 году.

Такое официальное законодательное противоречие и отсутствие официального определения банковской системы породило научную дискуссию, которая продолжается до настоящего времени.

Большинство авторов сводит свои аргументы к законодательному определению структуры банковской системы указанной выше [15, 11, 6, 9, 7], другие полагают, что в банковскую систему необходимо включить только банки, имеются и другие предложения, несущественно отличающиеся от указанных точек зрения [8]. В настоящее время дискуссия вышла на новый уровень с принятием новых изменений в ст. 1 указанного Закона [5]. В измененный Закон включены дополнения в виде добавления к понятиям «Банк — кредитная организация», еще двух определений банков: «Банк с универсальной лицензией» и «Банк с базовой лицензией». Основной аргумент дискуссии выдвинут в виде размещения на сайте Государственной Думы Российской Федерации короткого названия законопроекта как законопроекта многоуровневой банковской системы.

Полагаем, что все вопросы дискуссии касаются юридической техники и понятийного состояния дефиниции «банковская система». Поэтому предлагается признать за дефиницией «банковская система» следующее ее определение «Банковская система Российской Федерации включает в себя Банк России и систему финансовых органов и организаций, имеющих статус, установленный ст. 1 настоящего закона, а также представительства иностранных банков».

В целом, интенсивное развитие и реформирование банковской системы приводит к необходимости более детального и глубокого изучения вопросов нормативного регулирования и определения понятийного аппарата.

Литература:

  1. «Конституция Российской Федерации» (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ, от 21.07.2014 N 11-ФКЗ) СПС КонсультантПлюс.
  2. Бюджетный кодекс Российской Федерации от 31.07.1998 N 145-ФЗ (ред. от 30.09.2017) СПС КонсультантПлюс.
  3. Федеральный закон от 02.12.1990 N 395–1 (ред. от 29.07.2017) «О банках и банковской деятельности» СПС КонсультантПлюс
  4. Федеральный закон от 10.07.2002 N 86-ФЗ (ред. от 18.07.2017) «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» (с изм. и доп., вступ. в силу с 30.09.2017) СПС КонсультантПлюс
  5. Федеральный закон от 01.05.2017 N 92-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» СПС КонсультантПлюс
  6. Братко А. Г. Банковское право России. М., 2003.
  7. Банковское право: Учебник для магистров / Под ред. Д. Г. Алексеевой, С. В. Пыхтина. М., 2013.
  8. Городов О. А. О понятии банковской системы России и ее компонентах // Юрист. 2014. N 12. С. 24–28.
  9. Ефимова Л. Г. Банковское право. Т. 1: Банковская система Российской Федерации. М., 2010.
  10. Корриган Е. Центральный и другие банки: размышления о путях создания банковской системы рыночного типа // Экономика и жизнь. 1990. N 46.
  11. Олейник О. М. Основы банковского права: Курс лекций. М., 1997.
  12. Петрова Н. А. Соотношение частных и публичных интересов в банковском праве «Юридическая работа в кредитной организации», 2005, N 4) СПС КонсультантПлюс
  13. «Положение о порядке аккредитации Банком России представительства иностранной кредитной организации, аккредитации иностранных граждан, которые будут осуществлять трудовую деятельность в представительстве иностранной кредитной организации, и осуществления контроля за деятельностью представительства иностранной кредитной организации» (утв. Банком России 22.04.2015 N 467-П) (ред. от 05.04.2017) (Зарегистрировано в Минюсте России 28.08.2015 N 38732) СПС КонсультантПлюс
  14. Самигулина А. В. Эволюция банковской системы: проблемы теории и практики // Право и экономика. 2016. N 11. С. 58–64. СПС Консультант Плюс
  15. Тосунян Г. А., Викулин А. Ю., Экмалян А. М. Банковское право Российской Федерации. Общая часть: Учебник / Под общ.ред. Б. Н. Топорнина. М., 1999.
  16. «Финансовое право: Учебник» (2-е издание, исправленное и дополненное) (отв. ред. С. В. Запольский) («КОНТРАКТ», «ВолтерсКлувер», 2011) СПС КонсультантПлюс
  17. Серебрякова Т. А., Таренкова О. А. Финансовое право: учебно-методическое пособие для бакалавров — Самара: СФ ГАОУ ВО МГПУ, 2016. — 312 с.
Основные термины (генерируются автоматически): банковская система, банк, отношение, правовое регулирование, банковская деятельность, Банк России, государство, Российская Федерация, нормативное регулирование, средневековое государство.


Задать вопрос